Моя семья. О бабушке

Моя бабушка, Ефросинья Никитична Шурделина, родилась в 1895 году. Всю жизнь, даже уйдя на пенсию, она работала учителем начальных классов. За преданность и за любовь к своему труду Родина наградила её Орденом Ленина.Её ученики, уже взрослыми, состоявшимися людьми, часто приходили к нам в гости, благодарили бабушку.

Всю их семью в тридцатые годы раскулачили.Все отобрали и сослали за Урал.Но об этом никогда не говорили. Бабушка с мужем и двумя детьми  приехала жить в маленький городок. Позже рядом с нашим домом поселились её племянники со своими семьями.

Один из них, дядя Петя был женат на очень красивой,любящей привольную жизнь Валентине, которая всегда ходила в шелковом платье, а на шее носила яркие бусы. Эта тетя Валя своей любвеобильностью ко всем мужчинам  потихоньку разбивала и свою жизнь, и свою семью.

Дядя Петя при её загулах запивал и, зверея, гонялся за ней с топором. Не раз ей приходилось вылезать через форточку и бежать за спасением к нам, то есть, к бабушке. С криком и плачем, в одной сорочке, она умоляла "Утихомирить эту сволочь".

Дядя к этому времени, испугав до смерти своих детей, выходил с топором на улицу. В эти моменты он всех вокруг называл "болото". И "болото" от него разбегалось, кто куда.

Его не боялась только бабушка. Она спокойно подходила, брала у него топор и, что-то говоря, уводила его с улицы. Дядя Петя плакал и послушно шел домой.

На какое-то время в их семью приходил мир. Со временем красота тети Вали померкла, силы у дяди Пети поиссякли, и ссоры между ними уже не выходили за пределы дома.
У них было трое сыновей. Ребята умные, красивые и талантливые. Мы часто играли с ними в шахматы. И они почти всегда выигрывали. Но...  Всех троих сгубило пьянство.
Второй бабушкин племянник дядя Вася тоже выпивал, но мы никогда не видели его пьяным.  Он год сидел в тюрьме. Но это были суровые сталинские времена, когда за малейшую растрату (а Дядя Вася служил на почте) можно было получить срок.

Дядя Вася любил детей. Однажды ребенком лет пяти я прибежала к ним во двор, а тогда все семьи держали кур и всякую живность. И вот их петух налетел на меня! Взлетел мне на плечи и, размахивая крыльями,  давай меня клевать. Было не так больно, как страшно. Я заорала!
Дядя Вася молча выбежал, схватил петуха за ноги и об забор! Меня взял на руки и отнес домой. Петух оказался живучим.
Дядя Вася вечерами всегда во дворе вечерами разжигал костер. Огонь костра, как волшебник собирал вокруг себя всех детей. Дядя Вася всегда сидел молча. Его рыжие волосы, рыжие глаза с рыжими ресницами освещались у костра веселым огнем, а мы, дети не находили конца в своей болтовне пока родительское "Домой" не позовет нас спать. И так проходили все летние вечера под звездным небом. Вечера с дядей Васей.

Дядя Вася любил не только детей, он любил лес. Там  он любил одиночество. Никогда никого не брал с собою. Один. Только один он в лесу был счастлив. Знал все тропинки, все места, он был там как дома. Жилистый, сильный - он проходил десятки километров и приносил две корзины только отборных грибов.

В наше просвещенное время ссоры между людьми психологи рассматривают как воровство душевного здоровья. Так вот - бабушка никогда ни с кем не ссорилась. Она по своей природе была великим психологом.

Я, как и все дети, получала за учебу всякие оценки. Бедные учителя повышали голос, раздражались, иногда кричали. Но это не вызывало у меня чувства раскаяния и вины.. Крик до сердца не доходит. Он пугает, возможно, усмиряет, но ничему не учит.

Мои очередные неприятности бабушка решала очень просто. Она садилась рядом и тихо уговаривала:" Да исправь ты все это. Выучи! Это же не трудно: прочитать и запомнить. И учитель рад, и у тебя на душе спокойно".
 
И слова-то простые, а было в них что-то такое, после чего я для бабушки готова была горы перевернуть.

