Мечты сбываются или Хочу стать Ковбоем - 2

Машина времени есть у каждого из нас: то, что переносит в прошлое – воспоминания; то, что уносит в будущее – мечты.
Герберт Уэллс – писатель-фантаст


«…Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

                (В.С.Высоцкий)

О чём это я? Наверное, о том, как сбываются мечты. Уверен, что если очень захотеть, то мечты непременно сбудутся. Только нужно Очень захотеть!
Можно расценивать то, что написано в этом рассказе, как мемуары. Ну, кому как!  Честно скажу, до мемуаров еще не дошел, если воспоминания и пишу, то это больше дань прошлому, желание высказаться.

С детства  хотел быть военным. Вот хотел и всё! И понимал, видимо, как тяжела эта ноша! Но… Как-то думал при этом, что многие профессии трудные и тяжелые, и военным быть нелегко. Сталевару, например, тоже тяжело!

Если перефразировать старый и бородатый  анекдот про пожарных и пожары, то его можно сформулировать так: «Военный – хорошая профессия. Не слишком пыльная. Служи себе потихоньку. Но… как война - так хоть увольняйся».

Как  уже сказал, история стремления быть военным  начинается с глубокого детства. Не будучи оригинальным, тем не менее, скажу:  я всегда с уважением смотрел на людей в военной форме и хотел стать военным.

С детских времен, у меня имелись элементы военной морской формы одежды: частично отцовские, частично подарки от деда Миши – родного брата моей бабушки, морского врача (тельняшки, фуражки, бушлаты, шинели, бескозырки, ремни, брюки и т.д.). В классе шестом-седьмом,  я даже в школу ходил в морской форме, не потому, что нечего было одеть, а потому что мне это  нравилось. Хотя при этом приходилось терпеть насмешки со стороны товарищей по школе и  сверстников.

В 8 классе хотел поступить в Нахимовское училище, но, что этому помешало, сейчас точно не помню. Что-то не состыковывалось по времени и сбору документов? Но факт остается фактом – в «нахимовское» я не поступил.
А еще очень любил и до сих пор люблю Историю. Книги по истории, фильмы исторического плана, музеи. В общем, все, что каким-то образом связано с этой интереснейшей и очень важной наукой.

И еще...  в 10 классе пришлось мне участвовать в общегородской викторине по Гражданской обороне, где занял 1 место, о чем свидетельствует Грамота городского комитета Комсомола. И в конце моей службы стал я офицером МЧС России, то есть военнослужащим Войск Гражданской обороны.

В 10 классе, директор нашей средней школы №4 города Барановичи В.А.Василевский (кстати, фронтовик – участник Великой Отечественной войны), заметив мою склонность к изучению истории, настоятельно рекомендовал всерьез заняться данной наукой. Это было воспринято мной как руководство к действию, и по окончании средней школы  я подал документы в Могилевский педагогический институт на исторический факультет. Правда, при поступлении потерпел фиаско – не добрал до проходного балла 0,5 балла и не прошел по конкурсу. И… пошел   работать на завод. 
Отдельная история моей попытки на следующий год, поступить в Ленинград в военно-политическое училище ПВО. Что-то там тоже не срослось. В общем, туда я не поступил.
После этого опять… куда? Понятное дело – в тот же педагогический. Здесь  уже шансов было меньше, не хватило 1,5 балла и…меня  призвали в армию. Прослужив  почти год солдатом, я поступил в военное училище.

В конце своей военной службы, защитив диссертацию на ученую степень кандидата педагогических наук, стал преподавать в вузах предмет «Безопасность жизнедеятельности». Как-то меня попросили заменить преподавателя истории. Изучив тематический план, подготовил себе материал, освежив память, систематизировал  имеющиеся знания и… провел несколько занятий по Истории. Отсутствие «историка» затянулось и мне пришлось прочитать весь курс. А потом и вовсе преподаватель уволился, все часы «истории» повесили на меня… при пассивном моем сопротивлении.

Из всего книжного мира меня больше всего интересовали книги о войне и о военной службе,  историческая литература. Потом многое перечитал и фантастику и лирику и специальную литературу, но военная тема и история до сих пор меня волнует и интересует.
О книгах, которые нужно нужные читать. Их, как раз,  я и читал про людей военных: от Чкалова до Д'Артаньяна, от «Петра первого» А.Толстого, до «На западном фронте без перемен» Э.М.Ремарка.
Книга «Голубые молнии» Александра Кулешова каким-то образом сказалась на согласии  с предложением политотдела стать политработником.

