Иннокентий Смоктуновский - архигений!

Смоктуновский, Иннокентий Михайлович[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедииПерейти к: навигация, поиск Иннокентий Смоктуновский
 
Имя при рождении: Иннокентий Михайлович Смоктунович
 
Дата рождения: 28 марта 1925(1925-03-28)
 
Место рождения: село Татьяновка,
Томская губерния,
РСФСР, СССР ныне Томская область
 
Дата смерти: 3 августа 1994(1994-08-03) (69 лет)
 
Место смерти: Москва, Россия
 
Профессия: актёр
 
Гражданство:  СССР ;  Россия
 
Годы активности: 1946—1994
 
Театр: Большой драматический театр, Малый театр, МХАТ,
МХТ им. Чехова
 
Награды: 
   
   
   
    
 
IMDb: ID 0810550
 

Иннокентий Михайлович Смоктуно;вский (при рождении — Смоктуно;вич; 28 марта 1925, село Татьяновка, Томская губерния — 3 августа 1994, Москва) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1965).

Образы, созданные Смоктуновским на сцене — князь Мышкин в Большом драматическом театре, царь Фёдор Иоаннович в Малом, чеховский Иванов и Порфирий Головлёв во МХАТе — вошли в «золотой фонд» русского театрального искусства[1][2][3].

Смоктуновского называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа; лучшие свои роли он сыграл в фильмах «Солдаты», «Девять дней одного года», «Гамлет», «Чайковский», «Дамский портной» и в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»[1][4][3].

Содержание [убрать]
1 Биография
1.1 Детство
1.2 Война
1.3 Театр. До Мышкина
1.3.1 В Москве
1.4 После Мышкина
1.4.1 Уход из БДТ
1.5 Малый театр и МХАТ
1.5.1 Возвращение на сцену. «Царь Фёдор Иоаннович»
1.5.2 С Ефремовым во МХАТе
1.6 В кино и на телевидении
2 Семья
3 Творчество
3.1 Оценки критиков и режиссёров
3.2 Роли в театре
3.3 Работы на телевидении
3.4 Работы на радио
3.5 Роли в кино
4 Награды и звания
5 Примечания
6 Библиография
6.1 Книги И. Смоктуновского
6.2 Литература об И. Смоктуновском
7 Фильмография о Смоктуновском
8 Ссылки
 

[править] БиографияИннокентий Смоктуновский родился в селе Татьяновка Томской губернии (ныне Шегарский район Томской области); был вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899—1942) и Анны Акимовны Махневой (1902—1985)[5].

Существует версия, что Смоктуновичи (польск. Smoktunowicz) происходят из древнего рода волынских шляхтичей и были сосланы в Сибирь за участие в восстании 1863 года[6][7]; однако по свидетельству самого актёра, его прадед не был ни дворянином, ни поляком и сам он по крови белорус[7]. В одном из интервью Смоктуновский о своём прадеде рассказывал: «Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьёй»[7].

[править] ДетствоВ 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители Иннокентия переехали сначала в Томск, затем в Красноярск, где жила родная сестра отца, Надежда Петровна, — в голодном 1932 году, не имея собственных детей, она взяла к себе на воспитание Иннокентия и его брата Владимира[8]. Отец, одарённый незаурядной физической силой, работал грузчиком в красноярском порту[8]. С началом Великой Отечественной войны он был призван в армию, воевал в составе 637-го стрелкового полка и в августе 1942 года пропал без вести[9], как выяснилось позже, погиб[10].

В 14 лет Иннокентий Смоктуновский впервые попал в театр — Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина; много лет спустя он рассказывал о первом увиденном спектакле: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясённый… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой»[11]. Ещё раньше, в шестом классе, он начал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актёр Синицын. Однако после первого же публичного представления «Предложения» А. П. Чехова, в котором Смоктуновский играл Ломова, он был из кружка изгнан[11].

[править] ВойнаКогда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней[10]. В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр; много лет спустя актёр признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты: покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже не мог[10].

В январе 1943 года Смоктуновский был направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. После окончания училища, в августе, он был отправлен на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии[10][12].

В составе 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, при форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу»[12][13]. Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош»[14].

В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. 7 января 1944 года бежал из плена[15], и в течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья. «Может быть, именно здесь, — напишет позже Раиса Беньяш, — где с риском для собственной жизни люди вернули жизнь обессилевшему солдату, впервые узнал Смоктуновский реальную цену человечности»[16]. Связь с членами этой семьи Смоктуновский сохранял до конца жизни[17]. В том же доме он познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года[17]. В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии[18]; с этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, младший сержант Смоктунович принимал участие в боях по освобождению Варшавы, был награждён второй медалью «За отвагу» и закончил войну в Гревесмюлене[19].

[править] Театр. До МышкинаДемобилизовавшись в октябре 1945 года, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск; не имея ни ясной цели, ни поддержки, поначалу он намеревался поступить в Лесотехнический институт[16], но старый приятель по школьному драмкружку сообщил, что местный театр организовал студию: «Будем вести лёгкую, приятную, весёлую, беззаботную жизнь»[20]. Через тридцать лет, в зените славы, Смоктуновский скажет: «Было в моей жизни много всякого: и плохого и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет — лёгкости и беззаботности»[20].

Хотя Смоктуновский бежал из немецкого плена, сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадёжный», он получил «минус 39» — запрет на проживание в 39 крупнейших городах[20]. После недолгой учёбы в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945—1946), «не глотнув даже азбучных истин актёрской профессии»[16], он набирался опыта в тех краях, дальше которых не ссылали[21]: в 1946—1951 годах выступал на сцене Норильского Заполярного театра драмы, в котором служили преимущественно заключённые Норильлага, в их числе Георгий Жжёнов; именно здесь, в Норильске, в разгар «борьбы с космополитизмом», по требованию директора театра ему пришлось изменить фамилию[22], — в 1966 году Смоктуновский подпишет Письмо 25 деятелей культуры и науки Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина[23].

В 1952 году актёр переселился в Махачкалу, где служил в Русском драматическом театре, в 1953—1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене местного Театра им. М. Горького. За эти годы ему довелось сыграть Белогубова в «Доходном месте» А. Островского и даже Хлестакова, дважды — в Махачкале и в Сталинграде[24][25]. Римма Маркова, видевшая его Хлестакова, много лет спустя говорила: «Жаль, что позже Смоктуновский практически не играл комедийные роли, он мог делать это блистательно»[26].

