Тобиас Крисп. Великий идол самоправедности 1643

ВЕЛИКИЙ ИДОЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ САМОПРАВЕДНОСТИ
Тобиас Крисп (1640)

 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией
Рим.10.3

Предусмотрительные и доброжелательные моряки, наблюдая за камнями, на которые натолкнулись и потонули множество невежественных и беспечных людей и которые миновали они сами, хотя и было узко, устанавливают морские знаки, предупреждения или предостережения, чтобы те, кто придет после них, избежали вреда и были осторожными. Именно это делает апостол в данном месте этого послания, уже строго предупредив в предыдущей главе о том, что оспаривание свободной благодати Божией, ее мира, жизни и спасения не сработает. "Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел... Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает" (Рим.9.11-13,18). Я настаиваю, что это главное учение, которое он проповедует с начала всего послания.
Затем апостол переходит к упреку евреям. "Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности... потому что искали не в вере, а в делах закона " (ст.30-32). Он показывает причину, почему этого оказалось так трудно достичь: Израиль искал праведности не в вере, а по делам закона. Почему упоминание об этом так болезненно для многих? Апостол отвечает: "Ибо преткнулись о камень преткновения как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна". Это был камень соблазна для них: считая, что их праведность может сделать их лучше, они стремились к ней через дела закона.
Некоторые люди могут подумать, что апостол был здесь исполнен горечи духа или некоей злобы против своих же братьев, и таков плод ее; поэтому с самого начала следующей главы он очищает свое служение от любых такого рода подозрений. Со своей стороны он желает всем сердцем спасения Израиля и молится за него, но поскольку он должен говорить правду, он не собирается скрывать ее. Он свидетельствует о том, что израильтяне "имеют ревность по Богу"; но, будучи не вправе лукавить, он говорит, что это ревность не по разуму. И поскольку он удручен этим невежеством, он показывает здесь, что их неведение, которое принесло столь страшные и отчаянные плоды, состоит в том, что они не познали Божией праведности; и плоды его - один горше другого. Во-первых, это незнание Божией праведности ввело их в страшную ошибку: они решили "поставить собственную праведность". Во-вторых, эта ошибка привела к еще худшей: они не покорились праведности Божией.
Эти слова дают нам понимание того, что незнание Божией праведности приводит людей к двум опасным заблуждениям - к расчету на свою праведность и к непокорности праведности Божией. Люди могут ставить на собственную праведность, лишь не зная Божией праведности и даже не понимая ее. Возлюбленные, они не так легко впали в это заблуждение, как мы склонны, не глядя, следовать за ними подобно овцам, и претыкаясь и по сей день о тот же Камень соблазна и преткновения, как будет и до конца мира; это результат того, что мы пытаемся поставить на собственную праведность, не подчиняясь Божией праведности и даже не зная ее.
После того как мы выслушали это предупреждение и избежали опасности, в которую впали многие умы, нам необходимо принять во внимание следующее.
Во-первых, что такое "наша" праведность и почему мы склонны полагаться на нее.
Во-вторых, что значит поставить собственную праведность.
В-третьих, что такое праведность Божия, которой люди не понимают.
В-четвертых, что значит не разуметь праведности Божией.
В-пятых, откуда это невежество, порождающее страшное зло - непокорность Божией праведности.
И в-шестых, как это заблуждение в Израиле соотносится с нами. 

1.Начнем с первого: что это за праведность, которая, по жалобе апостола, оказалась камнем соблазна. Я не столь невежествен, чтобы считать, что большинство людей пытаются достичь своей праведности по заповедям и традициям человеческим, которых не установил Бог, и в чем наш Спаситель в Мтф.15.9 винит фарисеев, которые "учили учениям и преданиям человеческим" и этими традициями делали недействительными заповеди Божии. Этот вид самоправедности исходит в наше время от людей, которые не осмелились бы ввести самовольно любую вещь в служение и поклонение, не предполагая, что это установлено Самим Богом. Со своей стороны я согласен, что такая праведность также далека от правды Божией, о которой говорит здесь апостол, и что может быть самое высокое мнение о том, что человек готов взять на себя, чтобы поставить это на место Бога и Его заповедей, хотя бы это было не только не от Него, но без и против Него; при этом, законодательствуя сами, эти люди с пренебрежением и презрением отзовутся о всяком, кто возьмет на себя принимать такие законы без них или против них. Когда придет время суда, все это ляжет тяжелым грузом не только на таких лицедеев, но и на их зрителей, если такая "праведность", поставленная многими из них, не будет сброшена и повергнута в прах.