«Полководец» В.В. Карпова, «Пятьдесят лет в строю» А.А.Игнатьева, «Юнкера» А.И.Куприна давали жизненные ориентиры, формировали и закаляли внутренний военный стержень.
Вот, собственно говоря, и Всё! Все мечты сбываются! Стоит только сильно захотеть.
Ну, а теперь подробнее остановлюсь на описании пути в «ковбои». Я писал о том почему «ковбои» в рассказе «Хочу быть ковбоем». Повторю для тех, кто не читал. В Алма-Атинском высшем общевойсковом командном училище имени Маршала Советского Союза И.С.Конева, преподаватели нам говорили: «По окончании училища вы должны стрелять как ковбой и бегать быстрее его лошади».

Вот, значит, как я уже выше сообщил, в 1975 году, 1 ноября Барановичским городским военным комиссариатом  я был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. И служить меня наш  горвоенком  направил в  Южную группу советских войск. Венгрия! А там я попал в город Сольнок, где довелось мне стать старшим радиорелейным механиком зенитно-ракетного полка. Закончил учебное подразделение полка и получил квалификацию радиотелеграфиста 3 класса.

В период срочной службы, я увидел две стороны службы: с одной стороны служба офицеров, с другой – внутренний мир солдатской казармы. В те годы формировались отношения внутри воинских коллективов, которые в последствие стали именоваться «неуставными взаимоотношениями». Скорее они к моему прибытию в армию, уже были сформированы. В казарме это знали и полностью подчинились этим неуставным правилам. А командно-политический состав с одной стороны, закрывал глаза, с другой не хотел признавать того, что кто-то кроме «отцов – командиров» руководит подчиненными.
Впоследствии уже в период  офицерской службы, солдатская закалка мне очень помогала разобраться в хитросплетениях солдатских взаимоотношений.

Много событий и людей прошло за год солдатской службы мимо меня, все это терлось об меня, зачастую сдирая и царапая кожу и душу, оставляя неизгладимые следы в памяти.
Военная служба знаменательна таким своеобразным времяпровождением военных людей, как наряды или службы в составе лиц суточного наряда.

Вот, исполняя обязанности различных должностных лиц суточного наряда, приходилось дежурить и дневальным по штабу полка, вернее посыльным, если уж придерживаться буквы закона. В этом самом штабе полка  приходилось сталкиваться с должностными лицами высокого ранга – командиром полка, его заместителями, офицерами штаба.
Однажды весной 1976 года меня, посыльного по штабу, вызвал к себе в кабинет командир полка подполковник В. Скачков и долго беседовал о службе, чем занимался до армии, увлечения. И когда я обмолвился о том, что до армии пытался поступить в военное училище, то командир сразу же перевел разговор в русло продолжения военной карьеры в качестве офицера.

Разговор командир  закончил предложением: «А почему бы тебе, солдат,  не поступить в военное училище? Я дам рекомендации. Поступить из армии не проблема, думаю экзамены сдашь успешно». 

Я задумался и вскоре пришел к выводу, что мечты должны сбываться, а офицеры, которые мной командовали: от командира полка до  командира взвода, были эрудированными, интеллигентными и прекрасно подготовленными специалистами. Мне хотелось  брать с них пример. В марте 1976 года я подал рапорт по команде о поступлении в тоже самое  Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО.
Да,  еще! Ленинград, тоже … город мечты!
Собралось нас таких жаждущих карьеры военного,  наверное, человек шесть, точно уже не помню.

Прошел медицинскую комиссию. В штабе подготовили все документы. Допустили к сдаче экзаменов. Стал готовиться к выезду для сдачи экзаменов. Кстати, громко сказано – готовиться. Никто мне, никакого времени, специально для этого не предоставлял. К тому времени я уже входил в состав боевого расчета командного пункта полка и выполнял задачи боевого дежурства. Все четко расписано: 4 часа – на боевом дежурстве, 4 часа – на сон, 4 часа, если днем – выполнение задач в подразделении, ночью – понятное дело - сон.
И тут! Вызывают меня в каптерку (то бишь, кладовую батареи. Здесь и далее примечания автора). Захожу, сидят «дембеля» нашей батареи почти в полном составе и начинают вести разговор по поводу моего поступления в училище.

