Праздник хеттского Бога Им Караша

Источник: https://eashkur.ru/ritualy/prazdnik-boga-karasha


При раскопках легендарной столице хеттов Хаттусы было обнаружено довольно много клинописных источников с описанием хеттских религиозных обрядов и праздников. Сохранившиеся глиняные таблички содержат  подробные инструкции о ходе ритуалов, местах их проведения и необходимых священных предметах.

Несмотря на то, что многие термины и понятия, используемые хеттами в своих описаниях, нам сейчас не совсем понятны, но все равно при знакомстве с этими источниками возникает стойкое ощущение дежавю.  Слишком уж похожи современные христианские и языческие обряды на древние хеттские.
 
Интересно описание праздника, посвященного Богу Грозы и Войны города Куливисны (его имя DENGIR IM KARAS). Подробные инструкции по его проведению найдены в царском архиве Хаттусы. Записи сделаны с обеих сторон двух глиняных табличек. Стараниями ученых, они транслитерированы и переведены. [http://annales.info/hetts/ritual/dp.htm#_ftnref67]

Праздник Бога Грозы города Куливисны (Им Караша) исследователи относят к так называемым "домашним праздникам", так как он касался благополучия «хозяина дома» и членов его семьи. Все обряды совершались лично «хозяином дома». Ему помогали: жрец-маг города Куливисны, кравчий, пекарь, повара, певцы и музыканты.

Судя по количеству участников и размаху, с которым этот праздник проводился, можно предположить, что «хозяином дома» мог быть зажиточный глава большого семейства или же управляющий городом Куливисны. Не исключено, что «хозяином» могли называть царя хеттов либо кого-то из царской семьи.

Для совершения ритуала, посвященного Им Карашу, было необходимо несколько отдельных помещений: внутренние покои Бога (где находился его алтарь), мельница, помещение для омовений (ритуального очищения), пекарня и место для кремации жертвенных животных (крада). Вполне возможно, этот обряд проводился в городском Храме Бога Грозы, или же в небольшом домашнем Храме зажиточного семейства. 
             
Когда проводился этот праздник? На этот счет у исследователей нет общего мнения. Пока неизвестно, был ли он календарным или же совершался в любое время года, когда у «хозяина дома» возникало желание умилостивить или повеселить Грозного Бога. 

Начинается праздник с приготовления теста для ритуального хлеба (NINDA.KUR). Интересно, что в славянской традиции такой обрядовый хлеб называют «КАРАВАЕМ», словом с тем же корнем «KR».
 
Сначала «хозяин дома» приносит  священный сосуд, в котором хранится зерно, осенью пожертвованное Богине Иштар и Богу-защитнику Ламе. У хеттов была традиция после сбора урожая проводить обряд «запечатывания зерна» в жертвенные сосуды. На весенних праздниках сосуды открывались и торжественно относились на мельницу, где зерна перемалывались в муку.

«Хозяйка дома» надевает ритуальное облачение (платье с разрезом) и вместе с мельничихой участвует в перемалывании зерна. При этом музыканты играют на инструменте Богини Инанны (Иштар) и поются обрядовые песни. Сын хозяина дома тоже принимает участие в этом действе.

«Хозяйка» торжественно «разламывает холодный хлеб», то есть делит тесто (или заготовку для него) на части. С помощью кравчего  «хозяин дома» наливает воду в сосуд для приготовления теста и начинается замешивание. Все действо сопровождается особыми песнопениями и игрой на музыкальных инструментах.

Одну часть приготовленного теста кладут в особый сосуд для жертвоприношений и ставят на алтарь во внутренних покоях Им Караша. А другую часть кладут в корыто и ставят рядом с алтарем. Все емкости накрывают священными покрывалами и оставляют на всю ночь в покоях Бога Грозы.

После замешивания теста проводился ритуал «омовения рук». Воду, которой пекари и «хозяин» отмывали руки от остатков теста, выливать запрещено. Ее наливали в особый сосуд (гиркан) и тоже ставили во внутреннее помещение Им Караша.

Далее «хозяин» проводит «разламывание белого хлеба» (дакармы). При этом звучит музыка, поются песни. Хозяин «обходит по кругу Богов» и «пьет Богов». Что означает это действо? Сложно сказать, исследователи пока строят предположения на этот счет.

На следующее утро «хозяин дома» идет во внутренние покои Им Караша и совершает «жертвенное возлияние» с вином или пивом перед сосудами с тестом. Как это происходит? Мы можем только догадываться.

Потом «хозяин» осматривает тесто, всю ночь простоявшее в жертвенных сосудах на алтаре. Если оно поднялось, то его относят в «помещение для омовений» (ритуального очищения) и там «хозяин дома» приносит его в жертву Богу Грозы и Войны.

А что происходит с другой частью теста, которую на ночь положили в корыто? Пока «хозяин дома» проводит обряд в «помещении для омовений», пекари выпекают из этого теста ритуальный хлеб NINDA.KUR.

После того, как хозяин совершил обряд жертвоприношения в «помещении для омовений», он подходил к алтарю Бога Грозы и совершал перед ним «жертвенное возлияние». 

Помимо NINDA.KUR еще выпекался особый хлеб для воинов (NINDA.ERIN). Жрец Им Караша ставил его на специальном жертвенном столе «перед окном» у алтаря.

В алтарной части  Храма Бога Грозы хетты обычно помещали его статую. Делать идол старались из золота (как и идол славянского Бога Свентовита в Храме Арконы). Но если не было возможности отлить изображение Бога из золота целиком, его вырезали из дерева и украшали золотыми и серебряными пластинами и, возможно, драгоценными камнями.

Идол Бога Грозы находился внутри Храма, но перед ним делались огромные окна, чтобы лучи солнца могли освещать изображение Бога, отражаясь в его блестящем золотом убранстве.

Совершив «жертвенное возлияние» у алтаря Им Караша, «хозяин дома» забивает ритуально очищенных жертвенных животных: быка и барана. Под соответствующую музыку и песнопения «хозяин дома» закалывает животных ритуальными бронзовыми ножами. Их кровью собирается в специальные сосуды и ею совершается трехкратное «жертвенное возлияние» перед алтарем. Части тела забитых животных кладут на «вечный огонь» (краду) и сжигают.

Принося жертву Им Карашу, хозяин читает заклинания и молитвы. Просит Бога о помощи в делах и благодарит за оказанную поддержку.

Что происходило дальше, можно только догадываться, потому что крайние строчки глиняной таблички были частично повреждены. Вероятно, после всех совершенных обрядов начинался веселый пир, с песнями и танцами.


Рецензии