[править] В МосквеМечтая о театре более высокого уровня, в начале 1955 года Смоктуновский, по совету Риммы и Леонида Марковых[27], отправился в Москву, показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал[24]. «Он был не нужен, — писал А. Смелянский, — и по справедливости: „ментальность“ артиста была на редкость не подходящей для репертуара той поры. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной „тюремной“ пластикой… Артист с такими данными был безнадёжен для тех пьес, что определяли репертуар»[21].

В конце концов Смоктуновский был принят на внештатную работу, с оплатой за выход, в Театр им. Ленинского комсомола, но и там ролей практически не имел и через несколько месяцев перешёл в Театр-студию киноактёра[24]. Снимался на киностудии «Мосфильм» в массовках, в 1956 году сыграл первые небольшие роли — в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал её мужу»; наконец был замечен режиссёром Александром Ивановым, пригласившим никому не известного актёра на неэпизодическую роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»[24].

По свидетельству самого актёра, покидая Волгоград, он сказал коллегам: «Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом»[28]. Главную роль своей жизни, круто изменившую его судьбу, Иннокентий Смоктуновский получил благодаря счастливому стечению обстоятельств: в 1957 году Георгий Товстоногов пригласил из Таллина режиссёра В. Я. Ланге для постановки «Идиота» в Большом драматическом театре; на роль князя Мышкина был назначен Пантелеймон Крымов, актёр столь же талантливый, сколь и недисциплинированный; не явившись на первую репетицию, он исчерпал терпение Товстоногова и был уволен[29]; другого актёра на эту роль в труппе БДТ не нашлось, и Ланге вернулся в Таллин. Некоторое время спустя назначенный на роль Рогожина Евгений Лебедев порекомендовал Товстоногову Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме «Шторм»; увидев актёра в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в БДТ и теперь уже сам взялся за постановку спектакля[29].

[править] После Мышкина
В роли князя Мышкина (БДТ, 1957)Работа над ролью шла крайне тяжело: «Такого мучения в работе, такой трудности, — говорил актёр, — я и предположить не мог»[30]. Но после премьеры «Идиота», состоявшейся 31 декабря 1957 года, Иннокентий Смоктуновский «проснулся знаменитым»; смотреть спектакль с необыкновенным князем Мышкиным люди приезжали со всех концов Советского Союза[31]. Как отмечала А. Варламова, после знаменитых статей В. Г. Белинского о П. Мочалове в роли Гамлета трудно было вспомнить другой случай, когда бы критика зафиксировала и проанализировала едва ли не каждый момент существования актёра на сцене[32]. И. Соловьёва и В. Шитова описали простой проход Мышкина—Смоктуновского из одной кулисы в другую перед закрытым занавесом, ставший одной из вершин роли: «Высокий и слабый, сутулый и непередаваемо изящный, с какими-то слишком лёгкими руками, с походкой, щемяще робкой и одновременно щемяще решительной, князь Мышкин шёл в иноземном своём платье, в толстых башмаках, с узелком, завязанным в клетчатый платок. Беззащитный, детски приветливый, строгий, вступал он в эту петербургскую жизнь, корыстную и горячечную, нёс сюда ясный и беспомощный свет своей души»[33].

По свидетельствам очевидцев, Смоктуновский с первого же появления на сцене — в вагоне поезда, возвращавшего его героя в Россию, — убеждал зрителей в том, что Мышкин Достоевского — «такой и другим быть не может»[34]. Впоследствии многие — и театральные критики, и режиссёры, и коллеги-актёры — называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни[34]. «Это был прорыв, взрыв, переход в новое качество не только ленинградского театра, но и всей нашей сцены», — писал об «Идиоте» десятилетия спустя А. Смелянский[35]. Сам же Смоктуновский об этом спектакле говорил: «Я сыграл его двести раз, и если бы мне пришлось сыграть его ещё столько же, я бы и сам остался больным человеком»[36]. Теперь актёра наперебой приглашали в кино — лучшие режиссёры Советского Союза; именно его хотел видеть в роли Андрея Болконского Сергей Бондарчук[37].

После премьеры «Идиота» Смоктуновский проснулся не просто знаменитым, но «гением»[38], между тем на сцене БДТ ему приходилось играть Дзержинского в погодинских «Кремлёвских курантах» и Сергея Серёгина в «Иркутской истории» А. Арбузова, схематично воспроизводившей конфликт «Идиота»[39]. Серёгина, по мнению критика, Смоктуновский сыграл «бледно и неинтересно», и причиной неудачи стало интуитивное неприятие среднего уровня, выше которого ни его герой, ни сама пьеса не поднимались[39][40]. «Он стал бояться следующей роли, — писала завлит БДТ Дина Шварц, — У него появились собственные проблемы, не знакомые никому в театре… Никто не хотел задумываться — а не сыграет ли Смоктуновский следующую роль хуже, чем Мышкина»[41].

[править] Уход из БДТРолей, более соответствовавших его возможностям, актёр стал искать на стороне — в кинематографе, что в итоге привело к конфликту с художественным руководителем театра; так, из-за съёмок он на три недели опоздал к началу репетиций «Горя от ума», где должен был играть Чацкого[42]. В конце 1960 года, сыграв лишь пять раз «Иркутскую историю», Смоктуновский покинул БДТ[43].

Впоследствии его попытки вернуться в театр, — а он очень хотел сыграть Чацкого, — не увенчались успехом: Товстоногов не прощал измен[43][44]; Евгений Лебедев, на протяжении десятилетий связанный с Товстоноговым и дружбой, и родством, свидетельствовал: «Георгий Александрович очень переживал уход Смоктуновского, но у нас был принцип — кто уходил из театра, тот уже не возвращался»[45]. Лишь при возобновлении в 1966 году спектакля «Идиот», специально для гастролей в Англии и во Франции, он был ненадолго приглашён в БДТ — как гастролёр. Записанный на фонограмму голос Смоктуновского звучал в качестве текста от автора в спектаклях Товстоногова «Поднятая целина» (1964) и «Ревизор» (1972), но, оказавшись вынужденным выбирать между театром и кинематографом, актёр выбрал кино, — хотя без театра, как выяснилось очень скоро, жить не мог[46], — и вплоть до 1973 года на сцену не выходил.

В этот период Смоктуновский сыграл целый ряд киноролей, принёсших ему всесоюзную славу, а в дальнейшем и признание за рубежом; в их числе Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», Гамлет в фильме Г. Козинцева, Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля», Чайковский в фильме И. Таланкина (сценарий был написан специально для Смоктуновского[47]); роль Порфирия Петровича в фильме Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР[48][49]; Гамлета Смоктуновского Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA — за лучшую мужскую роль.

