Осторожно, дети в клетке! Гл. 1. 4. Зоопарк

Глава 1: Пятерня

4. Поход в зоопарк
                31 августа 2011 г.
Последний день летних каникул не обманул ожидания сотни тысяч московских школьников. Радужное солнце задорно светило с безоблачного неба. Оно давало еще один шанс и учащимся школ, и студентам, и просто праздно шатавшимся по городу туристам насладиться последним теплым деньком и доделать какие-то свои незавершенные дела перед началом нового учебного года.
Как ни странно, но большинство родителей и классных руководителей привели своих подопечных детей и учеников в Московский Зоопарк на Красной Пресне. Казалось, что все они – заботливые папы, мамы, дедушки и бабушки – хотели всего-навсего от души порадовать еще раз своих ребятишек. Однако на удивление жалкий и усталый вид животных в вольерах вызывали у праздной публики не столько чувство радости, сколько сочувствия и жалости к «братьям их меньшим».
Пестрая толпа любопытных и любознательных детей толкалась вместе с сопровождавшими их взрослыми у каждой клетки. Каждый из ребятни протягивал всякую снедь сквозь железные прутья ограждавшего железного забора. Однако измученные летней жарой и чрезмерным вниманием публики обитатели зоопарка неохотно подходили к юным посетителям. И даже вкусные лакомства не сильно их соблазняли. Более того, многие из них, то и дело, отворачивались от шумной и кривляющейся детворы. Казалось, они намеренно выказывали свое безразличие к «жалким» людям, во все времена предпочитавшим увлекательные и любопытные зрелища.
Только разноцветные птицы – фламинго, павлины, лебеди, гуси, селезни и утки – одновременно величественно и радушно принимали восторженную публику. Они, то и дело, показательно махали своими выразительными крыльями и затем артистично замирали в продолжительной паузе в ожидании заслуженного угощения.
Как и заботливые родители, московские учителя тоже искренне считали поход класса в зоопарк познавательно-развлекательным способом адаптации учеников друг к другу после долгих летних каникул. И дело было вовсе не в изучении  разновидностей особей фауны, представленных в знаменитом Московском зоопарке. Скорее всего, это была прекрасная возможность для ребят пообщаться друг с другом в неформальной обстановке, вне стен своей Альма-матер. Прогуливаясь по ухоженным дорожкам зоопарка, ребята могли не только наслаждаться беззаботным временем, но и беспрепятственно делиться своими впечатлениями о летних каникулах. Ничто не мешало им обсуждать интересные для них темы, болтать без умолку о компьютерных играх и социальных сетях.
Так думали тысячи московских учителей. Так думала и учитель биологии московской средней школы № 1950, классная руководительница 7 «А», Мария Ивановна Веберг. Предлагая в очередной раз своим ученикам пойти в зоопарк, она, как и всегда, рассчитывала на их детское любопытство и безграничное стремление к общению друг с другом. Однако чем старше становились ребята, тем больше они погружались в жестокие реалии современной жизни, постепенно отдаляясь друг от друга. И хотя они еще не задумывались о социальном расслоении общества, не испытывали в полной мере воздействие российского телевидения и еще пока не проявляли юношеского максимализма, тем не менее, они уже без всякого стеснения выражали свои разные интересы и предпочтения.
На самом деле, современные подростки уже не представляют своей жизни без всяких технологических штучек: мобильные телефоны, компьютеры и ноутбуки, а теперь еще Iphone и IPAD. Все эти средства коммуникации без всяких ограничений обеспечивают им постоянное присутствие в виртуальном мире, ставшем для них «родной стихией». Компьютерные игры на все вкусы, чаты и форумы, социальные сети оказывают максимальное влияние на их становление, с одной стороны, развивая их возможности коммуникации, а, с другой стороны, невольно отгораживая их от общества.
У девочек-подростков, нисколько не уступающих мальчишкам в знаниях современных технологий, проявляется уже сознательное увлечение модными глянцевыми журналами, «раскрывающими» все секреты «неземной» красоты и искусного общения с представителями мужской особи. День за днем приобщаясь к индустрии моды и шоу-бизнесу, они постепенно приобретают «незаменимые» качества ярых потребителей продукции «красоты»: косметики, модной одежды, бижутерии и аксессуаров. Так или иначе, девочки и мальчики в подростковом возрасте уже во всём походят на взрослых людей. Так сказать, «взрослые в миниатюре»!
