Осторожно, дети в клетке! Гл. 2. 8. Несчастье

Глава 2: Расследование

8. Несчастный случай.
                5 сентября 2011 г.
В понедельник утром в среднюю школу № 1950 неохотно стекались потоки учеников, не выспавшихся после праздных выходных. Обычное осеннее утро не предвещало ничего особенного. Впереди для них предстояло еще учиться целый день. Однако большинству из них хотелось повернуть обратно домой, вдоволь выспаться, а затем прильнуть к компьютеру, чтобы погрузиться в «родную стихию».
Современным детям больше нравится скрываться в каменных клетках своих жилищ и искать удовольствий в виртуальном пространстве. Им кажется, что таким образом они меньше рискуют своей жизнью, хотя и могут в миг беспрепятственно переплыть бушующий океан; погрузиться в самые глубокие воды планеты; без особых усилий подняться на вершины самых высоких гор земли и летать в небесах без страха упасть и разбиться. Любая информация им доступна и порой даже та, что, по сути, предназначена только для взрослых.
Однако у неподвижной, казалось бы, безопасной жизни в безграничном виртуальном мире есть и свои темные стороны, имеющие неотвратимые последствия для развития детей. И это не только серьезные проблемы со здоровьем или физиологические недомогания, которые могут со временем привести к хроническим болезням. В первую очередь, это полная социальная замкнутость ребенка, которая становится причиной появления целого спектра психологических отклонений у него. Не говоря уже о том, что многочисленные друзья в бесконечном виртуальном пространстве заменяют для них крепкие отношения с себе подобными в реальной жизни.
На самом деле, школа остается пока единственным местом для детей, где они могут общаться друг с другом в реальном времени. Действительно, школа задает ритм их жизни и заставляет их не только познавать новое, но и идти вперед, несмотря на свое нежелание, лень и трудности, сопутствующие любому учебному процессу. Именно в школе, где ребята проводят большую часть своего времени, закладывается фундамент не только знаний и миропонимания, но и психологических особенностей характера их личности.
Начиная от нужного умения управлять своими внутренними страхами и фобиями заканчивая решительной способностью отстаивать свои интересы и противостоять издевательствам и насилию старших и сильных – наличие всех эти личностных качеств напрямую определяет их способность выживать в современном многослойном и многонациональном обществе.
Так, размышляя о роли современной школы в воспитании подрастающего поколения, Мария Ивановна Веберг подошла к кабинету биологии. Через четверть часа у неё по расписанию должен был быть урок зоологии в своем 7 «А». Она уже собиралась открыть дверь, как услышала за спиной чей-то хрипловатый мужской голос:
- Мария Ивановна Веберг!
Вздрогнув от неожиданности, женщина обернулась на незнакомый голос и с удивлением посмотрела на стоявшего перед ней молодого человека лет 25-30 в полицейской форме.
- Доброе утро, Мария Ивановна! Старший сержант полиции Греков Владимир Константинович.
- Доброе утро. Чем обязана? – насторожилась Мария Ивановна, в нерешительности убирая руку с ручки двери кабинета.
- Я – участковый этого района. В настоящее время провожу расследование несчастного случая с одним из Ваших учеников, - отрапортовал старший сержант.
Внезапно побледнев, учительница невольно затаила дыхание. Затем, собравшись духом, она спокойно предложила участковому:
- Может, лучше пройдем в кабинет. А то здесь скоро появятся школьники. Ну, лишние вопросы, думаю, нам ни к чему.
- Да! Пожалуй!
Открыв кабинет, Мария Ивановна пропустила вперед старшего сержанта. Затем она задумчиво последовала за ним, теряясь в догадках.
- Честно говоря, я хотел бы пообщаться не только с Вами, Мария Ивановна, но и с ребятами Вашего класса. Я имею в виду 7 «А». Можно ли их как-то собрать? – вежливо попросил Владимир Константинович, проходя к ближайшему окну просторного кабинета.
- Да! Конечно! У меня как раз сейчас урок зоологии в этом классе.
- Отлично!
- А что собственно произошло? И у кого из наших учеников несчастный случай? – обеспокоенно спросила Мария Ивановна, не скрывая своего удивления в связи с неожиданным появлением районного участкового в понедельник утром в стенах их образцовой образовательной школы.
- Дело в том, что в прошлую субботу 3 сентября в нашем районе один из учеников Вашего класса упал со второго этажа полуразрушенного дома, на территории которого сейчас идут строительные работы.
- На смерть? – напугано вздрогнула учительница, внезапно побледнев.