Как отмечала Е. Горфункель, список ролей, не сыгранных из-за занятости в других фильмах или из-за болезни глаз, заставившей Смоктуновского на два года покинуть кинематограф (после съёмок у Рязанова), не менее впечатляющ: кроме Андрея Болконского, это и Каренин, и Хлудов в «Беге» А. Алова и В. Наумова, и Борис Годунов, и Гойя у К. Вольфа, и Сирано де Бержерак…[50][51] А для каких-то ролей уже было безнадёжно упущено время: Кулиджанов, готовясь к съёмкам «Преступления и наказания», предложил Смоктуновскому на выбор Свидригайлова или Порфирия Петровича; поскольку Свидригайлов мог стать повторением пройденного, актёр предпочёл неясного для него самого Порфирия и вскоре пожалел об этом: «Как ни бились мы… выискивая контрастные ритмы, которые так легко предлагал Достоевский в этом образе, увы, выявить их я не смог»[52]. Играть человека, чья самобытность в «переливчатости», оказалось неожиданно тяжело, и Смоктуновский в процессе съёмок не раз говорил в сердцах: «Вот надо было мне дать сыграть Раскольникова — там бы я знал, что делать»[53].

[править] Малый театр и МХАТ[править] Возвращение на сцену. «Царь Фёдор Иоаннович»В 1972 году Иннокентий Смоктуновский был приглашён в Малый театр специально на роль царя Фёдора в трагедии А. К. Толстого, ставшую одной из самых выдающихся его актёрских работ. Об этой роли, коронной для русских трагиков, Смоктуновский мечтал давно: когда-то поставить «Царя Фёдора» он предлагал Товстоногову; в конце 60-х Владлен Давыдов пытался под Смоктуновского возобновить трагедию Толстого во МХАТе, но произошедшая в 1970 году смена художественного руководства заставила отложить вопрос на неопределённое время[54]. Борис Равенских, художественный руководитель Малого театра, за постановку «Царя Фёдора» взялся по просьбе своего любимого актёра — Виталия Доронина, но, узнав из прессы, что Смоктуновский мечтает об этой роли, не побоялся обидеть Доронина ради того, чтобы Фёдора сыграл именно Смоктуновский.

Великий актёр — это актёр, само пребывание которого на сцене становится фактом искусства... Его поведение отмечено особой притягательной грацией. Она свидетельствует о неповторимости, исключительности его художественной природы. Поэтому точно он сегодня играет или нет, в ударе или не в настроении — не столь важно. Всё равно от него глаз отвести невозможно. Как от Смоктуновского.
—А. Шапиро[55]

В его Фёдоре, отмечал критик, не было того «жалкого скудоумия», о котором писал Толстой, не было ничего от «блаженного», и даже слова о подаренных цесарем шести обезьянах, обычно служившие подтверждением его слабоумия, у Смоктуновского неожиданно наполнялись иронически-драматическим смыслом[56]. Трагедия Фёдора—Смоктуновского, по словам Б. Тулинцева, была трагедией «чистого разума», который в спектакле Равенских подвергался жестокому испытанию действительностью — и терпел поражение[56]. «Смоктуновский, — писала М. Рахманова, — играет… со всей проникновенностью, с пугающей почти достоверностью постижения самого естества „последнего в роде“, обречённого царя. Иначе говоря, трагедию личности, но столь глубокой и необыденной, что перед душевным сокровищем его героя мелкими кажутся и проницательный ум Годунова, и недальновидная, хотя и искренняя прямота Ивана Шуйского»[57].

Этот единственный спектакль Смоктуновский играл до лета 1976 года, когда по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ им. М. Горького.

[править] С Ефремовым во МХАТеНа новой сцене Смоктуновский дебютировал в самом конце 1976 года в заглавной роли в чеховском «Иванове». Своими впечатлениями от этого дебюта Анатолий Эфрос поделился в книге «Профессия: режиссёр»: «Смоктуновский играет „Иванова“ необычайно глубоко. Собственно, на него только и смотришь в этом мхатовском спектакле. Он больше молчит, а говорят другие, но это значения не имеет, ибо, вот уж действительно, его молчание — золото… Он так слышит каждую фразу партнёра, так видит каждый его жест. Его лицо незаметно меняется от каждой чужой фразы или жеста. Иногда в зале и сам начинаешь почти физически ощущать, что на сцене чувствует этот Иванов»[58]. При этом Смоктуновский «в слове» понравился режиссёру меньше: он как будто объяснял словами своё молчание, и слова оказывались беднее[58].

Здесь, как некогда в БДТ, ему приходилось играть и роли, сшитые не по его росту, — в «Кремлёвских курантах» Н. Погодина, в «Так победим!» М. Шатрова… Но и эту неизбежную повинность искупали Порфирий Головлёв, Дорн в «Чайке», Войницкий и Серебряков в «Дяде Ване» Чехова. После раскола МХАТа в 1987 году Смоктуновский остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. А. П. Чехова. Смоктуновский и Ефремов, составившие блестящий дуэт ещё в 1966 году в фильме «Берегись автомобиля», в последние годы с нескрываемым удовольствием играли вместе в «Кабале святош» М. Булгакова (Ефремов — Мольер, Смоктуновский — Людовик XIV) и «Возможной встрече» П. Барца (Смоктуновский — Бах, Ефремов — Гендель)[59].

О том, чем был Смоктуновский лично для Олега Ефремова и для его театра, рассказывал Анатолий Смелянский: «Уход Смоктуновского был одним из тех ударов, от которых не восстановиться. Он занимал совершенно особое место в Художественном театре: пока он был рядом, было ощущение порядка, какой-то актёрской иерархии, если хотите. Все понимали своё место и положение, потому как была точка отсчёта. Играя со Смоктуновским в последний раз в спектакле „Возможная встреча“ Пауля Барца… руководитель МХАТ, казалось мне, испытывал простую радость, которая так редко посещает его в последние годы. …Жизнь Художественного театра изменилась с уходом Иннокентия Смоктуновского, искусство Ефремова изменилось. Надо было строить театр, но уже без Смоктуновского. Долг и крест остались, а радость, кажется, совсем ушла»[60].

[править] В кино и на телевиденииВсегда узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в «Зеркале» Андрея Тарковского, где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром. Он много работал на радио и на телевидении — как актёр и как чтец; его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях — «Зима тревоги нашей» Р. Сироты, «Вишнёвый сад» Л. Хейфеца, «Цезарь и Клеопатра» А. Белинского и других.