Прогуливаясь по зоопарку вместе с классом, Мария Ивановна с интересом наблюдала за своими подросшими за лето учениками. Впервые она задумалась о том, какие человеческие страсти могли бы разгореться в неискушенных юных сердцах этих еще непосредственных ребят. Впервые за последние три года, она забеспокоилась о том, к каким страшным и необратимым последствиям могли бы привести эти страсти, если оставить их без надлежащего контроля взрослых.
Подходя к вольеру с гориллой и мартышками, Мария Ивановна внимательно разглядывала светлые и добродушные лица своих учеников. Она и представить не могла, что кто-нибудь из них мог быть способен на жестокость, предательство, вероломство и даже намеренное коварство.
- Мария Ивановна! Смотри, какие милые обезьянки! – восторженно умилялась Наталья Листова, разглядывая забавные рожицы рыжих мартышек. – Правда, они – милашки?
- Да, Наташенька! – машинально ответила ей учительница биологии, отгоняя от себя случайные, на первый взгляд, тревожные мысли. – Только осторожно, дети! Мы все помним, что…
- В клетках звери! – послышалось ей в ответ со всех сторон.
- Опаньки! Настоящая горилла! – вдруг воодушевленно воскликнул Глеб Кляпов, подбегая ближе к вольеру с обезьянами и расталкивая на ходу своих зазевавшихся одноклассников.
- Кляпов! Осторожно! – строго окликнула его Мария Ивановна и сама поспешила к вольеру, опасаясь чего-нибудь непредвиденного.
- Смотрите! А Кляпов-то сородичей своих узнал! – зашумели ребята со всех сторон. – Смотрите! Сейчас он вступит с ними в контакт!
В ту же секунду, на радость окружавшей его публике, непоседливый Кляпов принялся зеркально отображать все движения и жесты сидевшей в вольере гориллы. Стараясь привлечь её внимание, глупый подросток то прыгал на одной ноге, дергая себя руками за волосы, то бился телом об решетку, выкрикивая странные звуки, то скакал наполусогнутых перед вольером. Оставаясь на своем насиженном месте, горилла недоуменно следила за ним, тогда как весь класс падал со смеху, явно наслаждаясь актерским выступлением своего одноклассника. Всё это представление сопровождалось строгим настойчивым требованием классной руководительницы «немедленно прекратить это нелепое безобразие».
- И как это ему не надоест паясничать? – удивлялась Наталья Листова в кругу нарядно одетых девочек из своего класса, среди которых больше всего выделялись смуглая дагестанка Дарина Дагова и светловолосая Кристина Светлова, опиравшаяся на трость. Не желая вызывать неприятные насмешки Пятёркина и Кляпова, Кристина намеренно оставила костыли дома, взяв с собой только трость, и заблаговременно заручилась поддержкой своих новых подруг.
- Но все же смеются над ним, – обеспокоенно заметила Светлова, перекладывая трость из одной руки в другую и переминаясь с ноги на ногу.
- Хм! А они всегда смеются, - презрительно бросила Наталья, мельком глядя на свою одноклассницу.  – Им палец покажи, тоже будут смеяться.
- Но ведь как ловко копирует он гориллу! – искренне восхитилась Дарина актерским мастерством Кляпова.
- Еще бы! Столько лет – одно и то же! – усмехнулась Наталья, критично оглядывая неугомонного одноклассника.
- Слушай, Кляп! – вдруг вылез вперед Максим Пятёркин, некоторое время наблюдавший за ним со стороны. – А твои-то сородичи тебя не признают. Смотри! Горилла-то отвернулась. Стыдно ей!
