Про Андрея

В жизни мы встречаемся со многими людьми. Чьи-то лица проходят перед нами и забываются навсегда. Дороги судеб других людей какое-то время идут параллельно нашим, а потом расходятся, чтобы уже никогда не пересечься. Людское море бесконечно для одинокой души странника и, может поэтому, некая забывчивость в отношении тех, кто был рядом с нами и оправдана тем, что нужно остаться собой и не утонуть в этом море. Но есть человеческие судьбы, которые влияют на нас, словно на картине нашей жизни остается от них некий образ, цветовая линия, штрих, без которого уже нет нас цельных, тех, кем мы стали, прожив то, что прожили. Порою понимаешь это спустя годы, оглядываясь в прошлое. Для меня одним из таких людей стал Андрей. Мы с ним погодки, рожденные в начале восьмидесятых в сибирском крупном городе, росли в одном дворе, вместе учились в школе, старшеклассниками даже в одном классе до того, как я поступил в лицей, а Андрей продолжил учиться там же. Мы дружили, особенно в старших классах и, примерно, до третьего институтского курса, а потом как-то разошлись и в большей степени, когда у меня образовалась семья, а он оставался холостым. В этом коротком «дружили», на самом деле заложено очень многое и доброе и злое, причем отрицательного больше. Переходный возраст и юность – период нашей дружбы – время тяжелое, время надежд, мечтаний, наивных предубеждений и столкновения с порою очень жестокой реальностью бытия. Время ссор и примирений, огромных ошибок, выбора пути и становления личности. Самым отрицательным в нашей дружбе был алкоголь. Этим напитком крепко была разбавлена наша дворовая юность. Но для меня дружба с Андреем все же была настоящей и не в силу этого, и не вопреки этому. Вообще что такое дружба? Ведь это и не общение, и не схожесть интересов, и не взаимовыручка, хотя и без этого дружбы нет. С моей точки зрения, дружба – это некое сродство и схожесть душ, пока оно есть, есть и дружба, когда оно уходит, люди перестают быть друзьями. При этом можно также продолжать общаться, даже номинально считаться друзьями, но уже не получается дружить.
 Сейчас думаю: в чем заключалось сродство наших с Андреем душ? Я перечислю, что мне нравилось в Андрее и, отчасти, это и будет ответом. Андрей не был злым человеком, нельзя сказать, что он был природным добряком, нет. Но и злобы бессмысленной в нем, трезвом, я не помню. Он не был идеалистом, живущим в иллюзорном мире, и темную сторону жизни видел довольно отчетливо и старался от нее отворачиваться по мере сил и умения, которых, правда, было мало. От природы Андрей был умным человеком, хотя не начитанным и не усидчивым, в школе он учился между тройками и четверками. С ним было интересно общаться, как правило, он смотрел на вещи несколько под другим углом и имел свое, часто неожиданное, мнение, при этом его иногда можно было и переубедить. Из основного это всё. Конечно, в какой-то степени, сродство наших душ заключалось и в их отрицательных сторонах, но мне хочется верить, что это было не главным. Ещё Андрей был ранимым человеком, не знаю, относится ли это ко мне и не скажу, чтобы это было мне близко.
В нашей дружбе я был ведомым, а Андрей ведущим, он учил пить водку, портвейн и пиво, жечь костры и печь в углях картошку, есть уличные дикие подмороженные груши размером с мячик для настольного тенниса и ранетки размером с горошину, которые мы называли «морожкой», да и много еще чему из премудростей городских улиц. Андрей курил, по-моему, класса с пятого, а я занимался спортом и на эту пагубную привычку так и не подсел.
Андрей рано лишился матери, жил с отцом и бабушкой, матерью его отца. И как это часто бывает, бабушки нас любят, а вот родители устраивают свою жизнь и на нас у них времени не хватает. Но бабушки умирают рано, и мы остаемся в одиночестве, которое пытаемся заливать алкоголем, разбавлять общением с друзьями и убежать от одиночества в любовные отношения. Что-то позволяет отвлечься на короткое время или надолго, но не спасает, а, как правило, губит, затаскивая душу в привычки к греховным наслаждениям. Чтобы прямо посмотреть в холодные глаза одиночества нужно быть предельно мужественным, сильным и честным с самим собою человеком. Я не знаю людей, которые без веры в Бога достойно выдерживали бы этот взгляд и не думаю, что такое вообще возможно.