В 1965 году на вопрос, что он предпочитает — театр или кинематограф, Смоктуновский отвечал: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии»[51]. В 60-х годах актёр выбрал кино, в 70-х — театр. После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях; но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «Мёртвых душах» и Моисей Моисеевич в «Степи».

Кинематографисты не забывали о Смоктуновском даже в те годы, когда в России не снимали почти ничего; но выбор стал намного беднее, и сниматься в этот тяжёлый для всех российских актёров период приходилось главным образом ради заработка[61]. Самой значительной ролью последних лет стал Исаак в фильме Л. Горовца «Дамский портной», отмеченный в 1990 году «Никой» как лучшая мужская роль, наиболее известной — криминальный авторитет Гиля «Принц» в фильме В. Сергеева «Гений», «человек с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра[62]. Последняя кинороль Смоктуновского — полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков», роль, которую он не успел озвучить[63].

Он умер 3 августа 1994 года в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта, и стал первым российским актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, точнее — овацией[64]. В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, кого-то даже шокировало, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех: «В этот последний день, — написала Н. Барабаш, — у Иннокентия Михайловича всё было как всегда»[64].

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

[править] СемьяНедолгое и бесплодное в творческом отношении пребывание Иннокентия Смоктуновского в Театре им. Ленинского комсомола сыграло решающую роль в его частной жизни: здесь в 1955 году он познакомился с работавшей в пошивочном цехе художницей по костюмам Суламифью Михайловной (Шламитой Хаймовной) Кушнир (род. в 1925 году)[22], дочерью известной писательницы на идише Ширы Горшман; отчимом её с 1930 года был художник Мендл Горшман (1902—1972)[65]. «Человек высокой организованности, и внутренней, и художнической, — говорил о Суламифи Михайловне актёр Ленкома Всеволод Ларионов, — она его воспитала и стала на всю жизнь и женой, и матерью»[66]. В марте 1956 года у них родилась дочь, названная Надеждой, но в сентябре того же года она умерла[67].

Родившийся в 1957 году сын Филипп в настоящее время — переводчик научно-фантастической литературы[68].

Дочь Мария (родилась в 1965 году) стала балериной, в настоящее время работает в Музее МХАТа[69].

[править] Творчество[править] Оценки критиков и режиссёровНа театральной сцене и в кинематографе Иннокентию Смоктуновскому довелось играть роли самые разные, объединяла их — князя Мышкина и Иудушку Головлёва, Гамлета и Юрия Деточкина — прежде всего ярко выраженная интровертность. По поводу фильма «Солдаты», в котором Смоктуновский впервые обратил на себя внимание, И. Соловьёва и В. Шитова писали в 1966 году:

 В обстоятельствах войны, где отдельность вроде бы и невозможна и странна, герой Смоктуновского... обладал какой-то органической особностью, отдельностью своего существования. Это и стало определительным для всех без исключения ролей, сыгранных актёром: не поддающаяся простым объяснениям, но удивительно видная отдельность его героев.
Герои Смоктуновского всегда общительны, всегда очень контактны, самая их интонация всегда... ищет отзыва. И при всём том люди, которых он сыграл, притягивают и тревожат нас сокровенной цельностью своего внутреннего ядра... И если зритель на вопрос, чем ему нравится Смоктуновский, отвечает, как правило: «своим обаянием», — ответ этот и верен и неверен. Обаяние Смоктуновского не в актёрском шарме, которого у него почти нет, а вот в этом, таком редкостном даже для современного экрана обаянии сложного, обаянии отдельного, которое оказывается всякий раз сложным и неисчерпаемым... В этом разгадка того удивительного на первый взгляд обстоятельства, что вершинами его ролей становятся подчас молчаливые проходы или минуты кажущегося бездействия[70]
 
Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса — его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актёрами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить...
—Г. Козинцев[71]

Такой молчаливый проход запомнился критикам, в частности, в фильме «Девять дней одного года» — когда Илья Куликов один появлялся в опустевшем туннеле, и зрители не видели его лица, не слышали голоса, но в его походке было всё[72].

Гамлет, сыгранный Смоктуновским в фильме Григория Козинцева, — меланхоличный, рефлексирующий, утончённый и вместе с тем для самого актёра он был прежде всего борцом — «за человеческое в человеке»[73]. Критики упрекали Смоктуновского в том, что для его Гамлета не существует «быть или не быть?», и сам актёр говорил, что не считает знаменитый монолог (в фильме он сокращён) кульминацией роли, как не считает и самого Гамлета человеком колеблющимся и сомневающимся; герой Шекспира виделся ему и сильным, и решительным, наделённым «огромной душевной волей и умственной энергией», его трагедия была трагедией знания, а не сомнения, и путеводными для него стали слова В. Белинского: Гамлет — это ты, это мы, это я, это все[74]. Гамлету Смоктуновского, отмечал критик, хватило бы и воли, и решимости сразу отомстить за отца, и медлит он потому, что мысль его — не только о Клавдии[75][76]. «Если можно максимально приблизить к нам шекспировского героя, — писала М. Туровская, — Смоктуновский делает это»[77].

Роль, бывшая до него «коронной» у многих прославленных актёров, включая Лоуренса Оливье и Михаила Чехова, принесла Смоктуновскому широкое международное признание, была высоко оценена и зрителями, и критиками, и даже коллегами-актёрами[78][76], однако сам Смоктуновский остался не удовлетворён как своей работой, так и режиссёрской трактовкой трагедии[22][79]. Он вообще редко бывал доволен собой; по свидетельству Б. Езерской, в конце жизни из двухсот ролей, сыгранных в театре и кино, Смоктуновский только десять считал совершенно удавшимися: «Даже „Царя Фёдора Иоанновича“, которого критика отнесла к числу его шедевров, он не считает удачей»[80].

В 60-х годах актёра нередко упрекали в том, что во всех своих ролях он так или иначе повторяет князя Мышкина, — Раиса Беньяш уже тогда считала это величайшим заблуждением: «Лирическую взволнованность, органическую интеллигентность, интеллектуальную тонкость, обострённость нравственных задач, повышенную чуткость в восприятии окружающего — всё, что составляет неотъемлемую принадлежность творческой личности Смоктуновского, многие принимают за личное достояние князя Мышкина»[81]. В действительности Смоктуновский, будучи актёром характерным, как никто другой, умел оставаться самим собой в самых разных ролях[82][83]; в 58 лет впервые получив предложение сыграть персонаж «ярко негативной сущности» — Иудушку Головлёва, «выродка», который душит всё живое вокруг себя, убивает пустословием[84], Смоктуновский поначалу воспринял это предложение как оскорбление; но, предположив, что в каждом есть хоть капля такого Иудушки, он нашёл эту каплю и в себе[85], — и Порфирий Головлёв стал одной из лучших его ролей[85]; по свидетельству А. Смелянского, «оторопь брала от того, в какие тайники заглянул артист»[86].

