Кочис. Мангас на тропе войны

Мангас, родился приблизительно в начале 1790-х, как и его зять Кочис,  на фоне соплеменников мужского пола выделялся высоким ростом – 6 футов 4 дюйма, и весил под двести пятьдесят фунтов.
О раннем периоде его жизни  также мало известно. Впервые о нем идет упоминание в документах датированных 1842 годом, как о лидере враждебного племенного бэнда чихине могольон, известного как бедонкоэ (бедонкохе).
Некоторые исследователи апачи считают, что в ранние годы он был известен под другим именем. Имя Мангас Колорадос испанского происхождения, означает «окрашенные рукава» или «алая рубашка», по причине того, что он видимо был запечатлен современниками в рубашке с красными рукавами.
Также есть версии объясняющие, что Мангас Колорадос и лидер чихине с 1815 по 1830-е годы  упоминавшийся выше Фуэрте одно и то же лицо.
Имя Фуэрте означает «крепкий телом» или «хорошо сложен» если уж объяснять с позиций современного человека. Бэнд Фуэрте кочевал между гор «Теплого источника» и  Санта-Рита в период, когда заговорили о лидере этого бэнда Мангасе Колорадосе. Возможно, Мангас до этого находился в тени таких лидеров чихине как Фуэрте и Мокко Мано, и по мере старения тех, его авторитет и влияние придали ему статус лидера в бэнде. Но кроме него в этот период появляются и другие известные лидеры чихине – Кучильо Негро, Итана, Делгадито.
Некоторые свидетельства, имевшиеся у мексиканцев, указывали на то, что у Мангаса среди чирикауа, кочевавших в районе Фронтераса и гор Чирикауа имелись родственники, которые участвовали совместно с ним в набегах. Кочис, несомненно, был среди них.
В начале 40-х дружба Мангаса с молодым лидером чоконен Кочисом, как свидетельствуют источники, перешла в родственные отношения. Кочис вступил в брак с дочерью Мангаса по имени Дос-тен-сех (Готовящая На Костре), которая согласно обычаям апачи была его старшей женой на протяжении всей жизни. Известно, что мужчина апачи, женившись, переходил жить в бэнд жены. Кочис прожил в бэнде Мангаса немного времени, до полугода, и возвратился в свою группу чоконен, так  как был ее лидером. У апачи существовало правило «сыновья выдающихся мужчин должны были оставаться в своем доме».
В это же период большинство сторонников войны с мексиканцами, таких как Писаго Кабесон и старый Мокко Мано стали выступать за перемирие. Мангас Колорадос в это время относился к агрессивному меньшинству. Но большинство чирикауа устали от пятилетней войны и желали мирной передышки. Индейцам необходимо было заготовить впрок продовольствие, пошить новую одежду, и в целом по-хозяйски провести ревизию награбленного.
Мокко Мано в апреле 1842 года прибыл в Ханос и запросил мира.
После предварительных договоренностей с капитаном Педро Мадригалом, Мокко Мано в сопровождении предоставленной ему охраны последовал на переговоры в город Чиуауа для встречи с губернатором. В конце апреля для обсуждения условий перемирия в Ханос пришли и другие бэнды чирикауа. В мае Писаго Кабесон направляет в Ханос своих эмиссаров – двух воинов и семь женщин, но те, испугавшись предательства со стороны мексиканцев, неожиданно для всех покинули Ханос, так и не приняв участие в обсуждении мира.
Такие действия индейцев вызвали раздражение среди  жителей Ханоса, которые высказались за продолжение войны с апачи. Но к счастью, один из лидеров чоконен Мануэлито в начале июня вновь пришел в Ханос, желая заключить с мексиканцами мир. Капитан Мадригал вздохнул с облегчением, так как перспективы этого мира были многообещающими.
Для подписания мира с апачи в Ханос 27 июня прибыл сам губернатор Гарсиа Конде. 4 июля 1842 года договор был подписан.
Согласно условиям договора чирикауа обязались прекратить любые военные действия, возвратить в семьи мексиканских пленников и похищенных лошадей, а также разместить свои ранчерии близ Ханоса и вступить в войну с враждебными мескалеро-апачи. Губернатор Конде публично признался вождям чирикауа, что мирные соглашения 1832 и 1835 годов, разрушались по причине того, что  мексиканское правительство отказывало индейцам в предоставлении рационов продовольствия. Теперь же чирикауа получали по два с половиной фунта кукурузы, табака, сахара и мяса на каждую семью.
В Соноре враждебные чоконен под предводительством Мангаса Колорадоса досаждали близ Фронтераса. Туда были направлены войска. Их присутствие в этом регионе встревожило Писаго Кабесона и он попросил защиты у Мадригала. Когда войска были отозваны Писаго пришел в Ханос и привел с собой тридцать воинов, пятьдесят женщин и восемьдесят детей. Кочиса среди них не было, так  как он в это время находился с Мангасом.