На мгновение Глеб Кляпов застыл, затем медленно обернулся к вольеру и пристально посмотрел на его молчаливого и нерадушного обитателя. Увидев, что артист вдруг взял паузу, весь класс тут же притих в ожидании очередного сюрприза. Однако их непоседливый одноклассник, не добившийся внимания гориллы, не на шутку разозлился. Недолго думая, он достал из кармана своих брюк пару камешков, взобрался на решетку и замахнулся, явно намереваясь их бросить в несчастное животное. От неожиданности все ребята, как один, громко выдохнули и, оторопев, невольно отступили назад. Весь класс затаил дыхание, не веря, что Кляпов осмелится завершить начатое.
- Эй, парень! Даже не думай! – словно из-под земли, появился рядом с вольером обезьян высокий широкоплечий охранник. - Брось камни на землю! Сейчас же!
- Кляпов! Немедленно слезь! – подбежала к ученику с другой стороны встревоженная Мария Ивановна. – Выбрось камни!
На удивление, внезапная перемена настроения посетителей возымела действие на мудрую гориллу. И, не чувствуя для себя никакой опасности, она обернулась на шум и, казалось, с горечью в глазах, оглядела затаившихся учеников 7 «А». Затем она вдруг остановила свой проницательный, почти человеческий взгляд на застывшем Кляпове. В ту же секунду, набрав воздух, животное издало такой оглушительный и угрожающий рев, что напугало не только ребят, но и всех посетителей, проходивших в этот момент мимо вольера.
- Эх ты, Кляпов! Что же ты на своих камень поднимаешь? – пришел в себя первым Максим Пятёркин и принялся подшучивать над своим закадычным другом. – Горилла, она и в России горилла!
Раздосадованный глупой шуткой друга, Глеб Кляпов повернулся назад к своим застывшим зрителям. Не обращая никакого внимания на разозленного им охранника зоопарка и встревоженную классную руководительницу, Кляп выбрал для себя новую мишень в толпе учеников. Бросив камни прямо в Пятёркина, он быстро соскочил вниз с решетки. У всех на глазах оба камешка попали в лоб шутника. Все мгновенно расступились вокруг Максима, охнув от удивления.
В ту же секунду местный блюститель порядка схватил злостного нарушителя за шиворот, словно жалкого нашалившего котенка, и потащил его к выходу. Расстроенная Мария Ивановна тут же бросилась вызволять провинившегося ученика, пока все остальные с живым интересом разглядывали два красных пятна на лбу их одноклассника.
Между тем заинтригованная происходящим перед вольером горилла приблизилась к решетке и с любопытством стала наблюдать за всеми со стороны. Заметив передвижения животного, Наталья Листова отошла от своих одноклассниц и подошла ближе к вольеру.
- Хм! Осторожно, звери, дети в клетке! – тихо произнесла она себе под нос.
- Так ему и надо! – вдруг услышала девочка за своей спиной резкий голос Давида Ларинова, как обычно следовавшего за ней по пятам.– Дошутится он еще.
Недоброжелательный тон недовольного подростка заставил её невольно вздрогнуть.
 - Дошутился, – с искренней жалостью в голосе произнесла Наталья, с досадой глядя на расстроенного Максима. – Больно, наверно, камнем по лбу?
- Надеюсь, больно! – не скрывал своего злорадства Давид, машинально поправляя очки на носу. – Только этого мало!
- Мало?! Чего мало? – вдруг насторожилась Наталья, переводя взгляд на своего мстительного спутника.
- Максим заслуживает большего! – решительно высказался подросток, устремив свой взор на неё.
Однако Наталья, случайно заметив Дарину рядом с Максимом, не стала продолжать странный разговор с Давидом. И, оставив его одного, она поспешила к соседу по лестничной площадке, опасаясь неожиданной победы своей соперницы.
- Больно? – тем временем смущенно спросила Дарина Дагова у Пятёркина, предупредительно доставая из своей сумочки две пятирублевые монеты и протягивая их ему. – На! Приложи!
- Спасибо! – с трудом выдавил из себя униженный товарищем подросток, хотя в душе ликовал и благодарил случай за нежданное внимание новенькой.
- Осторожно, Дариночка! Не всякому зверю следует помогать! – с умным видом вмешалась Наталья Листова, слегка отталкивая рукой подругу в сторону. – Я тут читала, укус бешеной собаки может быть заразным.