- Слава Богу, нет! Он сейчас в реанимации НИИ «Скорой помощи» Склифосовского. Вот, мы собственно проверяем факт несчастного случая.
- Да, кто же это?
- Максим Пятёркин.
- Да-а?! – выдохнула Мария Ивановна, приходя понемногу в себя. – Хотя это вполне объяснимо.
- Объяснимо?! – удивился Владимир Константинович странной смене настроения классной руководительницы потерпевшего.
- Да нет! Владимир Константинович, Вы не подумайте, что я не переживаю за Максима, - поправила себя учительница. - Просто на прошлой неделе с ним столько всего произошло. То в зоопарке девочку с ног сбил, то сам в школе с лестницы свалился, да еще и ногу подвернул. Из-за вывиха он даже в пятницу на уроки не ходил, дома остался.
- Вот как? Хм! Что же он тогда с больной ногой да еще в проливной дождь по стройке лазил? – поразился участковый странным обстоятельствам дела.
- Да! Странно! – задумалась Мария Ивановна, удивленная не меньше старшего сержанта. – Не думала, что такой домашний, совсем не спортивный мальчик решится пойти на стройку в дождь с вывихнутой ногой. Может, он на спор? Или по другой какой причине? Что-то же его заставило это сделать.
- На спор, говорите? Хорошо, проверим! – кивнул ей Владимир Константинович и тут же уверенно продолжил: - Но если Вы намекаете на самоубийство, то вряд ли. Он оставил родителям записку, в которой сообщал им, что «вышел на часик и скоро придет».
- Упаси Боже! Ничего такого я не имела в виду, - отстранилась женщина, невольно оправдываясь перед следователем. – Может, он с кем-то поссорился? Или, например, поспорил, что сможет забраться, хромая, на второй этаж стройки? А кто его нашел?
- Вечером в тот же день строители возвращались домой и увидели во дворе на земле подростка без сознания, промокшего до нитки. Они сразу же вызвали скорую помощь. А врачи, как полагается, предупредили наш полицейский участок о несчастном случае в районе.
- Ясно! Что ж! Вы, Владимир Константинович, проходите, присаживайтесь за мой стол, - услужливо, но спешно предложила Мария Ивановна, посмотрев на свои часы на руке. – Уже без десяти. Сейчас я запущу класс. И тогда Вы сможете пообщаться с ребятами, задать им свои вопросы.
- Хорошо! Спасибо! Это больше, чем достаточно! – строго ответил участковый, располагаясь за учительским столом.
- Только прошу Вас, не давите на них, - внезапно остановилась учительница перед самой дверью. – У них сейчас такой сложный подростковый возраст. По-моему, они с трудом различают, что правильно, а что нет.
- Правда?! – ухмыльнулся старший сержант, но, заметив строгий взгляд педагога, тут же искренне пообещал: - Хорошо! Постараюсь не давить!
Недовольно покачав головой, Мария Ивановна открыла, наконец, дверь и впустила в кабинет столпившийся перед ней шумный класс. Заходя группами, еще не совсем проснувшиеся ученики с интересом и удивлением разглядывали незнакомого в полицейской форме, строго восседавшего за учительским столом. Занимая свои места, они то и дело перешептывались, не совсем понимая причины неожиданного посещения полицейского их очередного урока зоологии.
- Вроде бы все. Ну, не считая, конечно, - обратилась классная руководительница 7 «А» к молодому участковому, в душе удивляясь, что даже заядлый нарушитель школьного расписания Глеб Кляпов пришел на первый урок, возможно, впервые вовремя.
- Отлично!
И Владимир Константинович одобрительно кивнул ей в ответ, немного волнуясь из-за пристально внимания более четырех десятков разноцветных глаз к его персоне.
- А чё, Марья Ивановна, у нас сегодня зоологии не будет? – как всегда выкрикнул со своего места Кляпов, не сдержавшись и не стесняясь постороннего.
- Кляпов! – сердито окликнула его учительница, замечая, что её самый непослушный ученик, то ли намеренно, то ли по забывчивости, сел на свое прежнее место, тогда как на прошлой неделе она его сама лично пересадила за другую парту с Дариной Даговой. – Мы же с тобой уже договорились!
- Ну, ладно, Марья Ивановна! Вы же не хотите, чтобы полиция из-за меня в другой раз пришла.
- Сядь, Кляпов, немедленно на свое новое место! – недовольно нахмурилась Мария Ивановна, не отступая от своего.
- Давайте не будем давить на детей! – тихо попросил её Владимир Константинович, вмешиваясь в разговор, заметив, что учительница сама не вовремя и неоправданно перегибает палку.
