Несостоявшаяся дуэль с Орловым и Алексеевым

( В передаче Липранди Ивана Петровича  переведенного из гвардии в армию в чине подполковника 21 августа 1820 г. и прибывшего  в Кишинев после  поэта. Ровно через месяц они познакомились и находились в близких, дружеских отношениях в течение всего пребывания  Пушкина на юге, который отмечал в приятеле «ученость отличную с отличным достоинством человека» )


В конце октября 1820 года брат генерала М. Ф. Орлова, лейб-гвардии. уланского полка полковник Федор Федорович, потерявший ногу, кажется, под Бауценом или Герлицем, приехал на несколько дней в Кишинев. Удальство его было известно.
 
Однажды, после обеда, он подошел ко мне и к полковнику А. П. Алексееву с предложением, что будет гораздо приятнее куда-нибудь отправиться, нежели слушать разговор «братца с Охотниковым о политической экономии!».

Мы охотно приняли его предложение, и он заметил, что надо бы подобрать еще кого-нибудь; ушел в гостиную к Михаилу Федоровичу и вышел оттуда под руку с Пушкиным.
 
Мы отправились без определенной цели, куда идти: предложение Алексеева идти к нему было единогласно отвергнуто, и решили идти в бильярдную Гольды.

Здесь не было ни души. Спрошен был портер. Орлов и Алексеев продолжали играть на бильярде на интерес и в придачу на третью партию вазу жженки. Ваза скоро была подана. Оба гусара порешили пить круговой; я воспротивился, более для Пушкина, ибо я был привычен и находил даже это лучше, нежели не очередно.

Алексеев предложил на голоса; я успел сказать Пушкину, чтобы он не соглашался, но он пристал к первым двум, и потому приступили к круговой. Первая ваза кое-как сошла с рук, но вторая сильно подействовала, в особенности на Пушкина; я оказался крепче других. Пушкин развеселился, начал подходить к бортам бильярда и мешать игре. Орлов назвал его школьником, а Алексеев присовокупил, что школьников проучивают...
 
Пушкин рванулся от меня и, перепутав шары, не остался в долгу и на слова; кончилось тем, что он вызвал обоих, а меня пригласил в секунданты.

В десять часов утра должны были собраться у меня. Я пригласил Пушкина ночевать к себе. Дорогой он уже опомнился и начал бранить себя за свою арабскую кровь, и когда я ему представил, что главное в этом деле то, что причина не совсем хорошая и что надо как-нибудь замять:

 - Ни за что! — произнес он, остановившись. — Я докажу им, что я не школьник!
 - Оно все так, — отвечал я ему, — но все-таки будут знать, что всему виной жженка, а притом я нахожу, что и бой не ровный
 - Как не ровный? — опять остановившись, спросил он меня.
Чтобы скорей разрешить его недоумение и затронуть его самолюбие, я присовокупил:
- Не ровный потому, что, может быть, из тысячи полковников двумя меньше, да еще и каких ничего не значит, а вы двадцати двух лет уже известны…
Он молчал. Подходя уже к дому, он произнес:
- Скверно, гадко; да как же кончить?
 - Очень легко, — сказал я, — вы первый начали смешивать их игру; они вам что-то сказали, а вы им вдвое, и наконец, не они, а вы их вызвали. Следовательно, если они придут не с тем, чтобы становиться к барьеру, а с предложением помириться, то ведь честь ваша не пострадает.