Удивленная её странными словами, Дарина настороженно посмотрела сперва на неё, а затем на Максима. Раздосадованный неожиданным и нелепым вмешательством Листовой, Пятерня от злости поджал губы и бросил в её сторону свирепый взгляд, словно загнанный в клетку зверь. Он с трудом сдерживал себя от поступка, последствия которого ни к чему хорошему не привели бы.
- От бешеной собаки только одно средство, – вдруг со знанием дела заявила, подходя к ребятам, Кристина Светлова. – Сорок болючих уколов от столбняка!
Внезапно возникшая напряженная пауза повисла в воздухе. В душе и так расстроенного Пятёркина нарастала волна негодования. С каждой минутой его пульс становился всё чаще и чаще. От волнения сдавливало виски, и кружилась голова. Не выдержав такого напряжения, Максим словно взорвался и, словно бешеный пёс, набросился на Кристину.
- А тебе что, Хромоножка, больше всех надо? И чего ты суешь свой длинный нос в чужие дела? Мало тебе, что ли, своих проблем?
- Успокойся, Максим! – растерялась девочка, невольно отступая на несколько шагов назад перед внезапным натиском разъяренного одноклассника. – Я совсем не тебя имела в виду. Я говорила не о тебе. Честно!
- Не обо мне? Ну, конечно! – негодовал Пятёркин, раскрасневшись и брызгая слюной от злости. – Да, ты специально всех против меня настраиваешь! Приехала тут, черт знает, откуда. Палкой своей тут размахиваешь! Что, одной ноги мало? Хочешь, чтобы тебе и вторую покалечили?
- Хватит! Хватит! – закричала Кристина, плотно закрывая уши руками, невольно выронив свою трость.
- Максим! Остановись! – окликнула взбесившегося Пятёркина ошеломленная Дарина, с беспокойством глядя на свою огорченную подругу.
Внезапная ссора между Максимом и новенькой привлекла внимание остальных ребят. Заинтригованные новым любопытным зрелищем, они окружили со всех сторон ссорившихся одноклассников.
- Уйди! – резко оттолкнул Дагову Максим и продолжил наступать на расстроенную Кристину. – Что это ты уши свои вонючие заткнула? Противно? Противно правду слушать?
- Максим! – снова окликнула его Дарина, пытаясь хоть как-нибудь его остановить.
- Хромоножка! – и Пятёркин, подхватив лежавшую на земле трость Кристины, ловко подцепил ею одну из ног девочки, а затем так резко дернул её на себя, что Кристина не удержалась и упала на спину.
- Нет! – громко выдохнул, как один, весь класс, ошеломленный произошедшим инцидентом.
- Прекратить! Я сказала, прекратить! – во всё горло кричала Мария Ивановна, пробираясь сквозь ряды затаивших дыхание учеников. – Пятёркин, что ты себе позволяешь? Да, как ты мог на девочку руку поднять?
Строгое, но справедливое замечание классной руководительницы и удушающий гул неодобрения со стороны одноклассников слегка остудили бурлившую кровь подростка. Немного придя в себя, он увидел лежавшую на земле заплаканную Светлову. В доли секунды Максим покраснел от стыда. Затем он, откинув в сторону злополучную трость, закрыл раскрасневшиеся глаза руками и бросился бежать, сам не зная куда.
Глядя на Пятёркина с осуждением, ребята невольно расступились перед ним. Выбравшись из толпы, Максим продолжал свой путь с закрытыми глазами, пока не уткнулся прямо в решетку забора, огораживавшего вольер с обезьянами. Только услышав общий возглас, наполненный одновременно удивлением и тревогой, он резко убрал руки от лица. Некоторое время он еще стоял, зажмурившись. Но, раскрыв широко глаза, он тут же увидел прямо перед собой мутное око гориллы. Напуганный столь близким расстоянием, отделявшим его от животного, подросток мгновенно побледнел и застыл, насторожившись.
Тем временем, помогая подняться на ноги расстроенной Кристине, Наталья Листова с еще большей уверенностью шепнула на ухо Дарине Даговой:
- Я же говорила, укус бешеной собаки заразен!
- Пятёркин! Немедленно отойди от гориллы! – приказала Мария Ивановна, в душе уже тысяча раз проклиная себя за глупую идею сводить класс в зоопарк.