«Дембеля» меня и спрашивают: «Ну, что "помазок" (солдат, прослуживший пол-года по казарменной иерархии), ты серьезно хочешь стать офицером и поступить в военное училище?». «Да, - отвечаю, - я уже пытался до армии поступать, но не получилось!».
- Хорошо, - говорят, - уважаем! И еще больше уважать будем – если поступишь! Ну, а коль не поступишь – пеняй на себя! Житья тебе не будет, даже если в другую часть переведут! Венгрия маленькая, а мы, сам знаешь в связи служим, информация мигом, куда нужно поступит.
Вот так, ни больше, ни меньше! Скажу, что испугался – нет! Но – задумался. Появился дополнительный стимул.

Подобные беседы прошли и с остальными «жаждущими» военных знаний. Из шестерых «стремящихся» осталось двое.
Вот так меня «дембеля» официально, так сказать,  и предупредили.  Кто,  мол,  хочет прокатиться, отдохнуть от службы, пусть на это не рассчитывают. Кто поступает – вопросов нет, почет и уважение: «мы с уважением относимся к тем, кто выбрал для себя тяжелую офицерскую службу». Кто же не поступит, по приезду его ждут серьезные испытания – «до дембеля будете молодыми». И приводят пример одного  ефрейтора,  который в свое время съездил в «Союз» (Союз Советских Социалистических Республик), «побалдел», а когда приехал, не только «дембелЯ», но и свой призыв его, как говорят «зачморил».  То есть, не зависимо от срока службы, он выполнял самую грязную работу наравне с молодыми, не считая постоянных подколок и подначек.  И еще один штрих, когда ефрейтор увольнялся, а  в нашем подразделении почти все были связистами, увольнялись в сержантских званиях, то он единственный из призыва, так и уволился ефрейтором.

Кто служил в Армии, знает отношение к «ефрейторам», хотя это хорошее звание и считается, что ефрейтор – это лучший, отличный солдат, помощник сержанта. Так вот, увольняясь, этот чел подготовил «дембельский» мундир, а нашивки ефрейторские сделал таким образом, что расправив их, получалось звание «старший сержант». «Дембеля» это увидели, подняли на смех при всех нас «молодых», срезали «лычки» и прошили через весь погон нашивку соответствующую его воинскому званию.
Этот пример, был наукой для всех, желающих «сачкануть», или же, как сейчас говорят, временно «откосить» от службы. 

В один прекрасный день, я и второй «абитуриент» по имени Роман, в сопровождении старшины роты прапорщика убыли в город Эстергом для сдачи вступительных экзаменов. Город этот,  находится на севере Венгрии, на границе с тогдашней Чехословакией.
Правда, в пути следования приключилась одна история из области советско-венгерской дружбы. В  купе, кроме нас,  ехало еще три  пожилых венгра. В разговоре, где на ломаном венгерском, где на русском, где жестами, выяснилось, что они воевали в России, один потерял ногу под Сталинградом, второго ранило под Курском.
Неведомо откуда на столе появилась «Палинка»*, поэтому мы  с Романом тактично вышли  покурить, а когда вернулись, наш прапорщик мирно спал,  «мадьяры» (венгры – прим.) при этом улыбались: мол, слабоват ваш командир оказался. Разговор продолжился, правда, спиртное нам не предлагали:  молоды еще! Из разговора мы поняли, что война дело плохое, и лучше, чтобы ее вообще не было! А к русским и России они относятся хорошо, несмотря на события 1956 года**.

Вот и станция Эстергом. Наши усилия разбудить прапорщика оказались тщетными, пришлось выносить  старшину из вагона. Что делать ? Время, указанное в командировочном предписании еще не истекло и мы зашли в небольшой лесок, уложили прапорщика на траву, а сами присели рядом. Когда до указанного времени оставалось пол часа,  прапорщик был разбужен, при этом выглядел он достаточно бодро. Оглядевшись вокруг, построил группу в колонну по одному и, уверенно командуя этой небольшой командой, повел нас в расположение части.

«Абитура» (абитуриенты)  размещалась в палаточном городке на учебном центре. В палатке, насколько я помню, нас было человек пять- шесть. По национальности «абитура» представлена была почти всем Советским Союзом. Например, в нашей палатке размещались: белорус, украинец, русский, татарин, узбек. В те времена мы прекрасно уживались и среди нас не было ни каких межнациональных трений.