 Смоктуновский, — писала Р. Беньяш ещё задолго до чеховского Иванова и Головлёва, — актёр истинного и тончайшего перевоплощения. Изменчивость, разность его героев, включая и внешний их облик, достигается не гримом, а сложным переключением ритмов, способов общения с людьми, точным попаданием на эмоциональную волну данного, именно и только данного человека. А как результат этого попадания, меняются внутренние, душевные приспособления. Меняется даже весь строй существования, движение мысли, пластика, всегда точная и необыкновенно разнообразная... Даже одно и то же человеческое качество преображается у актёра неузнаваемо, возникая в разных людях[81] 

Судя по тому, какие роли нередко предлагали Смоктуновскому в кино, режиссёрам казалось, что этот актёр может всё, в том числе и вытянуть на себе откровенно слабый фильм; на самом деле, и это не раз отмечали критики, он намного сильнее, чем заурядные актёры, нуждался в качественной драматургии[39][87][88]; его высшие достижения связаны преимущественно с классическим репертуаром, в современном ему порою остро недоставало объёмности характера; особенно в кино, где неповторимость личности, по словам актёра, часто пытаются подменить «внешней эффектностью, неожиданными ракурсами»[89].

Фильм «Ночной гость» представлен И. Соловьёвой и В. Шитовой как «Идиот», написанный не Достоевским, а Ганей Иволгиным — в полном соответствии с тем, как он в романе толкует цели и мотивы Мышкина: и бессребреничество, и чуткость к ближнему у героя Смоктуновского — Пал Палыча — превращались в изощрённые способы вымогательства[87]. Отмеченный критиками «дар отдельности» в топорно-поучительном фильме В. Шределя, словно в насмешку над Смоктуновским, был использован для доказательства того, что сложных людей на самом деле не бывает и любую сложность можно разложить на несколько простых и подленьких составляющих[87]. И хотя актёр, как отмечал Б. Тулинцев, укрупнил персонаж, придав ему едва ли не мистический смысл[90], преодолеть ущербность сценария ему не удалось.

 
С Олегом Ефремовым в фильме «Берегись автомобиля» (1966)Вместе с тем в кино «визитной карточкой» Смоктуновского, в неменьшей степени, чем Гамлет, стал Юрий Деточкин в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где он вновь продемонстрировал мастерство погружения в образ, ещё раз сыграв Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра[56]. После отказа Смоктуновского — из-за занятости и усталости — Рязанов пробовал на эту роль многих прекрасных актёров, но кому-то, как Леониду Куравлёву, при всей достоверности и правдивости, не хватало странности, «этакого лёгкого сдвига мозгов», кто-то, как Олег Ефремов, мастерски изображал Деточкина, но не был им и оттого производил впечатление «волка в овечьей шкуре»[91]. Всё сошлось в Смоктуновском, включая природную странность: «Он пришёл на экран сам, как личность, — писал Рязанов. — Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект остранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актёрскими ужимками, приёмами, уловками»[92].

И при жизни, и после смерти Иннокентия Смоктуновского награждали самыми высокими эпитетами, какие только можно было найти в русском языке, он был не только «гением», но и «первым, первейшим артистом России»[93], — Олег Ефремов, который не смог говорить на панихиде, даже после ухода отказывался называть его «великим»: «великих» было много, Смоктуновский для Ефремова был один[93].

[править] Роли в театреНорильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии

1946 — «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина — Костя
1946 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский
1947 — «Старые друзья» Л. А. Малюгина — Семён Горин
1947 — «Последние» М. Горького — Пётр
1947 — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Алексей
1948 — «Разлом» Б. А. Лавренёва — Полевой
1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева — Гришко
1949 — «Доходное место» А. Н. Островского — Мыкин
1949 — «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина — Моцарт
1950 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Дормидонт
1951 — «Шутники» А. Н. Островского — Недоносков[94]
Дагестанский государственный театр драмы им. М. Горького

1952 — «Семья» И. Попова — Александр Ульянов
1952 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова — Муравьёв
1952 — «Её друзья» В. С. Розова — Виктор
1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков[94]
Сталинградский областной театр им. М. Горького

1953 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
1953 — «Великий государь» В. Соловьёва — Магнус
1953 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Бионделло
1954 — «Снежная королева» Е. Л. Шварца — Сказочник
1954 — «Доходное место» А. Н. Островского — Белогубов[94]
Театр-студия киноактёра

1955 — «У опасной черты» В. Любимова — Неуспевающий
1955 — «Анджело» В. Гюго — Апафесто
1955 — «Как он лгал её мужу» Б. Шоу — Генри
1955 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский
1955 — «Последние» М. Горького — Пётр[94]
Большой драматический театр им. Горького

1957 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр Г. А. Товстоногов — князь Мышкин
1957 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. Режиссёры В. Я. Софронов и И. П. Владимиров — Дзержинский (ввод)
1960 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Сергей Серёгин[94]
Малый театр

1973 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёр Б. И. Равенских — царь Фёдор[94]
МХАТ и МХТ им. Чехова

1976 — «Иванов» А. П. Чехова. Режиссёр О. Н. Ефремов — Иванов
1977 — «Обратная связь» А. И. Гельмана — Сакулин
1979 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — Часовщик
1980 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр О. Н. Ефремов — Дорн
1983 — «Так победим!» М. Шатрова. Режиссёр О. Н. Ефремов — Соратник Ленина и Профессор (с 1988 года)
1984 — «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину. Режиссёр Л. Додин — Порфирий Головлёв
1985 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр О. Н. Ефремов — Серебряков и Войницкий (с 1988 года)
1986 — «Тамада» А. М. Галина. Режиссёр К. М. Гинкас — Реваз
1988 — «Кабала святош» М. А. Булгакова. Режиссёр А. Я. Шапиро — король Людовик XIV
1990 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёр О. Н. Ефремов — Гаев / Фирс
1990 — «Эквус» П. Шеффера — Мартин Дайзер
1992 — «Возможная встреча» П. Барца. Режиссёр В. Долгачёв — И. С. Бах[94]
Антреприза Н. Шлезингера (США)