Мария Ивановна сразу же почувствовала прямой упрек в словах старшего сержанта, в тех самых словах, которые она ему еще совсем недавно сама и сказала. Раздосадованная нелепым случаем, она вновь нахмурилась и прошла в конец кабинета, оставляя находчивого участкового один на один с её шумным классом.
- Ну что ж! Здравствуйте, ребята! Я – участковый нашего района, старший сержант полиции Владимир Константинович Греков, - уверенно представился участковый, вставая из-за учительского стола. – Я здесь неслучайно. Дело в том, что с одним из ваших одноклассников на днях произошел, как мы предполагаем, несчастный случай. Я бы хотел поговорить с вами всеми. Может, кто-нибудь что-нибудь видел или знает?
- Надо же! Опять Пятёркин чего-то придумал, – усмехнулся Игорь Решетов, сидевший ближе всех к участковому, поворачиваясь к классу.
- Почему же Пятёркин? – удивился Владимир Константинович, доставая из внутреннего кармана пиджака свою маленькую записную книжку и карандаш.
- А кто же еще? – на этот раз изрек со своего места Давид Ларинов с умным видом. – Простая математика! В клетке всегда было двадцать восемь подопытных мышей. А сейчас их – двадцать семь. Не хватает только одной!
- Так! Не умничай, Ларинов! – сухо осадила ученика Мария Ивановна с конца класса. – Ребята, дослушайте лучше участкового!
- Спасибо! – поблагодарил её Владимир Константинович и снова обратился к классу. – Ребята, это прекрасно, что вы умеете считать. Следовательно, могу надеяться, что проблем с точностью у вас не будет. Действительно, несчастный случай произошел именно с Максимом Пятёркиным. Сейчас он в реанимации. Повторяю! Может кто-нибудь знает или что-то видел в прошлую субботу 3 сентября?
Неожиданная новость оглушила весь класс. Ошеломленные ученики, казалось, на миг неподвижно застыли. Спустя мгновение, в полном замешательстве, они стали переглядываться друг с другом.
- Можно? – вдруг вызвалась Наталья Листова, протягивая руку вверх и вставая с места.
- Как зовут? – заинтересовано спросил молодой участковый, автоматически раскрывая свою записную книжку.
- Кого? – удивленно переспросила девочка, оглядываясь по сторонам и стараясь определить, о ком еще мог её спросить старший сержант.
- Да тебя, Натаха! – ухмыльнулся Кляпов, оборачиваясь назад к Листовой. – Опаньки! Сама в свидетели по «мокрому» делу набивается, а порядка не знает.
- Да сколько можно, Кляпов? Прекрати немедленно! – взорвалась Мария Ивановна, окидывая выскочку сердитым взглядом. Однако пристальное внимание участкового, которое она тут же почувствовала на себе, немного охладил её пыл. Она снова притихла и отошла в сторонку, невольно уступая старшему сержанту право спрашивать.
- Меня зовут Наталья Листова! – уточнила девочка, бросая презрительный взгляд на своего не в меру болтливого одноклассника.
- Хорошо, Наталья! – и Владимир Константинович записал карандашом её имя. – Итак, что ты хотела сказать?
- Да! Первого сентября Максим, ну, Максим Пятёркин вывихнул себе правую ногу. Поэтому на следующий день – второго сентября - он в школу не пришел.
- Опаньки! Какие ценные сведения! – съязвил Кляпов, усмехаясь. – Вся школа об этом знает.
- Ясно! – громко произнес молодой участковый, словно хотел дать понять несдержанному ученику, что его комментарии излишни. – И что?
- Так вот! В субботу после 12 часов моя мама видела Максима на лестничной площадке. И он никуда не собирался. А еще она слышала, как кто-то из его друзей приходил к нему домой.
- Извини, Наталья! Как я понимаю, вы живете с потерпевшим Пятёркиным по соседству? – уточнил Владимир Константинович, продолжая делать какие-то пометки в своем ежедневнике.
- Опаньки! Во сила дедукции! – снова вмешался Глеб Кляпов, всячески стараясь привлечь внимание следователя к себе.
- Так! Спасибо, Наталья! Садись! Теперь ты! – обратился, наконец, молодой следователь к непоседливому ученику. – Как твое имя?
Продолжая паясничать, Кляпов обернулся назад на всякий случай, делая вид, что ищет того, к кому обращался участковый.
- Кляпов! Встань и отвечай! – строго наказала ему Мария Ивановна.
- Да, ладно! Ладно! – скорчил гримасу подросток, неохотно вставая с места. – Ну, Глеб Кляпов! И чё?