Но, слава Богу, я убежден, что апостол говорит здесь о более возвышенной праведности, нежели праведность по заповедям человеческим; он говорит о такой правде, которую некоторые считают слишком возвышенной, чтобы полагаться на нее, а другие и вовсе гнушаются тем, о чем мы сейчас сказали. Праведность, на которую жалуется апостол - это не праведность по суду человеческому, это праведность, установленная Богом и желаемая Им; я имею в виду праведность в послушании тому, что Сам Бог повелел людям, праведность в хождении по заповедям Божьим, хотя бы безупречным путем, но если на нее полагаются, она становится камнем преткновения и соблазна для тех, кто готов так поставить ее. 
Это может показаться резким, возлюбленные, но я должен ясно предостеречь вас от перетолкования апостола, который лучше нас знал самого себя; далее он говорит: "Христос есть конец закона к праведности всякого верующего" (Рим.10.4). Стал ли он говорит здесь об этом, если бы не думал этими словами опровергнуть тщеславие тех, кто думает ставить собственную праведность в исполнении закона? Он говорит: вы думаете своим соблюдением закона добиться праведности; вы ставите целью обрести таким путем милость и благость Господа, но напрасно, так вы не достигнете этой цели; ради того, чтобы вы могли достичь этого, Бог поставил и предназначил Христа. Такими образом, Божия праведность должна быть праведностью Христа; это праведность, которая делает нас совершенными и достигает цели закона; ваша праведность не может достичь этой цели, но только праведность Христа достигает ее.
И далее (ст.5), апостол еще яснее и полнее говорит о том, что он имеет в виду под "нашей праведностью", ибо он начинает проводить различие между нашей праведностью и Божией, объясняя, что такое та и другая. Моисей, говорит он, описывает праведность закона таким образом (о нашей праведности идет речь в ст.4, а о праведности закона - в ст.5): "Сделай (или "уразумей") это и живи". И если вы посмотрите Лев.18.5, то увидите, что праведность закона, о которой говорит здесь Павел, означает следующее: "Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив". Апостол использует ту же конструкцию: соблюдай заповеди, и будешь жив ими. Это оправдание закона, это соблюдение установлений Бога и суда Его, говорит Моисей. К этому можно добавить, что это правда, о которой говорит Господь через апостола: праведность, которая состоит в исполнении законов и установлений Господа. 
И теперь вы можете прочесть Лк.18.11-12 и увидеть состояние фарисея, о котором говорит Христос и который отправился в Храм молиться, как и мытарь. Мы легко поймем, что за праведность они хотели поставить, если увидим, как фарисей оправдывается многими заповедями: "Благодарю Тебя, что я не как прочие люди, воры, прелюбодеи, как этот мытарь: пощусь дважды в неделю, отдаю десятую часть того, что приобретаю". Отметьте хорошо, о чем он молится и на что жалуется, ибо что должно сделать его лучше пред Богом, если не собственная праведность, и что же это такое? Это праведность по закону, это некое благочестие и справедливость: я пощусь, я не вымогатель, не хищник, не прелюбодей и т.п. Теперь услышим ответ Христа, касающийся этого фарисея, и поймем, о какой правде Он говорит: "Мытарь ушел оправданным, а не он". Причина в том, что фарисей решил ради своей правды судиться с Богом и кое-чего ждал от этого; он ничего не придумал, он просто так понимал праведность по закону Божию.