- Эй, парень! Не трогай животное! – встревожился всё тот же охранник, только что вернувшийся назад и осторожно подходивший к вольеру. – Что же вас, ребятишки, всех к этой клетке так и тянет?
- Не двигайся, Макс!– кричали со всех сторон встревоженные ученики 7 «А», совершенно забыв о недавнем неприятном инциденте с Кристиной Светловой.
Сама Кристина, не успев встать и забрать свою трость из рук Дарины, с трудом верила своим глазам: огромная горилла протянула свои длинные передние лапы сквозь железные прутья решетки и крепко схватила Максима за плечи. Затем животное силой притянуло подростка еще ближе к клетке, всматриваясь своим мутным оком в его напуганные глаза.
Остолбеневший подросток боялся сделать любое лишнее движение в страхе невольно разозлить гориллу. Однако, выдохнув, он всё же отвел взгляд в сторону и с надеждой посмотрел на приближавшегося к нему молодого человека в униформе охранника зоопарка. Вдруг он почувствовал, как от перенапряжения голова у него закружилась, а ноги онемели. Казалось, еще мгновение, и он потеряет сознание.
Весь класс вместе с Марией Ивановной, затаив дыхание, следил за гориллой, державшей в своих лапах их одноклассника, словно дитя плюшевую игрушку. Постепенно возле вольера с обезьянами стал собираться народ. Проходившие мимо посетители зоопарка, впечатленные увиденным, тут же останавливались у клетки, разинув рты.
Тем временем Давид Ларинов, оглядываясь по сторонам, замечал в глазах одноклассников невольное восхищение смелостью Пятёркина. А еще совсем недавно они единодушно его осуждали за недостойное поведение.
- Ну, всё ему сходит с рук! А он заслуживает большего! - шептал себе под нос Давид, недовольно вздыхая.
- Такого никто не заслуживает. Это возмездие! Наказание! – неожиданно обратилась к нему Кристина, стоявшая рядом и слышавшая его слова.
Напуганный Давид вздрогнул, резко побледнев.
- Но этого все равно будет мало! – тихо пробормотал он и отошел в сторону, не отводя взгляда от Пятёркина.
Постепенно невольные свидетели страшного зрелища приготовились к его самой худшей развязке. Между тем горилла продолжала крепко держать свою жертву в лапах. Некоторые ученики от страха даже зажмурили глаза, время от времени подглядывая за происходящим. Всем казалось, что грозное животное просто оторвет голову нарушителю его покоя. Однако, к всеобщему удивлению, горилла немного приподняла его к себе и всего-навсего сочувственно погладила его по светлым волосам одной из своих лап. Затем, спокойно поставив его обратно на землю, грозно прорычала и, как ни в чем не бывало, вернулась на свое излюбленное место.
Ощутив, наконец, под ногами твердую землю, Максим Пятёркин, выдохнул с облегчением. Однако в ту же минуту, устыдившись, он посмотрел на гориллу и снова почувствовал головокружение. Постепенно на глазах у остолбеневшей публики он стал оседать. Но, несмотря на это, он так и не упал. Молодой охранник вовремя подскочил к нему и подхватил его на руки.
- О Господи! – напугано выдохнула Мария Ивановна, подбегая к потерявшему сознание ученику. – Срочно в медпункт!
Но, задумавшись, она вспомнила, как несколько минут назад тот же Пятёркин накинулся на ни в чем неповинную девочку. Тогда она заставила себя успокоиться и язвительно добавила:
- Хм! Было бы лучше его отвести к Кляпову в обезьянник. Посидел бы часок другой за решеткой и понял бы, каково это!
- Гражданочка! – возмутился блюститель порядка, державший подростка на руках, с изумлением оглядывая учительницу.
- Ну да! Конечно, лучше в медпункт! – быстро поправила себя Мария Ивановна. – Знаете, Вы тогда сами! А то у меня еще 25 учеников. Не хватало только, чтобы еще они в клетку с тиграми и львами залезли.
Ухмыльнувшись и покачав головой, молодой человек взял удобнее свою тяжелую ношу и понес её в ближайший медпункт.
