И на том спасибо... Кукурузное зернышко

                КУКУРУЗНОЕ ЗЕРНЫШКО



      Отец умер, а я так и не успела спросить у него о чем-то важном, что не давало покоя.  Все откладывала.  Знала, что это болезненно для него. Отец не любил рассказывать о своем детстве – оно было тяжелым. Поэтому он делал все, чтобы детство его детей было счастливым и безмятежным. Оно таким и было, хотя мы с сестрой не всегда ценили это – считали, что так и должно быть.
    
      Отчего это невозвратимое время кажется теперь светлее, праздничнее и богаче, чем было на самом деле? Да, было красивое голубое платье с  ажурным и вышитым цветными нитками воротником.  К поясу цеплялся такой же вышитый карман.  По дороге в школу я отцепляла карман и прятала в портфель - стеснялась  детей, не так нарядно одетых или одетых более бедно . Особенно доставал цыганенок  Гришка, учившийся в той же школе. Стоило одеть что-нибудь новое, он обязательно старался зацепить, дернуть или даже порвать. Что однажды и случилось с  шапочкой неземной  красоты,   с большими белыми помпонами, один из которых был тут же  Гришкой оторван. Может, это было проявление буйных  цыганских  чувств с его стороны?
    
      Отца иногда переводили на новое место работы. Менялись декорации. Запомнилась одна: большой дом с колоннами, высокими потолками и лепными узорами вокруг люстр –  что-то из тургеневских сюжетов. Но я помню этот дом, правда, без мезонина. Наверное,  мезонина не было. В доме постоянно появлялась заботливая женщина, которая помогала маме вести хозяйство, следила за домом во время поездок родителей в отпуск с нами, детьми – куда же без нас? Да, это была домработница. В те времена непозволительно было даже слово такое произносить. Она числилась разнорабочей  в большом штате организации лесного хозяйства, начальником которой был отец.
    
       А  большая  карета с двумя лошадьми, с облучком, с кучером и с опускающимся кабриолетным верхом  заменяла в штате служебную машину для торжественных выездов. Она действительно была? Но ведь я помню, именно в  ней меня, с переломанной рукой,  повезли в больницу. Рука сильно болела, но я чувствовала себя принцессой. Отец сидел  рядом и  устраивал допрос: «Зачем ты полезла на  дерево? Как ты могла?  Ты же дочь начальника, на тебя должны равняться другие дети? Что людям говорить: «Моя дочь лазила по деревьям и сломала руку?» Ну, не хотела я уступать мальчишкам, вот и прыгала вместе с ними с дерева на дерево. Как обезьянка.
     Вот бы сейчас, да в такой   карете…

***
     Время было хрущёвской оттепели, в разгар культа кукурузы. Королева полей – это завораживало детское воображение. Пропаганда  кукурузы была везде. Первое, второе и хлеб – рекомендовалось  из кукурузы!
     - Мамалыгу, хлеб и кисель из кукурузы мои дети никогда не будут есть, - заявлял отец.

      Ох, как  мне хотелось попробовать эту мамалыгу. Очень  хотелось! Само слово «мамалыга» казалось очень вкусным.
    
     А в предновогодние дни – один и тот же сценарий.  Долгожданный момент - новогодняя елка (на юге Украины – это сосна с пышно поднятыми лапами вверх) установлена и желает наряжаться.  Кто будет наряжать? Конечно, мы с сестрой. В ход идет все: шары, висюльки, конфеты «Ласточка», мандарины, картонные  домики, серпантин… еще, еще…ещё… Пора бы и остановиться, но черта, отделяющая хороший вкус от цирковой роскоши, уже перейдена.  Да какой там вкус! Мы – дети, и ничто нам - не указ. Наконец-то,  добирались до кукурузных початков, уложенных на самое дно коробки.  Хитро переглядывались с сестрой, вешали их где-нибудь с задней стороны елки и прикрывали серебристым снежком. И каждая из нас в такую минуту думала: «Ох, и злиться папа будет!».  Детская жестокость бывает посильнее взрослой, более изощренной. Отец не злился, но всегда укоризненно качал  головой  и каждый раз просил не вешать их. «Ну, хоть одну кукурузку». - клянчили мы. Загляни мы глубже в его глаза, наверное, заметили бы и грусть и что-то еще невысказанное.  Нам было не до того: запретный плод вкуснее. Какой уж там вкус у плода, нам было неизвестно, но  не оставлять же такую красоту на дне коробки! Золоченые  початки с переливающимися зелеными листиками  так и просились на ветку.
     Если бы мы только  знали…