Если вы посмотрите теперь в Фил.3.5-7, то найдете, что апостол имеет в виду то же самое, когда говорит о своем состоянии до возрождения. Во-первых, говорит он, у него была ревность по Богу, и столь жаркая, что он преследовал Церковь Божию, хотя и, как говорит он о себе, по неведению; в то же время он был "по правде законной непорочен". Отметив, как он жил до обращения, во время неведения, он говорит, что эта праведность никак ему не помогла, ибо "то, что получил я как преимущество, считаю тщетой", "да и все считаю тщетой ради превосходства познания Христа" (KJV), а не своей праведности от закона. Во всех этих местах вместе взятых, говорю я, где апостол говорит о себе, он явно считает праведность закона, к которой он стремился, опасной ошибкой и плодом невежества, и это при том, что в ней люди могут ходить по Божьим заповедям безупречно!
Опять же, я не так невежествен, возлюбленные, чтобы не видеть, как это напоминает антиномизм - утверждение, что безупречное хождение по закону может быть плодом невежества и непонимания людьми правды Божией. И неудивительно: пиши апостол в наше время, против него многие напрямую возражали бы как против антиномиста, хотя понимает веру совершенно не так, чтобы оправдать себя таким образом: "Мы можем сделать недействительным закон через веру? Не дай Бог (KJV)!". Он принимает на себя все возражения ради того, чтобы поднять Божию праведность и свергнуть нашу. Он знает, что он не может аннулировать закон, и это не удивительно для него; он рассматривает то возражение, что спасение по этому принципу означает свержение закона. Но, возлюбленные, я должен сказать то же самое, что апостол в этом случае: не дай Бог! Мы не свергаем закон, но подтверждаем! Это просто исключает исполнение людьми своих обязанностей с ложной целью и дурное использование их, которое они склонны из этого выводить, чтобы гордиться своей праведностью. И, следовательно, Павел не осуждает здесь ни соблюдение закона, ни нашу праведность, но только определенное отношение к этой праведности. Наша праведность хороша в своем роде и на своем месте, но она становится плодом греха, невежества и опасным камнем преткновения, когда мы полагаемся на нее!
Я перехожу, таким образом, ко второй вещи, которая должна еще более прояснить эту истину. Что апостол имеет в виду, говоря о попытках "поставить свою праведность"? В противовес этому он указывает то, что должно пролить много света на смысл всего остального: "желая поставить свою праведность, они не покорились праведности Божией". Он говорит здесь, следовательно, о таком отношении к нашей праведности по закону, при котором она подменяет собой Божью праведность. При таком отношении мы не сможем и не захотим признать, что в конечном счете нас спасает праведность Божья. До тех пор, пока любая наша праведность посягает на привилегии и прерогативы праведности Божьей, так что последняя не может исполнять свою работу, но оказывается ограничена, мы тем самым делаем именно то, что ставим собственную праведность, которая оказывается плодом невежества и камнем преткновения и соблазна.
Стоит понять и, соответственно, рассмотреть, когда наша праведность действительно ставится на место Божьей. Это станет ясным из взгляда на основные представления людей о праведности, с которыми они живут. Когда люди полагаются на собственную праведность, вместо того чтобы полагаться только на Бога, когда они делают святыней и убежищем что-то кроме праведности Божией, то они ставят на место Бога идол. Чтобы прояснить это, приведем некоторые примеры. И тогда и теперь, когда появлялась великая опасность над нашими головами и над всем народом (а Господь показал, что в таких случаях от людей требуется особое рвение к Нему), народ Божий обращался к Нему, чтобы справиться с этой бедой и нуждой, но боюсь, многие имели в таком случае ревность не по разуму. Слишком многие вкладывали в это рвение невежественное усердие ради своей уверенности, слишком усиливались поставить собственную праведность, и плодами их молитв, долгих постов и искания Бога оказывалось гордое поставление своей праведности на место Божией. Если среди нас изобилует грех, личный или общий, то как выйти из этого состояния? Обратиться к собственной душе? Будет ли это тем, чего мы хотим? Сколько бы мы ни молились и ни оплакивали свой грех, ничто не принесет нам облегчение, кроме как весть, что Бог милостив к нам, что Он отвратил от нас Свой гнев; но если вы не надеетесь только на это, то как бы вы ни скорбели и с каким бы усердием ни молились, вы в итоге поставите себя на место Бога.