- Да-а-а! – тихо произнесла Мария Ивановна, провожая взглядом охранника. – Водить детей в зоопарк становится небезопасно для зверей.
- Осторожно, звери, дети в клетке! – поддержала классную руководительницу подбежавшая к ней Наталья Листова. – А что, Мария Ивановна, случай с Кристиной так и сойдет Пятёркину с рук?
- Всё ему с рук сходит! – вмешался в разговор недовольный Давид Ларинов, не отстававший от своей соседки по парте. – Снова он останется без наказания.
- Хм! Преступление и наказание! – тихо пробормотала Мария Ивановна, но, спохватившись, ответила своим обеспокоенным ученикам: - А что? Разве мы хуже животных? Горилла-то его пожалела, ребята!
- Ну, Мария Ивановна! Он же на глазах у всех девочку ударил? – негодуя, возразил Ларинов, поправляя свои очки.
- Ну, не ударил, а сбил с ног, - уточнила Наталья, поправляя своего одноклассника и не одобряя его сверхревностного осуждение Максима.
- Да, какая разница? – возмутился Давид. – Так оставлять нельзя! Пятёркин должен понести наказание!
- Хорошо! Хорошо! – сдалась классная руководительница, в душе поражаясь острому проявлению сознательности у её учеников. – Завтра на классном часе мы обязательно обсудим сегодняшнее недостойное поведение Кляпова и Пятёркина в зоопарке.
Добившись желаемого, Давид Ларинов, наконец, успокоился, выпрямился и, довольный результатом, улыбнулся. Его темные глаза светились жестокой радостью.
- А теперь, ребята, подойдите все ко мне! – позвала класс усталая Мария Ивановна. – На сегодня зрелищ было предостаточно! Сейчас все спокойно выходим из зоопарка. А завтра в 8-30 всем в парадной форме на школьную линейку! И никаких джинсов! Девочки, особенно для вас!
Словно курица-наседка, кудахтала Мария Ивановна Веберг над своими учениками, направляясь к выходу из Московского зоопарка самыми безопасными и окольными путями. Только покинув его, она смогла, наконец, спокойно вздохнуть. Впервые в жизни она нисколько не беспокоилась о дальнейшей участи Глеба Кляпова, отправленного по её же просьбе на пару часов в так называемый «обезьянник» местного пункта охраны. Она нисколько не волновалась о судьбе Максима Пятёркина, очутившегося по воле обстоятельств в медпункте зоопарка. И хотя она не должна была оставлять этих злостных нарушителей порядка без присмотра, всё же ответственность за весь класс позволяла ей выбирать. Оставалось только предупредить несчастных родителей провинившихся учеников об их местонахождении. Однако в тот злополучный день один важный вывод Мария Ивановна всё-таки для себя сделала: слишком взрослыми стали её ученики, и в зоопарке им уже не место!
- Да! Осторожно, дети в клетке! – повторила она случайно запомнившуюся ей фразу, возвращаясь пешком в школу.
Следуя длинной аллее, окруженной высокими деревьями, Мария Ивановна вдруг посмотрела на их позолоченные кроны.
- Снова осень! – устало произнесла она, любуясь пожелтевшими листьями.
Однако небывалая красота осенней поры, окружавшая её со всех сторон, вместо того, чтобы навеять поэтическое настроение, так ярко и выразительно описанное многими русскими поэтами, отозвалось в её сердце невыносимой тяжестью и необъяснимым предчувствием грядущей беды. За какие три месяца летних каникул, её милые и добродушные мальчики и девочки из 6 «А» превратились в несносных и циничных подростков, преждевременно готовых к взрослой жизни. Правда, пока у них на неё не было ни прав, ни возможностей!
Оглядев еще раз восхищенным взглядом позолоченные кроны деревьев, Мария Ивановна глубоко вздохнула и тут же свернула с аллеи к кирпичному зданию школы. Вспомнив о нарушителях покоя в зоопарке - Кляпове и Пятёркине, она задумалась над тем, какие еще неожиданные сюрпризы преподнесут ей в начинающемся учебном году её повзрослевшие ученики.


Рецензии