Когда началась работы комиссии по распределению в училища, то выяснилось, что,  выбранное мной Ленинградское училище ПВО, в разнарядке не числилось и, мне было предложено выбрать одно из училищ, обозначенное в списке. Долго я раздумывал стоя перед списком, был велик соблазн поступить в одно из училищ на территории Белоруссии, либо  Литвы, Украины или  западных областей России.

И тут подходит ко мне такой же, как и я абитуриент, тоже, кстати, желавший поступать в училище, не обозначенное в списке, Фатих Гатауллин. Мы с ним и проживали вместе в палатке. «Давай, - говорит, -  поступать в АВОКУ, то есть Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище». Оно и в списке первым, кстати сказать, стояло.
Географию я, конечно, знал и немного представлял себе, где находится г. Алма-Ата, при этом отдавал себе отчет, что это: ну очень далеко. Представление об Алма-Ате я имел только лишь по фильму «Ангел в тюбетейке». Вот тут здесь Фатих и говорит, ставшую потом исторической, фразу: «А знаешь, какие там яблоки?». И показывает объем фрукта, размером   примерно с мою голову!  Я возразил, – «Таких яблок не бывает».
Ну, в общем, мы с ним поспорили то ли на бутылку коньяка, а может на что-нибудь еще,  написали рапорта, сдали экзамены и поступили в   АВОКУ.

Что еще запомнилось из достопримечательностей Эстергома, это -   черешневые сады. Мы на зарядку всегда бегали с пилотками и наволочками, набирали черешни на весь день. В конце нашей «абитуры», на черешню уже никто не смотрел. А я долго еще после этого к данной ягоде был безразличен.
А еще на самой высокой горе по ночам горел огонёк.
- Это корчма, - говорили нам знающие люди, - «Волчий глаз» называется.
Ну, корчма и корчма (кафе, ресторан, кабак – прим.), в те времена  туда нам путь был заказан.

По приезду в часть состоялся разговор с командиром полка подполковником Скачковым. Он меня поздравил с поступлением и пожелал стать генералом. При этом сказал: «А почему ты не поступил в любое училище ПВО или связи, ты же связист. Ты представляешь, что такое общевойсковое училище?»
- Это же пехота!!! – с ударением на последнем слове почти закричал комполка!  А знаешь, что такое пехота, солдат? – продолжил подполковник, - это когда ум доходит через ноги, причем мелкими дозами!

Я задумался, мне представлялось, что общевойсковое училище - это обучение всем специальностям, а не только одной – командир мотострелковых подразделений, попросту говоря – пехоты. А что касается соотношения ума и ног, так это мне в ближайшем будущем пришлось, в полном объеме испытать на собственном организме!

В училище я поехал через Будапешт. Город меня поразил своей архитектурой, мостами через Дунай, обилием частных ларьков. В то время, когда в Союзе об этом и не то, что мечтать,  думать было опасно. А еще  большим количеством цыган.
Сидим мы на Будапештском вокзале, ждем своего поезда до Чопа (первая станция в СССР, пограничный пункт в Украине на границе с Венгрией – прим.), слышим шум поднимается, смотрим, небольшая группа цыган о чем-то повздорила  и начала кричать и  галдеть. И тут, как из-под земли, выросли здоровенные венгерские полицейские (или милиционеры, не знаю, как их называли), резво заработали дубинками и шум также неожиданно прекратился, как и возник. Тоже было в диковинку, в Союзе милиция в те времена еще только начинала осваивать это оружие усмирения граждан, в смысле – полицейскую дубинку***.

Кстати,  по дороге в Будапешт, а потом и в Чоп, я впервые, год службы, смог увидеть Венгрию, ее степные пейзажи, пролетающую мимо вагона жизнь людей. Людей, незнакомого нам советским гражданам, другого мира. Проходя службу, из  части мы практически не выходили, в городе не бывали, увольнений естественно не было, если не считать  увольнением  выход в госпиталь. Так, что «дембеля» для того чтобы себе что-нибудь купить, записывались в госпиталь на консультацию или осмотр и в местных ларьках покупали то, что было нужно. А покупали что: джинсы, рубашки-батники, обувь, чемоданы, альбомы, пластинки, даже магнитофоны и другую бытовую технику. От куда деньги – отдельный рассказ.

В Будапеште нас собрали в команду, назначили офицеров старшими и отправили в г. Чоп для дальнейшего самостоятельного убытия по училищам. Так, что у меня была возможность еще раз увидеть Сольнок по пути в Союз.