Я прошу и умоляю вас, если вы все же духовны, понять, не направлены ли ваши сердца таким образом? Чего тогда стоят все ваши жалобы на недостатки, на несоблюдение постов, все ваше уничижение, подчинение и самоотречение? Все это навлекает Божий гнев на нас, если это совершается без убеждения, что мы неисправимы и что у нас нет никакой надежды, кроме благоволения Божия. И если человек  сделает так - разве это способ исправить зло? Возлюбленные, позвольте мне четко и ясно сказать: те, кто учат об избавлении от греха и гнева, полагаясь на праведность, которая от закона, на самом деле ставят большого идола на место праведности Божьей. Я не говорю ничего против того, что мы должны исполнять все, что соответствует явной воле Божией. Пусть навсегда заградятся уста, которые открываются обвинять закон, который свят, справедлив и добр, и позволяет людям ходить по заповедям Божьим безупречно ("Разве это антиномизм? Как такую проповедь можно назвать антиномизмом" - Д-р Джон Гилл). Все, что я говорю - это то, что у нас есть камень соблазна, о который мы преткнемся, если не отвернемся: а именно, мы не должны ждать, что наша собственная праведность даст нам ответ от Бога, что наши души, когда мы сделаем свою работу, смогут обрести мир без Посредника Божия. Что, кроме праведности Самого Бога, может дать нам мир с Богом и Его благоволение? 
Возлюбленные, хотя некоторые могут играть словами насчет атрибутов и даже имен Божиих, я имею в виду прежде всего такие свойства, как всемогущество и непобедимость, конечно же, нет большего всемогущества, чем Самого Бога, и праведности лучшей, чем Его, в которой когда-либо может действовать любой человек, проводя свою жизнь так, чтобы не подвергаться Его гневу и последствиям греха, и обрести хотя бы малое благоволение Бога. Вы знаете, что "Божии очи чисты, и Он не может созерцать беззаконие". Вы знаете также, что беззаконие - это то, что производит разделение между Богом и людьми; и что тогда является идеальной праведностью лучших людей на земле? Разве она не полная неправда и беззаконие? Вся наша праведность, говорит пророк Исайя, как запачканная одежда (Ис.64.6), и, как говорит апостол, "я все считаю за навоз, чтобы обрести Христа, а не мою собственную праведность" (Фил.3.8-9 KJV). Если лучшая праведность человеческая - это навоз и грязь, то сколь же сила Божия и Его праведность преобладает над нами? 
Посмотрите на Самого Христа, когда Он понес в Своем Лице грехи многих, и Сам был оставлен Богом и возгласил: "Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?". Если Сам Христос был оставлен, когда грехи людей легли на Него, то как люди могут быть приняты Богом за такие дела, которые несут их личную греховность, мало того, несут растление всей природы? Предположим, что ваша праведность исполнит весь закон Божий, но если вы потерпите неудачу в одной заповеди, это сделает вас виновным в нарушении всех остальных, и когда люди встанут виновными пред Богом, будут ли они просить, чтобы их вина обеспечила им пользу, милосердие и благодать от Него? Нет, жертва, которая приемлема для Бога, должна быть агнцем без порока, и как бы вы ни очищали вашу праведность, отделяя ее от всякого беззакония, знайте, что она по своей природе не животворит, но отделяет вас от Бога и удаляет от Его лица.