***
     Я уже была в старших классах, когда тетя (сестра отца) рассказала нам с сестрой в канун Нового года  эту историю:
      - …33-й  год, февраль, Украину замело снегом. И голод, страшный голод. Не дай вам Бог, дети, пережить такое. – Тетя покачала головой, а на глаза навернулись слезы. – Отец вам рассказывал о своем детстве?
      - Нет. – дружно ответили мы с сестрой.
       - Да, конечно,  не хотел травмировать вас,  не мог – кулацкая семья была.  Вас  же учили в школе, кто такие кулаки?
     - Враги народа. – заученно ответила я.
     - Враги,… - тетя  горько улыбнулась. – Ладно, время все расставит по своим местам.  Так вот, большой дом, сад. Каждое новое деревце облагалось налогом и каждая новая курица тоже.  Восемнадцать детей было у родителей. Держали ветряную мельницу.
    
     «Ну это уже слишком». - думала я, воспитанная в духе таких пионеров, как Павлик Морозов (впоследствии выяснилось, что он написал донос на своих родителей из-за нескольких мешков зерна). Большой дом – понятно, восемнадцать детей – это же … страшно подумать! Это же как детский сад,  как целый мой класс. Но мельница – ничего себе!»
    
      - А дальше раскулачивание, - продолжала тетя. - Соловки.  Ой, как страшно. Я была восьмая в семье, а ваш отец – последний,  восемнадцатый.  Ему тогда было  шесть лет. Загребли всю семью, кроме нашей матери (в тот  момент в доме её не было) погрузили в вагон и… ой, не дай Бог… Мать прибежала домой – дом опечатан.  Побежала на станцию, просила её забрать вместе с семьей. «Нет распоряжений!» -  её гнали прочь. И так она шла от станции к станции,  на каждой остановке состава просила показать ей в окошко Алёшу – вашего отца. И так до самих Соловков.
«Где эти Соловки?» - думала я. Позже посмотрела на карте и ужаснулась: это же какое расстояние надо было  проделать бабушке  пешком из Черкасс до этого страшного места!

     Я смотрела на тётю и невольно любовалась ею.  В свои семьдесят  семь  она выглядела, так, как изображают  книжных  бабушек, рассказывающих сказки детям: седые волосы гладко зачесаны  назад и собраны в пучок, серые  грустные глаза, низкий грудной голос и правильные черты  умного  лица (как я могла отличить в те годы умное лицо от неумного – не знаю. Просто так мне казалось). Наверное, сказывался образ жизни: преподавала в школе русский, украинский и немецкий. Много читала). Её имя мне тоже казалось сказочным – Соломия!  Любимая украинская поэтесса – Леся Украинка. Тётя всегда говорила, что я похожа на неё.
     - Красотой или талантом? – кокетничала я.
     - Ох, детка, говорят, что твои сочинения – лучшие в классе, но «Лiсову пiсню» ты вряд ли напишешь.