1992 — «Из жизни дождевых червей» П. У. Энквиста. Постановка И. Смоктуновского и В. Ланского — Андерсен[94]
[править] Работы на телевидении1957 — «Дорогой бессмертия» В. Брагина (телеспектакль) — Юлиус Фучик
1963 — «Зима тревоги нашей» по Д. Стейнбеку. Режиссёр Р. Сирота (телеспектакль) — Итен Аллен Хоули
1976 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёр Л. Хейфец (телеспектакль) — Гаев
1979 — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу. Режиссёр А. Белинский (телеспектакль) — Цезарь
1989 — «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр Л. Цуцульковский (телеспектакль) — закадровый текст[95]
[править] Работы на радио
Герои фильма «Гамлет» — Анастасия Вертинская (Офелия) и Иннокентий Смоктуновский на почтовой марке СССР 1966 годаНа радио Иннокентий Смоктуновский как чтец записал главы из романа И. А. Гончарова «Обломов», из «Идиота» Ф. М. Достоевского и «Дон Кихота» М. Сервантеса, отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» А. С. Пушкина; полностью записал сказки А. С. Пушкина и его повести «Капитанская дочка» и «Метель», повесть А. П. Чехова «Чёрный монах», сказки Г. Х. Андерсена, рассказы И. С. Тургенева, Г. Мопассана, К. Паустовского, Акутагавы и Г. Бёлля, а также стихотворения Ф. Шиллера, Р. Рильке, Б. Пастернака, А. Т. Твардовского[96]. Как актёр сыграл в радиоспектаклях:

1981 — «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда — лорд Генри
1982 — «Старая любовь» А. Мишарина — Цаплин
1989 — «Мусоргский» — Ведущий
1990 — «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира — Натаниель
1991 — «Эскориал» М. де Гельдерода — Король
1994 — «Первая любовь Ходжи Насреддина» Т. Зульфикарова — Толгат-Бек[96]
[править] Роли в киноГод  Название Роль
1956 ф Убийство на улице Данте доктор
1956 тф Как он лгал её мужу Генри
1956 ф Солдаты Фарбер
1957 ф Рядом с нами Андрей Королёв
1957 ф Шторм Муромцев
1958 ф День первый В. А. Антонов-Овсеенко
1958 тф Ночной гость Пал Палыч
1959 ф Неотправленное письмо Сабинин
1960 ф До будущей весны Алексей Ручьёв
1961 ф Високосный год Геннадий Куприянов
1961 ф Девять дней одного года Илья Куликов
1962 тф Моцарт и Сальери Моцарт
1964 ф Гамлет Гамлет
1965 ф На одной планете В. И. Ленин
1966 ф Берегись автомобиля Юрий Деточкин
1966 ф Первый посетитель В. И. Ленин
1966 ф Маленький принц текст от автора
1968 тф Первая любовь Пётр Васильевич
1968 ф Степень риска Александр Кириллов
1968 ф Живой труп «Гений»
1969 ф Преступление и наказание Порфирий Петрович
1969 ф Чайковский Пётр Ильич Чайковский
1970 ф Дядя Ваня Иван Петрович Войницкий
1971 тф Ехали в трамвае Ильф и Петров пассажир
1972 ф Укрощение огня К. Э. Циолковский
1973 ф Москва — Кассиопея исполняющий особые обязанности
1974 ф Исполнение желаний Дмитрий Бауэр
1974 ф Дочки-матери Вадим Антонович
1974 ф Романс о влюблённых Трубач
1974 ф Отроки во Вселенной исполняющий особые обязанности
1974 ф Зеркало текст от автора
1974 мф Цапля и журавль текст от автора
1975 ф Звезда пленительного счастья Цейдлер
1975 ф Они сражались за Родину хирург
1975 ф Доверие губернатор Финляндии Бобриков
1976 ф Выбор цели Франклин Делано Рузвельт
1976 ф Анна и Командор Драматург
1976 тф Фантазия Дмитрий Санин
1976 тф Дни хирурга Мишкина Пахом Григорьевич
1977 тф Легенда о Тиле Карл V
1977 ф Принцесса на горошине Король-отец
1977 ф Степь Моисей Моисеевич
1977 ф В четверг и больше никогда Иван Модестович, отчим Сергея
1977 ф Враги Захар Бардин
1977 мф Старый дом Имя персонажа не указано
1977 мф Я вам лечу воспоминаньем Имя персонажа не указано
1978 ф Бархатный сезон Комиссар
1978 ф Осенние колокола читает сказку А. С. Пушкина
1979 ф Барьер Антоний Манев
1979 ф Москва слезам не верит Смоктуновский (камео)
1979 мф Про щенка Имя персонажа не указано
1980 мф И с вами снова я Имя персонажа не указано
1980 тф Маленькие трагедии Сальери («Моцарт и Сальери»); Барон («Скупой рыцарь»)
1981 мф Говорящие руки Траванкора закадровый текст
 Год  Название Роль
1981 ф Рождённые бурей старый граф
1981 кор Шутка? Имя персонажа не указано
1981 ф Крепыш голос Крепыша
1981 мф Халиф-аист халиф
1982 тф Вновь я посетил... читает стихи А. С. Пушкина
1982 тф Кража Старкуэтер
1982 тф Пиковая дама Чекалинский
1983 ф Двое под одним зонтом Тиль
1983 ф Поздняя любовь Герасим Порфирьевич Маргаритов
1983 мф Путь в вечность Имя персонажа не указано
1983 ф Уникум Сан Саныч
1983 тф Этот фантастический мир. Выпуск 7 капитан
1983 тф Болдинская бессонница авторский текст и стихи А. С. Пушкина
1984 док Седой Урал закадровый текст
1984 тф Мёртвые души Плюшкин
1985 тф Дети солнца Протасов
1985 ф Странная история доктора Джекила и мистера Хайда доктор Джекил
1985 ф Русь изначальная император Юстиниан
1985 ф Сестра моя Люся текст от автора
1986 мф Геракл у Адмета Старик
1986 тф Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается лорд Томас Бэллинджер, премьер-министр Англии
1987 тф Гардемарины, вперёд! кардинал Флёри
1987 ф Загадочный наследник Василий Григорьевич Ерихонов
1987 ф На исходе ночи Зайферт
1987 ф Очи чёрные Модест Петрович, городской голова
1987 ф Первая встреча — последняя встреча полковник контрразведки
1988 ф Чёрный коридор Николай Иванович Ечевин, учитель истории
1989 тф Сердце не камень Потап Потапыч Каркунов
1989 ф Возвращение Ходжи Насреддина закадровый текст
1990 док Грибная охота закадровый текст
1990 ф Ловушка для одинокого мужчины папаша Мерлуш
1990 ф Дамский портной Исаак
1990 ф Мать губернатор
1991 ф Дина Бардов
1991 ф Гений криминальный авторитет «Принц»
1991 тф Дело Сухово-Кобылина Пётр Константинович Муромский
1991 ф Линия смерти Уби
1991 ф Осада Венеции инквизитор
1991 тф Откровение Иоанна Первопечатника царь Иван Грозный
1991 док На Илыче осеннем закадровый текст
1992 тф Дело Муромцев
1992 ф Золото Дон Диего
1993 ф Убийца следователь
1993 ф Хочу в Америку писатель
1993 ф Время Мераба закадровый текст
1993 ф Истоки закадровый текст
1993 ф Мечтательница Карл Фёдорович
1994 тф Посвящение в любовь от автора
1994 ф Белый праздник профессор Грэг
1994 ф Заколдованные дегустатор
1995 ф Вино из одуванчиков полковник Фрилей (роль озвучил Сергей Безруков)[97]
 