Конечно, некоторые скажут, что праведность, осуществляемая в соответствии с волей Божией, радует Его, и побуждает творить блага для Своего народа. Я отвечу, что слишком много людей в мире позволяют себе трюки с волей Божией, когда много говорят о праведности в соответствии с ней или же, что они под этим понимают, о праведности от дел. Это правда, что то, что действительно сделано в соответствии с волей Божией, бесконечно драгоценно для Бога, но покажите мне человека, который сможет сделать это сам, без Христа? Покажите человека, который когда-либо делал или сможет делать сам то, что соответствует воле Божией? Павел говорил, что он сам ничего не может делать. Без Меня, говорит Христос, не можете делать ничего; апостол идет дальше и говорит: "Как  сделать то, что хорошо, не нахожу" (Рим.7.18). В то же время люди представляют себе так, что воля Божия заключается лишь в делах праведности; возможно, они думают, что делать их и значит поступать в соответствии с ней, но, увы, дела праведности составляют лишь часть воли Божией, угодной Ему; и разве выполнять волю Божию частично - это значит поступать в соответствии с ней? Как можно делать некоторые вещи, к которым призывает Бог, и другие, которые прямо противоречат Его воле? Пусть все дела, что вы делаете, будут по воле Божией, когда вы делаете то, к чему Он призывает вас, например, поститесь, молитесь и т.п., делаете ли вы эти вещи по воле Божией, когда делаете их лишь внешним образом? Воля Божия распространяется на способ действий, на расположение человека, который что-то делает. Как же иначе понять Исайю, который говорит, что Бог ненавидит наши субботы, новомесячия и праздники, то есть Свои же установления?  Разве их телесное исполнение не соответствовало воле Божией? Но тем не менее Бог ненавидел это внешне праведное служение, Он устал от него, Он не мог нести его, ибо оно было смешано с греховностью. "Ваши руки полны крови", говорит Господь, и поэтому, хотя эти вещи были существенно по душе Ему, Он ненавидел их, ибо они делались неправильно.
Пусть люди пойдут дальше, чем просто делать нечто по воле Божией физически, пусть они делают это духовно, с сердцем, наполненным любовью, живым и в скорби духовной, едят в пост горькие травы с сердечной скорбью о своих беззакониях, молятся усердно, с жаром и пылом, но если все это будет сделано не в вере, это гнусно. "Без веры Богу угодить невозможно; тот, кто приходит к Богу, должен верить, что Он есть и ищущим Его воздает" (Евр.11.6). Тот, кто считает, что исполнил свой долг, и ищет награды, не делает с верой, ибо   "мы должны сделать все, что мы делаем во имя Господа нашего Иисуса Христа", говорит апостол, и «когда мы сделали все, должны сказать, что мы рабы непотребные", ибо только Христос может представлять нас пред Отцом. Вся наша праведность будет ничем для Бога, она не сдвинет Его ни на йоту и не отведет Его гнев; нет ни одного дела праведности, которым человек может быть жив, и когда он совершит его, он не отменит этим свои прежние беззакония и не искупит добром свои злые дела. Наши добрые дела не сделают воздаяние за то, что мы грешили; как бы хорошо мы ни платили наши долги, мы нуждаемся в новой праведности, чтобы, делая добрые дела, не добавлять к прежним грехам новых (Рим.14.23), и потому только от Христа мы можем ожидать успеха во всех правых делах своих.
Одним словом, любая праведность человека никогда не может быть столь строгой, чтобы быть действительно по воле Божией и исполнять цель праведности Его. Вы должны видеть общее правило Христа и Его апостолов, что все, что мы делаем, мы должны делать не только во имя Господа, но и для Господа. "Будучи избавлены из рук наших врагов, давайте служить Ему в святости и праведности" (Лк.1.74-75 KJV); это не значит служить себе в святости и праведности, но Ему. Вы куплены дорогою ценою, говорит апостол, прославляйте же Бога в ваших телах и душах, ибо они Божьи. Он не имеет в виду, что если мы куплены дорогою ценою, мы можем теперь ставить собственную праведность, ибо если бы мы принадлежали себе, мы могли бы таким образом торговать собой; но мы не свои, мы куплены дорогой ценой, и потому обязаны прославлять Бога в наших телах и душах. Это безусловно означает, что Бог, обеспечив через Христа все необходимое для жизни и благочестия Своего народа, тем самым призывает его отречься от своих целей и от ложного отношения к служению Ему, и оказывать лишь Ему честь, которую мы хотели бы оказывать самим себе. 