Бабушка научила нас троих внучек вязать, играть в шахматы и шашки. Она часто рассказывала, как играла в шахматы со своим младшим сыном Георгием. Досок шахматных тогда не было. Они её чертили на бумаге. И при проигрыше так огорчались, что шахматы могли улететь в разные стороны, а самодельная доска со словами "Вот тебе, вот тебе..." рвалась на мелкие кусочки. Через какое-то время успокоившись, опять рисовали доску... до очередного проигрыша. Бабушка вспоминала все это с грустью. Георгий ушел воевать в восемнадцать лет и не вернулся.

Мужа своего, моего дедушку бабушка именовала только Сергей Петрович. Он вернулся с фронта очень больным. Их полк из Чехословакии перебросили сразу на Дальний Восток к Японии. Там его контузило. Он приехал в 46 году, а в 48 скончался.
Дедушка был грамотным и умным человеком. Ему предлагали должности в разных крупных городах, но бабушка его отговорила. Она считала, что в маленьком городке, ближе к земле, легче пережить послевоенную разруху.

Конечно, в нашей семье, как и у всех людей, были проблемы, которые, казалось, невозможно разрешить. Но всегда со стороны бабушки не звучало упреков и раздражений. Плакала бабушка только девятого мая.

В нашей семье все много работали. Рано утром мама и бабушка топили печь и готовили на весь день. Я, просыпаясь, всегда слышала треск горящих дров и их голоса. Но это было зимой. Летом же все быстро позавтракав, разбегались и возвращались домой всегда голодные. Бабушка наспех готовила удивительно вкусную  тюрьку.
 
В Советской России почти все имели свои огороды, свою живность. Многие жили домашним хозяйством. С годами моей семье содержать все это стало трудно.

Уже взрослыми, приезжая домой, мы заранее в Москве закупали продукты. Папа по этому поводу шутил: "В Москве едят, а все глядят".

Бабушка любила работать в огороде и делала все красиво. Каждый кусочек земли после её рук выглядел изящно ухоженным. Изящность она любила во всем.
Она, соединяя со вкусом разные цвета, вязала красивые носки, шила нам платья, ткала. Она очень любила по телевизору смотреть балет.  Любила читать. В последние года читала в очках и с лупой. А, прочитав, всегда делилась своими мыслями.

В нашей семье очень любили детей. На летние каникулы мы со своими детьми всегда приезжали домой. Все лето наши дети проводили в саду - огороде. Бабушка часто повторяла, что живет для нас, что наше счастье - это её счастье.

Когда мы уезжали из родного дома, бабушка всегда выходила нас провожать за калитку и смотрела, смотрела нам вслед, пока мы не скроемся за поворотом.

Она была маленькая, хрупкая и сильная. Она дарила всем душевную мудрость, умную любовь и великодушное терпение. Я в те года возмущалась её маленькой пенсии. На мое возмущение бабуля отвечала, что до революции и этого бы не дали.

 Она иногда мне говорила, что быть счастливым человеком - это прекрасно, но не всегда получается. Нужно постоянно учиться жить. Учиться жить до самой старости. И, если придут тяжелые дни, то не надо никому мстить, и себя не надо мучить. Эти дни пройдут. Это точно.

Бабушка прожила 98 лет. Она бы и дальше жила, если бы не мамина кончина. Они всегда были вместе. И бабушка без мамы прожила только два месяца.

Весь город с ней пришел проститься.

Россия - это люди. Это моя семья, моя бабушка. И неприятно бывает, когда о прошлом вспоминают, оскверняя его. Мы этим оскверняем свою кровь, себя оскверняем.

Лучше прошлому сказать спасибо. Так я думаю.

2008 год. Год семьи.
 
Е.М. Шурделина - Осипова.


Рецензии
Елена, светлое, доброе, мудрое повествование Ваше!
Трогательно!
По душе!
Верно, о прошлом, как об ушедшем, надо говорить либо хорошо, либо никак...
С уважением и признательностью, С.Т.!

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: письмо маме 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.

Тёплый Сергей   05.04.2023 12:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.