Сохранить парламентаризм
Зачем была совершена Апрелевская революция? Главной ее целью было установление в стране парламентской формы правления, поскольку президентская власть не оправдала себя, дважды выродившись в суперпрезидентскую форму правления, которая не сулила ничего хорошего стране и народу.
Что же происходит теперь, спустя два с половиной года после начала этих реформ? Теперь мы видим, в стране снова идет борьба за новую революцию, на этот раз, если не ошибаемся, четвертую по с чету.
Что же говорят представители оппозиции и многие поддерживающие их чиновники, в том числе и некоторые депутаты и представители исполнительной ветви власти? И чем они так не довольны?
Если послушать их, то предлагается разогнать существующий Жогорку Кенеш, передать на время все полномочия президенту и приступить к подготовке новых выборы Жогорку Кенеша, теперь уже возвращаясь к тем правилам, согласно которым был избран так называемый легендарный парламент 1993 года. То есть речь идет о новой Конституции и новом образе жизни и правления в стране.
Почему парламент 1993 года считают теперь в качестве эталона? Я не скрою, в том парламенте было много достойных людей, и он можно сказать, хорошо работал в свое время, но я категорически не согласен с тем мнением, что разгон нынешнего Жогорку Кенеша, изменит ситуацию в стране к лучшему.
Разумеется, в составе нынешнего Жогорку Кенеша есть не очень подготовленные депутаты, и в целом наш парламент работает не так эффективно, как нам всем хотелось бы, тем не менее, не следует забывать, что депутаты были избраны по партийным спискам в ходе острой конкурентной борьбы. И несмотря на неизбежные приписки и махинации, все-таки нынешний состав Жогорку Кенеша более или менеее реально отражает расстановку политических сил в стране. Чего никогда не было в прошлом в нашей истории и махинации на прежних выборах были гораздо более масштабными, чем на последних.
Несмотря на острую ностальгию по нашему прошлому в том числе и легендарному парламенту, не будем забывать, что дважды в одну и ту же воду нельзя ступить. Это я говорю для тех, кто хотел бы вернуться назад в прошлое и восстановить легендарный парламент. А с другой стороны, даже если произойдет такое чудо, это не способствовало бы успеху дела. Я хочу напомнить нашим оппозиционерам, что именно этот легендарный парламент своей беззубостью и соглашательской позицией несет историческую ответственность за установления авторитарного режима в стране, он привел к тому, что все демократические принципы и начинания были успешно похоронены и в стране восторжествовало долгое правления президента Аскара Акаева.
Я убежден, что попытка разгона нынешнего Жогорку Кенеша не только будет способствовать стабилизации политической ситуации в стране, а наоборот, может ввергнуть всех нас в новый хаос и потрясения, которые завершатся устаановлением на этот раз не просто авторитаризмом, а диктатурой или даже полной потерей независимости страны.
Не знаю как другие, но я на примере моего предприятия производственного объединения народных умельцев Кыргызстана «Кыял» могу судить о том, насколько эффективной может быть парламентская форма правления, даже в самом начале своего функцианирования.
Дело в том, что сразу же после смены власти в апреле 2010, наше предприятие Кыял пытались неоднократно переподчинить себе некоторые влиятельные лица в окружении президента страны.
Мы прошли через огромное количество финансовых и прочих проверок и все это делалось для дискредитации нашей работы. Поначалу многие депутаты также под влияние этих людей, были настроены критически к нам, но со временем Жогорку Кенеш, созвав свою комиссию, сумел разобраться в нашей проблеме и решить вопрос положительно, то есть избавить нас пусть и на время, от попыток нечистых на руки людей приватизации успешно работающего предприятия. За что мы, естественно, им благодарны.
Я привожу этот пример с единственной целью, чтобы показать всем нынешним критиканам Жогорку Кенеша, насколько успешной может быть совместная работа властей при четком разделении полномочий между исполнительной и представительной ветвями власти и при сохранении за Жогорку Кенешем контролирующих функций.
Поэтому я ратую за сохранения нынешнего состава Жогорку Кенеша, тем более что осталось совсем немного времени для проведения новых выборов. Я уверен, что новые выборы по партийным спискам будут еще более прозрачными и честными и в итоге мы получим по настощему действенный и сильный парламент, и победа народовластия в стране окажется неизбежной.
Возможно, оппозиционеры и те, кто выступают за разгон нынешнего Жогорку Кенеша боятся именно того, что следующие выборы также пройдут по партийным спискам и что в этом случае им не светит стать депутатом Жогорку Кенеша.
Как бы там ни было нам всем надо поумерить свои амбиции и сохранить пусть и хрупкое, но равновесие, которое наблюдается сегодня.
Если вас не устраивает парламентская форма правления, то хотя бы пожалейте простых людей и тех, кто занимается предпринимательством, бизнесом. Слишком частая смена власти и формы правления, действует самым губительным образом для производства.
Правда нашей жизни заключается в том, что очередную революции Кыргызстан просто физически может не выдержать, и в конце концов, это означает новые потрясения, мародерства, передел власти. Я бы хотел также призвать Жогорку Кенеш, обращаясь к нему как к наиболее легитимному органу власти, чтобы он взял инициативу в свои руки и не позволил кучке горлопанов и политиканов совершить очередной переворот, пусть даже и в условиях президентско-парламентской формы правления.
Султан Макашев,
директор "Кыяла"
Свидетельство о публикации №213021301096