Он долго молчал и, наконец» сказал по-французски:
-Это басни: они никогда не согласятся; Алексеев, может быть, — он семейный, но Теодор никогда: он обрек себя на натуральную смерть, то все-таки лучше умереть от пули Пушкина или убить его, нежели играть жизнью с кем-нибудь другим…

Я не отчаивался в успехе. Закусив, я уложил Пушкина, а сам, не спавши, дождался утра и в восьмом часу поехал к Орлову. Мне сказали, что он только что выехал. Это меня несколько озадачило. Я опасался, чтобы он не попал ко мне без меня: я поспешил к Алексееву. Проезжая мимо своей квартиры, увидел я, что у дверей нет экипажа; который, с радостью, увидел у подъезда Алексеева, а еще более, и так же неожиданно, обрадовался, когда едва я показался в двери, как они оба в один голос объявили, что сейчас собирались ко мне посоветоваться, как бы окончить глупую вчерашнюю историю. -- Очень легко, — отвечал я им, — приезжайте в 10 часов, как условились, ко мне; Пушкин будет, и вы прямо скажете, чтобы он, так как и вы, позабыл вчерашнюю жженку

Они охотно согласились. Но Орлов не доверял, что Пушкин согласится. Возвратясь к себе, я нашел Пушкина вставшим и с свежей головой, обдумавшим вчерашнее столкновение.
На сообщенный ему результат моего свидания он взял меня за руку и попросил:
- Скажите мне откровенно: не пострадает ли моя честь, если соглашусь оставить дело?

 Я повторил ему сказанное накануне, что не они, а он их вызвал, и они просят мира:
- Так чего же больше хотеть?

 Он согласился, но мне все казалось, что он не доверял, в особенности Орлову, чтобы этот отложил такой прекрасный случай подраться; но когда я ему передал, что Федор Федорович не хотел бы делом этим сделать неприятное брату, Пушкин, казалось, успокоился.
 
Видимо, он страдал только потому, что столкновение случилось за бильярдом, при жженке:
- А не то славно бы подрался; ей-богу, славно!

 Через полчаса приехали Орлов и Алексеев. Все было сделано, как сказано; все трое были очень довольны; но мне кажется, все не в той степени, как был рад я, что не дошло до кровавой развязки: я всегда ненавидел роль секунданта и предпочитал действовать сам.

 За обедом в этот день у Алексеева Пушкин был очень весел и, возвращаясь, благодарил меня:
- Иван Петрович! Прошу вас, если когда представится такой же случай, не отказывайте мне в ваших советах.
Мы с чувством пожали друг другу руки.


Рецензии
Как же все было зыбко! - ныне сложно представить, Асна

Александр Скрыпник   28.02.2020 19:31     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр!
Зыбкий мир в человеческом обществе всегда.
Я лично иногда жалею, что не могу вызвать некоторых на дуэль((
Не потому, что такая кровожадная, но меня выхлестывает махровый идиотизм тех, кто находится на государственной службе, считает себя выше всех, но элементарного не знает. Мне все нервы вытрепали с мемориалом, куда занесли 25 фамилий изменников родины. Мое обращение в Генпрокуратуру и МО РФ сподвигла этих чинуш убрать оттуда всего 5 фамилий, а остальные 20 до сих пор красуются. Эта моя война идет с 2015 года. Написала 2 декабря Президенту России, но оттуда мое обращение вернулось сюда, и канитель продолжается. Я же каждому из этих беспомощных "госудраственных" людей каждый раз распечатываю по 100 листов доказательств того, что на мемориалы заносятся имена только погибших и пропавших без вести в годы ВОВ и с текстом же ФЗ об увековечении памяти павших при защите Отечества. Но воз и ныне там(( Нет никакого желания вообще творить, пока точка не будет поставлена на этом позорном деле. Несколько человек из этой братии я, точно, не пожалела бы и застрелила на дуэли, будь они еще в действии((
Спасибо, что читаете и пишете мне отзывы, тогда как я не имею возможности читать всех вас. Прошу прощения за молчание.
Удачи и везения в творчестве и личной жизни, Александр!
С уважением и благодарностью,

Асна Сатанаева   01.03.2020 13:41   Заявить о нарушении
Вам удачи, Асна!

Александр Скрыпник   01.03.2020 15:27   Заявить о нарушении
Спасибо, она не помешает никому.
Вам творческих удач и здоровья, Александр!

Асна Сатанаева   01.03.2020 21:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.