      - Неужели вам отец никогда не рассказывал? – продолжала тётя. -  Ах, да – я уже спрашивала. Оно и понятно – не мог. Разбросала нас судьба – кто умер, кто сбежал, кого в другой лагерь кинули. Как я выжила? Сама не знаю. В церкви, куда нас затолкали, холод, крысы, люди умирали от воспаления лёгких,  от голода.  А в это время наша мать, как волчица, потерявшая выводок,  билась и выла,  но сумела вырвать из заключения вашего отца. И вот 33-й год… На Украине голодомор.  В доме мать с малолетним сыном. В доме пусто. Это не кокетливое «хоть шаром покати» - это вообще ни-че-го. Тут  и шар не поможет. Летом, чтобы не умереть с голоду, можно было кашу из лебеды варить…
     - Что такое лебеда? – охрипшим голосом спросила я.
     - Трава такая, сорняк, в огороде растет. Я покажу вам.  Каша на вкус не очень, но съедобная и питательная. Так вот летом можно было  ягод насобирать, грибов, если повезет,  а тут лютая зима. В кладовке на пустых полках только паук забился в угол  и голодными глазами муху выискивал – мух  не было.   В один из таких голодных дней мама с Алёшей закутались во что могли и пошли на улицу в поисках чего-нибудь, что можно съесть. Взявшись за руки, они шли в сторону сельского тока, где летом складировалось зерно – может что-нибудь завалялось…  На улицах заметель,  хатки скукожились  от холода, а на току ветер гуляет, разгоняя снег…
   
       Мы с сестрой притихли и ежились от холода, хотя в доме было тепло.
      
       - … Весь ток обошли, и вдруг Алёша заметил сиротливо лежавшее кукурузное зернышко, снял варежку, бережно поднял зернышко и показал маме. «Ищи ещё, сынок». –  радостно сказала мама.  Больше ничего Алёша не нашел. Дома насобирали  дров, растопили печку, поставили  воду в горшке,  и бросили туда добычу.  Когда еда сварилась, мама сказала сыну: «Ешь, сынок, ты ещё маленький, тебе силы нужны, чтобы расти и выжить». «Я не буду, - сказал Алёша, - это тебе, мама».
    
      Тётя закончила рассказ. Глаза затуманились. Она осторожно поправила пучок на голове и  уставилась в одну точку.  Казалось, онемела.
     - И кто съел? - робко спросила я.
     - Ой, не знаю, дети, не знаю… Может быть отец когда-нибудь и расскажет вам. Много может рассказать…  А как он учился в школе, тянулся к знаниям. Свет экономили (он жил у старшего брата). Ночью  Алёша выходил на улицу и читал при свете луны. Сейчас все для детей -  только учитесь, читайте  - это ваше богатство.
    
      Отец никогда ничего не рассказывал, а я не рисковала спрашивать.

***
    
      - Иди, сними  кукурузу с ёлки! -  приказала я сестре. Сестра младше меня, и я пыталась командовать ею.
     - Сама иди и снимай, - огрызнулась сестра, - мне страшно. Она прижалась к тёте.
    
      Я сняла кукурузный початок с ёлки, и спрятала в коробку. А сама пошла искать отца, чтобы сказать, что больше не будем вешать на ёлку кукурузную игрушку – разбилась. Правда, отец учил  никогда не врать. Но хотелось больше не портить отцу настроение перед  Новым годом, хотелось, чтобы он вообще забыл о кукурузе, а разбивать было жалко – уж очень красив золоченый  початок. Игрушка и правда, вскоре разбилась. Жаль!
      
       Тайна маленького кукурузного зернышка ушла в могилу вместе с отцом. Я знаю - когда попаду в тот, другой мир и встречусь с отцом, первый вопрос будет об этом кукурузном зернышке.


Рецензии
Печальная история. Валя, как же страшно. Как страшно жили...

Спасибо тебе за этот рассказ! Иногда очень полезно почитать такие вещи. 'Чтобы помнили'...

Светлана Логинова Гущина   06.02.2014 20:40     Заявить о нарушении
Наталья, тебе спасибо, что прониклась.

Валентина Коркоран   09.02.2014 02:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.