Но некоторые могут сказать: может быть, это способ свергнуть вообще всю праведность; если все, что когда-либо человек делает, духовно мертво, и значит, это ни к чему и напрасно? Значит, человек ничего не получит, какие бы дела праведности он ни творил? Тогда точно хорошо сидеть на месте и ничего не делать, как некоторые говорят. 
Я отвечу, что на самом деле это плотское рассуждение; посмотрите на его почву, и вы не увидите ничего, кроме человеческого эгоизма, и я осмелюсь сразу сказать, что такой человек не будет делать правды ради нее самой, и если он будет знать заранее, что за свою праведность не получит награды, он будет сидеть и ничего не делать; я смею сказать также, что в таком случае он служит себе, а не Богу, и в таком случае, что бы он ни делал, Бог никогда не сочтет, что он служит Ему, ибо мы никогда не сможем служить Богу, если без расчета на награду решим сидеть и ничего не делать.
Но, возлюбленные, хотя все, что мы делаем, может быть напрасным в отношении любой власти побудить Бога сделать нам благое, ибо вся праведность человеческая не способна на это, что бы мы ни делали, это не будет лишним потому, что есть Иисус Христос, Который является нашим единственным Посредником. Если вы захотите сделать свою праведность посредником с Богом, чтобы она говорила за вас, то что это будет, если не поставление ее на место Христа? Что такое посредничество Христа, как не то, что Он становится между Богом и человеком, чтобы, как бы возложив руки на обоих, примирить их?  Может ли ваша праведность положить руку на Бога и человека и отказаться от Христа и Его посредничества, хотя Его особое служение - быть Посредником к людям и Ходатаем пред Отцом, без чего мы не обретем никаких благ от Бога, и потому до тех пор, пока человек стремится поставить свою собственную праведность и ставит ее на место Божией, он просто ничего не знает об этой праведности, которая становится для него камнем преткновения и скалою соблазна.
Все это время я хочу, чтобы вы не ошиблись. Некоторые, возможно, захотят знать, как применить эту праведность, что предложена нам Богом, если расположить Его не в нашей власти. Давид говорит: моя праведность не выше Твоей (Пс.6.3 KJV). Праведность может быть усвоена нам за безукоризненное применение ее, если мы будем довольны тем, для чего Бог предназначил ее.
Во-первых, она служит реальным способом проявить нашу благодарность Богу. В Пс.103 Давид восклицает: "Благослови, душа моя, Господа, и все, что во мне, да хвалит святое имя Его... Он прощает все беззакония твои, и исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, и венчает тебя Его любящая доброта и милость". Отметьте это хорошо: Давид молится о том, чтобы все, что наше, хвалило Его, и именно на том основании, что Бог прощает наши грехи, исцеляет наши немощи и споспешествует на наших путях, и потому все, что в нас есть, должно непрестанно восхвалять Его.
Во-вторых, в этой праведности есть та польза, что ею мы можем служить нашему народу, и поэтому апостол говорит, что мы "призваны к добрым делам" потому, что "эти вещи полезны людям" (Тит 3.8 KJV). Поскольку мы можем и должны делать добро людям, мы получили наши дары и способности именно для этой цели. Даже язычники могут ценить то, что делается людьми не для себя, а для других. В нашей праведности есть польза потому, что от нее могут получить пользу другие. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мтф.5.16). Если все люди созданы во славу Божию, то пусть они будут прославлять Его, видя наши добрые дела.
В-третьих, это полезно, так как это воля Божия, которую Господь нам определил, чтобы мы делали добро по Его слову. И это на самом деле основание и цель нашего поста, молитв и сетований, ибо хотя эти обязанности никак не располагают к нам Бога, ибо только Он может принять наше служение и наполнить его Духом, приходя к нам по Своей воле, а не нашей, и так, как Он пожелает встретиться с нами - Он может излить Свою благодать и милость по обетованию Его, а не в соответствии с нашими побуждениями. Таким образом, говорю я, на это большое возражение можно легко ответить. Почему мы молимся, скорбим и сетуем, если ничего от этого не ждем? Сами по себе наши дела ничего нам не принесут, но мы постимся и молимся потому, что Господь сказал: приходи и встреться со Мной таким образом, и в этих установлениях Я приду к тебе с полными руками, и в Своей свободе изолью то, что хочу сделать для вас; какая же несправедливость в этом тогда? Мы исповедуем Ему наши грехи, но что является основанием прощения? Не наше исповедание грехов, не наши посты, молитвы и плач, но "Я Сам изглаживаю беззакония ради имени Своего, и не вспомяну твоих грехов более" (Ис.43.25). 