Он по всей вероятности кочевал около Фронтераса. Там же разбили свои ранчерии группы вождей Эскуиналине, Тебоки и Иригольена, которые в надежде заполучить рационы хотели заключить с сонорцами мир. Но не получив долгожданные пайки, чоконен уже летом объявили, что уходят Аламо Хуэко, чтобы присоединится к Мангасу Колорадосу, в то время как группа Кочиса ушла от Мангаса и присоединилась к общине Писаго Кабесона в Ханосе.
Там в октябре 1842 года бэнд Кочиса получил рационы и оставался в этом районе до начала ноября. Уход Кочиса от Мангаса в Ханос, интерпретируется Суини как поручение Мангаса Кочису выяснить истинные намерения мексиканцев. Из последующих сообщений современников следует, что Кочис после получение рационов вернулся к Мангасу, сообщив о благоприятной обстановке в пресидио.  Мангас до этого не соглашался вступать в мирные отношения с мексиканцами, но после информации зятя изменил свое позицию, решив вести переговоры.
Власти Чиуауа отреагировали молниеносно, пригласив в начале февраля в Ханос несколько лидеров чирикауа – Мангаса Колорадоса, Кучильо Негро и Тебока.
Вожди пообещали к марту привести в Ханос свои бэнды. Бэнд Мангаса прибыл туда 28 марта и, в течение четырех дней вел переговоры с генералом Мариано Монтерде. Генерал признал, что чирикауа не заслуженно порой страдают от предательств подобных бойне Джонсона, или от охотников за скальпами вроде Киркера. В ходе переговоров обеим сторонам удалось достигнуть взаимопонимания, и Мангас принял те  условия мира, которые принял Писаго Кабесон девятью месяцами ранее. Кроме этого он дал согласие отправить своих эмиссаров в Сонору для участия в переговорах с генералом Урреа.
 2 июня представители чирикауа: Негрито, Матиас и Марсело (сын Писаго Кабесона) прибыли в Гуаймас на встречу с Урреа. Генерал принял их предложение о мире, после того как индейцы пообещали воздержаться от грабежей подвластной ему провинции.
К сожалению, пока шли переговоры с Урреа солдаты из Фронтераса  убили шестерых мужчинами чирикауа без всякой на то причины. Дело было так. Западные апачи (койотеро) совершили кражу скота во Фронтерасе. На тот момент там находились семеро воинов чирикауа. Они добровольно вызвались помочь солдатам пресидио в поиске украденных животных и  большей частью вернули их обратно. Но солдаты почему-то открыли огонь по своим помощникам, убив шестерых, одному удалось сбежать.
Расплата последовала незамедлительно. Мангас и Писаго атаковали Фронтерас, убив несколько жителей. Таким образом, недавно замиренная враждебная часть чирикауа вновь встала на тропу войны.
Страсти были настолько накалены с обеих сторон, что о развитии мирных отношений говорить уже не приходилось.
Власти Ханоса прекрасно понимали, откуда у мирных чирикауа появляется скот и другая добыча, но не предпринимали на этот счет ни каких мер, продолжая выдавать индейцам рационы.
В этот период появляется еще ряд документальных свидетельств о деятельности Кочиса в качестве лидера бэнда чоконен. 24 июля он получал пайки под именем Чучисе. Вероятно, полагает Суини, жители Аризоны  спустя двадцать пять лет изменили транскрипцию, и получилось «Кочис».
Так же пайки получала и некая Дсе-Тоса возможно опять измененная транскрипция жены Кочиса Дос-тех-сех. На руках у нее был ребенок, вероятно старший сын Кочиса Таза, родившийся около 1842 года. Кроме них в списках значиться некая Мария Чис с двумя сыновьями. Суини высказывает предположение, что это возможно могла быть вторая жена Кочиса.
Следующие четыре месяца Кочис находился в составе отрядов Мангаса и Писаго проводивших рейды на юго-западе Новой Мексики. Если это так, то, по мнению Суини, Кочис тогда участвовал в кровавых событиях1843 года развернувшихся на территории Соноры периодически, сбывая награбленное в Ханосе.
Выше упомянутый нами Элиас Гонсалес направил генералу Монтерде письмо с предложением организовать экспедицию против враждебных. Монтерде же посоветовал Гонсалесу наказывать лишь тех апачи, которые буйствуют в Соноре и не трогать тех, которые находятся в Чиуауа.  Любое нарушение сонорскими войсками границ Чиуауа, будет рассматривать как преступление.
К тому же Монтерде о возможном вторжении сонорцев предупредил индейцев, призвав их соблюдать условия договора и оставаться близ Ханоса.
На протяжении 1843 года, апачи совершали неистовые набеги на севере Мексики. В них участвовали даже те чирикауа, которые стояли лагерями близ Ханоса и считались мирными, получая там рационы.


Рецензии