Андрей сильно пристрастился к пьянству. Из-за пьяных дебошей отец его отправил в психбольницу, в которой Андрей попробовал сильнодействующие лекарства, при приеме которых изменяется сознание и пристрастился к ним, впоследствии мешая их с алкоголем.  Потом его отец, который ранее уже нашел себе другую женщину, разменял трехкомнатную квартиру и купил Андрею однокомнатную квартиру в спальном районе города, подальше от себя. Отец перевез туда сына и забыл про него. К тому времени у меня появилась семья, и к Андрею я приезжал очень редко, раза два в год. Он тогда увлекся эзотерикой, Кастаньедой, слушал рок с матерными песнями. Это сейчас мне известно, что источниками этой «культуры» являются инфернальные сущности или по-простому бесы, воплощающие её в реальности через людей, находящихся под их воздействием, а тогда я, как рядовой представитель атеистического общества, был абсолютным духовным невежей и не мог понять, что происходит с моим другом и к чему это может привести. Так, по рассказам общих друзей, пьяный Андрей уже стал поговаривать про зеленых чертей и у него проскальзывали фразы, наподобие «вы идите, а мы еще посидим», при этом предполагалось, что люди уходят, а он оставался в сообществе существ невидимых остальным. Работал Андрей время от времени, не мог нигде задержаться, не складывались отношения с начальством и жил он на пособие по инвалидности.
Засыпал Андрей часто только после приема сильных снотворных, и однажды он проснулся, а у него отказала рука, он до такой степени ее отлежал, не просыпаясь. Мой друг лег в больницу, врачи говорили, что рука с годами должна восстановиться. Андрей столкнулся с одиночеством, и оно ломало его. Вернее, его ломал дьявол, расставляющий невидимые сети, от которых избавляет только Бог, только Спаситель. Причинно следственные связи почти неумолимый закон нашей жизни. Его нарушает только чудо, то есть прямое вмешательство Бога в ход событий и в физические законы природы. Бесы, злые духи – враги рода человеческого борют каждого из нас и нет людей, на которых бы они не воздействовали соблазном на грех. Только вот отвечаем мы на это по-разному, а соответственно и подпадаем под влияние демонов в различной степени. Ведь у каждого человека есть совесть и черта, которую он не переступает, есть определенная степень добра, характеризующая человека и являющаяся причиной того или иного его поступка. Демоны соблазнами непрестанно пытаются передвинуть эту черту подальше от добра и поближе к свободе зла, стремятся ее стереть или внушить человеку, что такого ограничения никогда и не было. Но в искушениях и бедах наших Бог, даже в независимости от того верим мы в Него или нет, «Он заступник, Он же спешит тебе на помощь из-за добра, которое в тебе» [1]. Только вот запас этого внутреннего добра и стремления к светлому, к правдивому в каждом из нас от рождения все же различный, а это уже зависит от наших предков, от того, что мы получили от них в наследство. Этот дар, как и всякое благо, дается и Богом – это те таланты, о которых в притче рассказал Господь наш и Спаситель Иисус Христос [2]. Но мы можем преумножать добро в себе, или же закопать наш талант в землю, это уже зависит от нас самих, и поэтому только мы будем отвечать за наши поступки после смерти и, конечно, отвечаем уже здесь. Совершая постоянно (потому что даже в мыслях) выбор между добром и злом, добродетелью и грехом мы движемся во времени, и смерть подводит итог – чего же в нас больше.
Последний аккорд в зловещей инфернальной музыке дьявола, под которую он заставлял танцевать моего друга, был исполнен виртуозно. Рука Андрея восстанавливалась, и еще он встретил девушку, с которой они стали вместе жить. Застоявшаяся тоска стала уходить из глаз Андрея, и мы с облегчением вздохнули, что наконец-то черная полоса его жизни закончилась, и пора бы придти светлым дням. Но Андрей со своей девушкой крепко поругался и, наверное, в знак некоего протеста он принял большую дозу сильнодействующих лекарств, запив их алкоголем и лег спать, чтобы уже не проснуться в мире живых. Сознательно ли покончил Андрей счеты с жизнью или нет? Я не знаю…
  Это было, когда я учился в пятом классе. Конец августа, солнечный, очень хороший день, завтра первое сентября. Настроение отличное, скоро встреча с пацанами и рассказы кто как провел лето. Я только приехал и шел с отцом мимо своего дома. Вдруг за спиной я услышал радостный оклик: «Саня!». Оглядываюсь и вижу: Андрюша, поднимается с корточек и, раскинув руки, бежит ко мне. И я, поддавшись порыву, тоже раскинул руки и побежал навстречу. Отчетливо помню это ощущение радости и полета, ног я тогда под собой почти не чувствовал. Мы неловко сшиблись, я упал на колени, и мы смеясь обнялись. В этот момент я оглянулся на отца, он отворачивался, но на его лице я увидел хорошую улыбку без снисходительности, без иронии. Я благодарен Андрею за то, что он был в моем детстве. Я это помню и на вопрос «когда б не Бог, зовущий всех нас в детство, кто выжил бы без смысла и любви?» [3] для меня ответ однозначный – духовно никто.


[1] "Поучения Силуана" – апокрифическое произведение, приписываемое спутнику св. Апостола Павла ("Силе" или "Силуану;" ср. Деян. 15:22 и 1 Пет. 5:12), найдено в рукописях Наг Хаммади.
[2] Евангелие от Матфея, глава 25, стихи с 13-го по 30-ый.
[3] Иеромонах Роман (Матюшин), стихотворение «Яблони детства».
   


Рецензии