Я перехожу к выводам. Как бы кто ни был эгоистичен в своей собственной праведности, пытаясь поставить ее на место Божией, чтобы возвысить таким образом самого себя, он ставит эту праведность на место Бога и тем самым делает из нее кумир. Во-первых, он играет с Богом в самую нечестную игру, какая только возможна. Вы исповедуете, что являетесь рабами Божьими? Если так, то почему вы столь нечестны с Ним, по видимости служа Ему, а на самом деле служа себе? Если ученик скрывается весь день, чтобы заработать и получить деньги не от хозяина, то не будет ли он наказан за свое нечестное дело? Почему хозяин не вправе удерживать его, ибо если он ученик, то он работает на хозяина, а не на себя? Вы ищете Бога или хотите остаться один на один со своим страхом? Несчастные вы люди, вы найдете не Бога, а лишь ужас! Чего вы в конце концов ищете так жадно и жаждете больше всего? Вы ничего не получите, хотя если у вас есть Христос, все ваше, ибо Христос Божий. Есть ли у вас Христос? Человек не всегда работает для того, что уже принадлежит ему, но почему вы не работаете на то, что уже ваше? Во Христе вы или нет? Работаете ли вы, чтобы достичь Христа? Увы, как бы долго люди не работали без Христа, они заработают только ад. Как может получить человек праведность от Бога, если он не имеет Христа, чтобы получить ее? Все ваше, лишь если вы Христовы, в противном случае вы вообще ничего не получите, ибо Бог не дает Своих даров людям иначе как по Своей милости, во Христе и ради Него, и потому то, что вы делаете - это напрасный труд, как бы его ни делать. 
Но чтобы делать добро другим, мы должны, "некогда обратившись, утвердить братьев своих"; пусть это будет целью ваших дел, ибо мы творим их не для того, чтобы увериться в спасении, а потому, что мы уже уверены. Когда отец дарует наследство сыну, он делает это так, что ему не нужно зарабатывать, ибо отец передает сыну все, что имеет, и сын служит ему из любви, зная, что он по сути все уже получил, а не просто из надежды.
Во-вторых, такая корысть и нечестность бесчестит Бога. Возлюбленные, если вы увидите слугу, который идет по улице и жалуется: "Сэр, мне нужно немного поработать, я голодаю, ибо не могу работать на себя" - то что вы скажете о его хозяине? Конечно, вы скажете, что он столь жесток, что его слуга должен голодать, не работая на себя. Но если вы говорите в своем сердце, что вы потеряны и должны погибнуть, если через свои молитвы и дела ничего не заслужите, то разве это не работа на себя? Разве вы не ведете себя как этот слуга, причем без всяких на то оснований? Здесь неуместна поговорка: на Бога надейся, а сам не плошай.   
Я мог бы привести немало и других примеров, но поскольку время не позволяет, закончу лишь одним словом о применении сказанного. Мы сейчас стоим пред Господом, и среди прочих Его милостей мы ожидаем столь великую вещь, как спасение, причем не только спасение на небесах, но спасение здесь от меча. Дело обстоит не так, что по своим добрым делам мы должны заслужить его, что ваша вера или покаяние должны заслужить его; нет, вы не должны опираться на себя, чтобы получить его, но Бог призывает вас, когда вы находитесь в пути, возвести очи к горам и знать, что ваша помощь только в имени Господа, Который сотворил небо и землю, и, следовательно, только от Него можно ждать здесь помощи. Вот ваше дело: стойте и узрите спасение Господне. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn   


Рецензии