[править] Награды и званияЗаслуженный артист РСФСР (1964)[98]
Народный артист РСФСР (1969)
Народный артист СССР (1974)[99]
Заслуженный деятель искусств Словакии (1970)[100]
Герой Социалистического Труда (1990) — «за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства»[101]
Три ордена Ленина[102][99]
Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985)[103][104]
Орден Дружбы народов
Две медали «За отвагу»[12]
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и последующие связанные с ней юбилейные медали к 20-й, 30-й и 40-й годовщине.
Ленинская премия (1965) — за исполнение главной роли в фильме «Гамлет»[105]
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) — за роль Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание»[105]
Диплом СК СССР ВКФ (1964) — за главную роль в фильме «Гамлет»[100]
Приз МКФ в Венеции «Золотая доска» журнала «Синема Нуво» (1964) — за лучшую мужскую роль («Гамлет»)[100]
Приз «Серебряное блюдо» МКФ в Панаме (1965) — за лучшее исполнение мужской роли («Гамлет»)[100]
Приз МКФ в Картахене (1969) — за лучшее исполнение мужской роли («Берегись автомобиля»)[100]
Приз лучшему актёру МКФ в Сан-Себастьяне (1970) — за главную роль в фильме «Чайковский»[100]
Премия «Ника» (1990) в номинации «Лучшая мужская роль» — за фильм «Дамский портной»[100]
Премия «Ника» (1993) — в номинации «Приз за вклад в киноискусство»[100]
Приз МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (1991) — за лучшую мужскую роль («Дамский портной»)[100]
Приз КФ «Созвездие» (1993) — «За выдающийся вклад в профессию»[100]
[править] Примечания; Показывать компактно
1.; 1 2 Горфункель Е. И. Смоктуновский. — М.: Искусство, 1990. — 238 с. — ISBN 5-210-00180-6
2.; Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2
3.; 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — Москва: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 356—357. — ISBN 5-7805-1017-2
4.; Соловьёва, Шитова, 1966, с. 222—237
5.; Гереб А. Иннокентий Смоктуновский: Воспоминания в саду, или Фотографии из актёрского альбома. Октябрь 1993 г. [стенограмма беседы]. «Киноведческие записки» (2000, № 47). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 8 марта 2011.
6.; Смоктуновский И. М. Время добрых надежд / Вступит. статья А. Свободина. — М.: Искусство, 1979. — С. 6. — 240 с.
7.; 1 2 3 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 7
8.; 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 8—9
9.; Список военнослужащих, пропавших без вести по Шегарскому району. ОБД «Мемориал». Архивировано из первоисточника 21 августа 2012. Проверено 19 августа 2012.
10.; 1 2 3 4 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 14—15
11.; 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 11—12
12.; 1 2 3 Чернявский А. Служили в роте два бойца: Александр и Иннокентий. «Тихоокеанская звезда» (19 июля 2005). Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 20 ноября 2011.
13.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 16
14.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 318
15.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 17
16.; 1 2 3 Беньяш, 1965, с. 76
17.; 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 19—20
18.; Справка из Центрального архива Министерства обороны РФ. ОБД «Мемориал». Архивировано из первоисточника 21 августа 2012. Проверено 19 августа 2012.
19.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 24
20.; 1 2 3 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 26
21.; 1 2 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 26. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2
22.; 1 2 3 Как Смоктунович стал Смоктуновским // Актёрские тетради Иннокентия Смоктуновского] / Егошина О. В.. — М.: ОГИ (Объединённое Гуманитарное Издательство), 2004. — 192 с. — ISBN 5-94282-127-5
23.; Письма деятелей науки и культуры против реабилитации Сталина. Социальная история отечественной науки: XX век // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 18 августа 2012. Проверено 16 августа 2012.
24.; 1 2 3 4 Беньяш, 1965, с. 77
25.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 384
26.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 35
27.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 44
28.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 42
29.; 1 2 Старосельская Н. Д. Товстоногов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 154—1955. — 410 с. — ISBN 5-235-02680-2
30.; Демидова А. С. «А скажите, Иннокентий Михайлович…». — М.: Киноцентр, 1989. — С. 10.
31.; Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 160—161. — ISBN 5-235-02680-2
32.; Варламова А. Актёры БДТ // Русское актёрское искусство XX века. Вып. II и III. — СПб, 2002. — С. 67.
33.; Соловьёва, Шитова, 1966, с. 228
34.; 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 77—98
35.; Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 53. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2
36.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 98
37.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 330
38.; Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 167—168. — ISBN 5-235-02680-2
39.; 1 2 3 Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. — М., 1975. — № 3. — С. 57.
40.; Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 188—189. — ISBN 5-235-02680-2
41.; Цит. по: Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 191—192. — ISBN 5-235-02680-2
42.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 101
43.; 1 2 Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 190—191. — ISBN 5-235-02680-2
44.; Рецептер В. Э. Жизнь и приключения артистов БДТ. — Москва: Вагриус, 2005. — С. 253. — ISBN 5-475-00096-4
45.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 100
46.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 101—103
47.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 189
48.; Смоктуновский Иннокентий: Одухотворённость образа. Телеканал «Культура» (23 марта 2005). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 20 марта 2011.
49.; Шигарева Ю. Иннокентий Смоктуновский. Князь из Татьяновки. «АиФ» (24 марта, 2010). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 19 апреля 2011.
50.; Горфункель Е. И. Смоктуновский. — М.: Искусство, 1990. — С. 208. — 238 с. — ISBN 5-210-00180-6
51.; 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 176
52.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 181—182
53.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 182—183
54.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 196—199
55.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 315
56.; 1 2 3 Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. — М., 1975. — № 3. — С. 63—65.