По прибытии в Чоп  выяснилось, что мне в полку не выдали денежные документы, соответсвенно советских денег у меня не было ни копейки. Проездные документы были от Чопа до Алма-Аты, но ехать нужно было более трех суток, а сухой паек уже закончился.
После недолгих раздумий, решил продать часть заготовленных домашним подарков и на эти деньги ехать в Белоруссию к родителям, а от туда уже добираться в Алма-Ату. А что и как продать? В Чопе этого добра тоже хватало. В общем кое-как, продал я что-то из сувенирной продукции венгерского производства, чего хватило аккурат на билет. Купил билет на поезд и поехал в г.Барановичи. Была пересадка во Львове, в связи с чем удалось немного посмотреть на этот старинный город.
Еще запомнилось: Карпаты - горы, покрытые лесом и общий вагон поезда, битком набитый всяким попутным людом.
Измученный  дорогой, забрался на третью полку и… заснул крепким солдатским сном. Приехав в Барановичи, не застав родителей дома, поехал в деревню, что в километрах шестидесяти. Хорошо, что они были там. Уже на следующий день выехали в Минск, откуда меня на самолет и - в Алма-Ату.

Правда, из-за длинного и запутанного маршрута, я чуть не вылетел из училища, не успев стать его курсантом. Опоздал всего-то на несколько часов. Получилось, что прилетев в 23.45 дня указанного в командировочном предписании,  прибыл в училище в 0.30 уже следующего дня.
Сейчас понимаю, что меня могли  запросто отчислить. При этом, командование училища еще и обрадовалось. Ведь, учитывая высокий конкурс на поступление, освободилось место для стремящихся в «ковбои».

Но, здесь сработало то, что меня зачислили в училище чуть ли не приказом Главкома Сухопутных войск, поэтому  простили эти несколько десятков минут. И вот я – новоиспеченный курсант Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза Конева И.С. ****

А 1 сентября новоиспеченные курсанты АВОКУ, кому положено конечно, приняли присягу. Предварительно пройдя обкатку танками (обязательное испытание для будущих офицеров пехоты).

Сентябрь месяц – время сбора урожая. Вот и нас направили в горы Заилийского Алатау для сбора яблок в одном из многочисленных садов. Ведь "Алма-Ата" так и переводится «отец яблока».

Собираем себе фрукты в корзины, сносим в установленное место. И тут, послышался крик, похожий на боевой клич индейцев племени «команчей»: «Саня! Смотри! Яблоко! Помнишь, тогда в Эстергоме я тебе говорил, а ты мне не верил!». С этим криком, горы несется Фатих, держа в руках яблоко - "алмаатинский апорт", величиной с мою голову!

Что делать – проспорил я! Есть в Алма-Ате такие яблоки!

* «Палинка» - Палинка (венг. - p;linka) — венгерская фруктовая водка. Напиток распространён в странах Бассейна Карпат. В Венгрии существует Закон о палинке. Напиток готовят методом перегонки из различных фруктов и ягод (подобно южнославянской ракии) — винограда, груши, абрикоса, сливы, яблок. Крепость от 38 до 47 градусов.
Виноградная палинка производится в традиционных венгерских винных регионах (например, Токае).
Наиболее ценится абрикосовая палинка из города Кечкемет (Kecskem;ti barack palinka). Большим почитателем этого напитка был король Англии Эдуард VIII.[1]
Палинка часто используется для приготовления десертов и коктейлей.

(http://ru.wikipedia.org/wiki)

** Венгерское восстание 1956 года (23 октября — 9 ноября 1956) (в пост-коммунистический период Венгрии известно как Венгерская революция 1956 года, в советских источниках как Венгерский контрреволюционный мятеж 1956 года) — вооружённое восстание против просоветского режима народной республики в Венгрии в октябре-ноябре 1956 года, подавленное советскими войсками.
Венгерское восстание стало одним из важных событий периода холодной войны, продемонстрировавшим, что СССР готов военной силой поддерживать нерушимость Варшавского договора (ОВД).

