О Володе замолвим слово...

Давайте   вспоминать 70-ые годы,- душная обстановка загнивающего социализма, скушные речи генсеков, показуха, во всем.
Содержание газет ничем не отличаются друг от  друга, только наименованием. Все яркое, смелое душит цензура.
К нам на хим фак , где в основном девицы, т.к. не было военной кафедры,  на третьем курсе приходит парень. И плохо бы пришлось несчастному юноше в нашем курятнике, не обнаружся у него талант играть и петь на гитаре.
Он и познакомил нас с Высоцким.
Разверзлись скучные облака действитнльности, хлынул поток близкого нашей душе искусства. А все потому, что его песни - отражение нашего менталитета, менталитета  советского человека конца столетия.

Мы записывали   песни на магнитофон, причем качество записи, после многократных повторов было отвратительным.
Однако это нас нимало не смущало, мы записывали на склеенных обрывках магнитной ленты.Знали   песни наизусть и пели на всех вечериинках под гитару.
Гитара стала символом успеха, всякий владеющий этим инструментом и исполняющий репертуар Высотского неотвратимо становился   необходимым гостем в любой компании.
 Популярность песен Высотского была легендарной. Они об общечеловеческих проблемах  размышления о жизни, смерти, о судьбе, о ненависти, о любви, о несправедливости, о героизме, о страдании, о свободе, о дружбе.

Конечно же,   это не соответствовало государственной системе (лучше бы сказать – система не соответствовала размаху его личности).
И система  пыталась уничтожить его.
В олодя – очень чувствительный человек, все, что происходило вокруг, сильно влияло на его душевное состояние. Он терпеть не мог авторитарный режим  , крича об этом в своих песнях, срывая голос, разбивая в кровь пальцы о струны, не соглашаясь с устоявшимися принципами
Сильно обижало, что поэты не признавали его своим. И дело не в том, что его не приняли в союз писателей – не хватало необходимого минимума напечатанных строчек, и это при том, что воскресными вечерами из каждого окна звучал его хрипловатый голос – дело в том, что сами слушатели не считали его поэтом.
Бардом – да, но не служителем муз, не поэтом в общепринятом понимании. Один только, зато, наверное, самый великий из его современников-поэтов Иосиф Бродский увидел в нем равного себе.

  Кто из  стихотворцев написал что-либо подобное, кто выразил всю боль  современников посредством таких художественных образов?
Равных ему не было. 
В каждом доме  звучал  его голос, читались книги с  его стихами,  всюду жила его живая душа Даже если бы он обладал только одним из своих талантов, он мог бы стать известнейшим человеком. Но разносторонность – это сущность его. Иначе Высоцкий не был бы тем Высоцким, которого мы знаем.
Сколько раз Любимову приходилось отменять спектакли только из-за того, что отказывался играть или просто-напросто исчезал Высоцкий! Через некоторое время следовало объяснение, режиссер грозился уволить актера или передать его роли другим. Их отношения походили на отношения отца и блудного, непослушного сына.

Но вечером Высоцкий выходил на сцену и... ни о каком увольнении речи уже не было: отработав спектакль, он заставлял публику, приходившую, кстати, часто только “на него”, аплодировать стоя. На сцене Высоцкий выкладывался полностью: в таких больших спектаклях, как, например, “Жизнь Галилея” он терял два-три килограмма веса за вечер. Однако психика страдала сильнее: главные роли, требовавшие высочайшего актерского профессионализма, постоянное новаторство (достаточно вспомнить только Гамлета с гитарой), особый дар взаимодействия с залом, когда каждый зритель ощущает всю гамму чувств, сострадает актеру-персонажу, – все это изнашивает сильнее любых физических перегрузок.

“На сцене неистово кричит и бьётся полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть”, – так вспоминает Марина Влади о первой встрече с Высоцким, которая произошла в 1967 году на спектакле “Пугачев”. Описанный ею монолог Хлопуши известен всем.

Постоянно гастролируя по стране с театром, Высоцкий параллельно выступал сам, один. Точнее, вдвоем – с гитарой. Он пел свои песни везде, где было можно и нельзя. А нельзя было почти везде. 


Современник Высоцкого, актер Андрей Миронов, после одного из скандалов в театре, произнес :“Чтобы жить в России вечно, нужно умереть».

Высотского нет, но  яркий факел его творчества продолжает светить людям во мгле тяжних испытаний.   


Рецензии
Хорошо написала о Володе,хотя все вроде о нем знаем.Как-то все всколыхнулось в сердце,думая и читая о нем.Такой талант потерялаРоссия!Знаешь у Альберта есть картина Бысоцкий разрывающий струны гитары,как и рвалось сердце Володи.Те,кто любил и понимал Володю никогда его не забудут.светлая ему память!Я в Париже купила книгу М.Влади о Володе на французском языке в уже далеких 80-х годах.сердце просто плакало...

Донара Захарян   15.02.2013 13:50     Заявить о нарушении
Да, дорогая, для нашего поколения это было ярчайшее явление.
Вот хорошо было бы, сли бы ты сфоткала картину Альберта и переслала мне.

Валентина Достигаева   15.02.2013 13:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.