57.; Рахманова М. Высокое художественное обобщение // Музыкальная жизнь : журнал. — 1974. — № 23.
58.; 1 2 Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.]. — М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. — Т. 2. Профессия: режиссёр. — С. 260—261. — 367 с.
59.; Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 202—203. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2
60.; Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 203—204. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2
61.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 348
62.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 289—290
63.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 349—350
64.; 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 356—357
65.; Школьник Л. «Шаровая молния» по имени Шира Горшман. «Еврейский журнал» (10 апреля 2007). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 20 марта 2011.
66.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 49
67.; Могила Наденьки Смоктуновской на Останкинском кладбище [Фото]. «Где дремлют мёртвые...»: авторский сайт. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 18 апреля 2011.
68.; Иванцова С., Широков В. Интервью с Филиппом Смоктуновским. «Экспресс газета» (13 февраля 2009). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 20 марта 2011.
69.; Корнеева И. Он держит паузу: Мария Смоктуновская — о своём отце. «Российская газета» (28.03.2005, Столичный выпуск № 3730). Проверено 18 апреля 2011.
70.; Соловьёва, Шитова, 1966, с. 225—226, 228
71.; Свободин А. П. Невский проспект, 1963 г // Театр : журнал. — М., 1964. — № 1. — С. 86.
72.; Соловьёва, Шитова, 1966, с. 229
73.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 131
74.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 143
75.; Караганов А. В. Григорий Козинцев: От «Царя Максимилиана» до «Короля Лира». — М.: Материк, 2003. — ISBN 5-85646-102-9
76.; 1 2 Никитина А. Русский «Гамлет»: Человек, который давал слишком много воли своему уму. «Литература», № 8 (695), 2010 (16—30 апреля 2010). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 19 апреля 2011.
77.; Туровская М. И. Гамлет и мы // Сб.: Один раз в жизни. — М.: АПН, 1965. — С. 208.
78.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 135—152
79.; Луков В. А. Гамлет: тезаурус героя трагедии. «Русский Шекспир» (2005). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 19 апреля 2011.
80.; Езерская Б. С. Когда опускается занавес // Театральная жизнь : журнал. — М., 1992. — № 8. — С. 13.
81.; 1 2 Беньяш, 1965, с. 74
82.; Беньяш, 1965, с. 71—72
83.; Туровская М. И. Гамлет и мы // Сб.: Один раз в жизни. — М.: АПН, 1965. — С. 204.
84.; Свободин А. П. Фантомы села Головлёво // Театр : журнал. — М., 1985. — № 1. — С. 64.
85.; 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 277
86.; Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 257. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2
87.; 1 2 3 Соловьёва, Шитова, 2002, с. 230—232
88.; Смелянский А. М. В кн.: Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель В. Я. Дубровский. — Москва: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 286—287. — ISBN 5-7805-1017-2
89.; В кн.: Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель В. Я. Дубровский. — Москва: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 105. — ISBN 5-7805-1017-2
90.; Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. — М., 1975. — № 3. — С. 58.
91.; Рязанов Э. А. Мои друзья — артисты // Нева : журнал. — Л., 1982. — № 7. — С. 169.
92.; Рязанов Э. А. Мои друзья — артисты // Нева : журнал. — Л., 1982. — № 7. — С. 170.
93.; 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 5, 354—364
94.; 1 2 3 4 5 6 7 8 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 382—385
95.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 388—390
96.; 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 390—391
97.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 385—388
98.; Смоктуновский, Иннокентий Михайлович // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
99.; 1 2 Рудницкий К. Л. Смоктуновский Иннокентий Михайлович // Большая советская энциклопедия. — М: Советская энциклопедия, 1969—1978.
100.; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Смоктуновский Иннокентий Михайлович. Энциклопедия отечественного кино. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012. Проверено 17 декабря 2012.
101.; Указ Президента Союза ССР от 8 июня 1990 года № 256. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 6 октября 2012.
102.; Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 321
103.; Смоктуновский Иннокентий Михайлович. Герои страны. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Проверено 6 октября 2012.
104.; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Проверено 6 октября 2012.
105.; 1 2 Смоктуновский Иннокентий Михайлович. Энциклопедия кино. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012. Проверено 17 декабря 2012.
[править] Библиография[править] Книги И. СмоктуновскогоСмоктуновский И. М. Время добрых надежд / Вступит. статья А. Свободина. — М.: Искусство, 1979. — 240 с.
Смоктуновский И. М. Быть! / Предисловие А. Кима. — М.: Алгоритм, 1998. — 336 с. — ISBN 5-88878-021-9
[править] Литература об И. СмоктуновскомБеньяш Р. М. Иннокентий Смоктуновский // Без грима и в гриме: Театральные портреты. — Л.: Искусство, 1966. — С. 71—112.; 2-е издание: 1971
Соловьёва И., Шитова В. Иннокентий Смоктуновский // Актёры советского кино: Вып. 2. — М.: Искусство, 1966. — С. 222—237.
Свободин А. Иннокентий Смоктуновский. — М.: Союз кинематографистов СССР, Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977. — 24 с.
Мишарин А. Тайна явного [Иннокентий Смоктуновский] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино / Сост. Л. И. Касьянова. — М.: Искусство, 1988. — С. 23—38.
Демидова А. С. «А скажите, Иннокентий Михайлович…»: Разговор с Иннокентием Смоктуновским. — М.: Киноцентр, 1989.
Горфункель Е. И. Смоктуновский. — М.: Искусство, 1990. — 238 с. — ISBN 5-210-00180-6
Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель Дубровский В. Я. / Под ред. Б. М. Поюровского. — М.: Искусство, 2002. — 383 с. — ISBN 5-210-01434-7
Егошина О. Актёрские тетради Иннокентия Смоктуновского. — М.: ОГИ (Объединённое гуманитарное издательство), 2004. — 192 с. — ISBN 5-94282-127-5
[править] Фильмография о СмоктуновскомИсторические хроники. 1963: Иннокентий Смоктуновский.
Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду (1993)
Таланты и поклонники. Иннокентий Смоктуновский
Чтобы помнили… Иннокентий Смоктуновский (фильм Леонида Филатова)
Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский (фильм Виталия Вульфа)


Рецензии