(http://ru.wikipedia.org/wiki)

*** Полицейская дубинка — несмертельное оружие (спецсредство), которое используется сотрудниками правоохранительных органов (полицейскими), охранных и силовых структур, уголовно-исправительной системы. Полицейские дубинки и палки относятся к холодному оружию ударного действия.
Полицейские дубинки используются для нанесения ударов и защиты от них, а также для контроля и удержания противника.
В зависимости от модели дубинки, её конструкция, материал, вес, длина и толщина могут быть различными. Ранее полицейские дубинки изготавливали из прочных пород дерева, в настоящее время их чаще всего делают из резины и полимерного синтетического материала, реже из пластика, ещё реже — металлические.
Резиновые дубинки бывают гибкие и негибкие, в последние может быть вставлен металлический стержень-сердечник или же трубка, по которой перекатываются стальные шарики. Металлические дубинки — чаще всего телескопические, различной гибкости, длиной от 20 см в сложенном до 60 см в боевом положении (раздвигаться они могут вручную или же автоматически, под действием пружины).
Во многих западных странах в ходу дубинка, имеющая металлический стержень, окруженный резиной. Оканчивается она гибким участком из резины или кожи (иногда со свинцом). С помощью этого оружия, как правило, наносят оглушающие удары.
Штатные образцы полицейских дубинок появляются в XIX веке, с появлением в странах Европы национальной полиции (имеющей централизованную систему снабжения и подготовки личного состава).
20 мая 1881 года министр внутренних дел Российской империи направил доклад императору с просьбой вооружить нижних чинов петербургской полиции «деревянными палицами» взамен шашек драгунского образца. Несмотря на отказ императора, уже изготовленные ранее полицейские «деревянные палицы» выдали некоторым полицейским.
В СССР вопрос о вооружении милиции резиновыми палками ставился не раз, но лишь в июле 1962 года в соответствии с приказом министра внутренних дел РСФСР «О принятии на вооружение милиции резиновой палки и наручников» они поступили на вооружение. В 1966 г. приказ министра охраны общественного порядка РСФСР установил порядок их ношения и использования: «Разрешить ношение резиновой палки в обнаженном виде в руке, а также на ремне с левой стороны… Резиновые палки вводить только с разрешения МООП РСФСР по ходатайству министров ООП автономных республик, начальников управлений ООП крайоблисполкомов, согласованным с соответствующими обкомами, крайкомами партии». Рекомендовалось прибегать к её помощи для «пресечения буйства и бесчинства хулиганов и других преступников, а также в отношении нарушителей общественного порядка, отказывающихся выполнять законные требования работников милиции, для отражения нападения нa работников милиции или дружинников, должностных лиц, государственных, общественных организаций и граждан». Однако категорически запрещалось наносить удары по лицу и голове и пускать в ход дубинки против женщин, детей, стариков и инвалидов, а также в помещениях милиции.
В годы перестройки за резиновой дубинкой закрепилось прозвище «демократизатор».
(http://ru.wikipedia.org/wiki)

**** Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза Конева И.С. - (Алма-Атинское ВОКУ; АВОКУ) в настоящее время — это Военный институт Сухопутных войск Вооруженных сил Республики Казахстан (ВИСВ ВС РК).
Предшественником училища является Алма-Атинское военно-парашютное училище имени Верховного Совета Киргизской ССР, созданное в г. Фрунзе в 1946 году и в сентябре 1947 года перебазированное в г. Алма-Ату. Училище было засекреченным и закрытым. Учебный центр училища со стрельбищем был оборудован в сорока километрах от самого училища, в местечке Каскелен. Училище имело два курса. На первом проходили подготовку начальники парашютно-десантных служб и начальники парашютно-десантного имущества, на втором курсе готовили строевых офицеров. В 1948 году в стенах училища обучались солдаты и сержанты-фронтовики. Для них срок обучения составлял один год десять месяцев. К сентябрю 1949 года, когда училище окончательно сформировало свою структуру и перешло на трехлетний срок обучения, в училище стали принимать и молодежь с «гражданки».
В г. Алма-Ате училище просуществовало почти двенадцать лет (с сентября 1947 г. по май 1959 г.). В мае 1959 года, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, училище было передислоцировано из г. Алма-Аты в г. Рязань и влилось в состав Рязанского высшего общевойскового Краснознаменного командного училища (со сроком обучения 4 года). Только 4 апреля 1964 года, к завершению всех выпусков курсантов-пехотинцев, училище заменило свою вывеску на «Рязанское высшее воздушно-десантное командное Краснознаменное училище».
Через десять лет в октябре 1969 года Президиумом Верховного Совета СССР было принято решение о развертывании в г. Алма-Ате высшего общевойскового командного училища для подготовки офицерских кадров созданного в годы обострения отношений с Китаем Среднеазиатского военного округа. Эта дата явилась началом отсчета истории нового училища – Алма-Атинского ВОКУ.
До распада Советского Союза училище являлось одним из самых молодых и перспективных военно-учебных заведений Министерства обороны СССР, имело современную учебно-лабораторную, материально-техническую базу и профессорско-преподавательский состав для высокопрофессиональной подготовки общевойсковых командиров. Училище всегда было опорой государства, его питомцы верой и правдой служили Отечеству.
В настоящее время выпускники училища являются министрами обороны независимых государств (Абхазия, Н.Карабах, Киргизия), возглавляют Главные командования Сухопутных войск в Вооруженных Силах РФ и стран СНГ, командуют войсками военных округов (региональных командований), соединениями, являются руководителями органов военного управления, военно-учебных заведений вооруженных сил стран бывшего Советского Союза, начальниками оперативных управлений (организационно-мобилизационных, боевой подготовки) видов вооруженных сил, заслужили высокие воинские звания и награждены правительственными наградами.
О мужестве и отваге его выпускников говорят такие цифры: четырнадцать воспитанников училища стали Героями, в их числе: три Героя Советского Союза, восемь Героев России, один Народный Герой Казахстана, Герой Абхазии, Герой Арцаха (Нагорного Карабаха). Показательно, что шестьдесят один выпускник Алма-Атинского ВОКУ имеет воинские звания от генерал-майора до генерала армии. Более двух тысяч офицеров принимали участие в боевых действиях в Афганистане и других «горячих точках».
Приказом Министра обороны СССР № 155 от 19 июля 1973 года за достигнутые успехи и в честь первого выпуска офицеров училищу присвоено наименование «Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза Конева И. С.». 25 июля 1973 года состоялся торжественный митинг и вручение дипломов первым выпускникам училища.
За свою сорокалетнюю историю училищем подготовлено несколько десятков тысяч высококвалифицированных офицеров, способных на основе полученных в училище теоретических знаний и практических навыков успешно выполнять свои обязанности в войсках.
Высокие командирские, морально-психологические и боевые качества проявили выпускники училища, выполняя свой долг в вооруженных конфликтах последних десятилетий в самых различных точках земного шара. Многие из них погибли, защищая Родину, свободу и независимость, выполняя интернациональный и воинский долг. В боях воспитанники училища успешно руководили подразделениями, частями и соединениями.
В 1993 году училище стало готовить мотострелков, танкистов, автомобилистов и артиллеристов. С 1994 года, после преобразования в «Алматинское высшее военное училище имени И. С. Конева» (АВВУ), училище начало подготовку офицерских кадров по четырём, а затем по 11 специальностям.
11 февраля 1997 года Алматинское высшее военное училище имени И. С. Конева Указом Президента Республики Казахстан было преобразовано в Военную академию Вооруженных Сил Республики Казахстан. В 2002 году для улучшения качества подготовки военных специалистов академия была реорганизована и образовано два ВУЗа — Военная академия Вооруженных Сил Республики Казахстан и Алматинское высшее военное училище Вооруженных Сил Республики Казахстан.
21 августа 2003 года Алматинское высшее военное училище переименовано в Военный институт Сухопутных войск Вооруженных сил Республики Казахстан.
Первым начальником училища был генерал-майор Власов Вачакан Рачиевич, находился в должности в период с 1970 по 1978 гг. Выпускник Бакинского пехотного училища (1942 г.).
Вторым начальником училища в период с 1978 по 1988 гг. являлся генерал-лейтенант Некрасов Анатолий Иванович. Выпускник Петрозаводского пехотного училища (1947).
(http://ru.wikipedia.org/)


Рецензии
Не скажу,что знаю ВОКУ, НО сын моей кумы закончил его.В звании вновь вернулся
в свое училище ,теперь переименованное Академию и ждет звания полковника или генерала.автор отлично знает героев учи училища,более 60 генералов,командующих
и высших чинов Но самое главное какой путь прошел прошел автор этого серьезного
произведения

Анна Куликова-Адонкина   22.05.2017 13:06     Заявить о нарушении
Военные пути неисповедимы, а мудрости начальников нет предела! Спасибо огромное! Служба в пехоте - это особый вид службы... Удачи!

Александр Муровицкий   01.06.2017 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.