- Глеб, значит? Хорошо! – спокойно ответил ему Владимир Константинович, не обращая внимания на его паясничание. - Может, ты знаешь, кто заходил к Максиму в субботу?
- Ух ты! Меткое попадание! – ухнул Сергей Дзюба, удивляясь догадливости следователя. – Не прицеливаясь, сразу в яблочко!
Неожиданное высказывание одного из учеников невольно заставило следователя задуматься. Отложив записную книжку и карандаш в сторону, он встал и быстро подошел к Кляпову, не отрывая от него своего пристального, изучающего взгляда.
- Ясно! Значит, ты в субботу приходил к Пятёркину домой?!
- Ну я! И чё?
И Глеб Кляпов застыл, насторожившись, перед старшим сержантом, словно завороженная змея перед факиром.
- Отлично! Мария Ивановна, спасибо Вам за неоценимую помощь следствию! – вдруг отошел участковый от Кляпова и обратил свой взгляд в сторону раскрасневшейся от волнения учительницы. – Простите! Но мне придется забрать Вашего ученика с урока для дачи свидетельских показаний. С остальными ребятами я, возможно, поговорю позже.
- Эй! Без адвоката ничего говорить не буду! - всерьез возмутился Кляпов, поняв, наконец, что следователь нисколько не шутит.
- Эх ты, Кляпов, Кляпов! – усмехнулся Сергей Дзюба. – Тебя же в свидетели преступления берут, а не арестовывают по обвинению в убийстве.
- Совершенно верно! – согласился Владимир Константинович с его замечанием и рукой подтолкнул Кляпова к выходу. – А чтобы ты сильно не переживал, мы поговорим с тобой в учительской!
- Иди! Иди, Глеб! – успокаивала своего ученика Мария Ивановна, возвращаясь на свое законное место. – Ничего с тобой в учительской не случится!
- Опаньки! – недовольно выдохнул Кляпов, отстраняясь от участкового. – Да это нарушение моих гражданских прав ребенка!
- Успокойся, парень! – усмехаясь, осадил его Владимир Константинович. - В твоих же интересах не доводить дело до посещения полицейского участка. С родителями! Тем более, что речь идет не о преступлении, а о несчастном случае.
- Как знать! Как знать! – вдруг задумчиво, но громко заметила Кристина Светлова, сидевшая одна на первой парте.
- Что? – резко остановился Владимир Константинович в начале класса перед странной ученицей. – Тебе что-то известно? Как зовут?
Не ожидая столь быстрого обращения следователя к себе, Кристина смутилась, побледнев,.
- Меня? Я? – в замешательстве переспросила девочка, с трудом вставая со своего места. – Кристина Светлова.
- Так, скажи, Кристина! Ты уверена, что это не несчастный случай? Что тебе известно? Кто желал плохого потерпевшему?
Последний вопрос участкового повис в воздухе, словно тяжелый камень. Казалось, еще одно случайное слово, одно слабое движение или даже малейший шорох, и он с высоты упадет на чью-то несчастную голову. На мгновение весь класс замер в ожидании разоблачительного ответа одноклассницы. Сама девочка, еще больше побледнев, еле сдерживалась, чтобы не заплакать от досады.
- Простите, Владимир Константинович! – пришла ей на помощь Мария Ивановна. – У нас тут на днях в зоопарке произошел неприятный инцидент между Кляповым, Пятёркиным и Светловой. Возможно, Кристина имела в виду тот самый случай!
- Неприятный инцидент? – задумчиво переспросил молодой участковый, с сомнением поглядывая то на притихшего Кляпова, то на взволнованную Светлову. – Ладно! Разберёмся! Если Вы, Мария Ивановна, не против, то Кристину я тоже привлек бы как свидетельницу?
- Ну, в данном случае Вы принимайте решение сами! Вы же следователь. – демонстративно отстранилась от ответа классная руководительница в отместку за упреки и замечания старшего сержанта. - Но только имейте в виду, Кристина – новенькая! Она недавно потеряла обоих родителей и перенесла тяжелую операцию, едва не лишившись правой ноги.
- Спасибо! Непременно учту! – сухо ответил ей Владимир Константинович, подходя к двери и собираясь её открыть. – Что ж, спасибо всем! А Кристину Светлову и Глеба Кляпова прошу проследовать за мной в учительскую.
Глубоко вздохнув, Кристина не стала возражать. Нервничая, она взяла свою трость и последовала за участковым. Тем временем весь класс следил за ней и Кляповым, затаив дыхание.
- Не-не-не! – недовольно замотал головой Глеб. – Я с этой хроножкой никуда не пойду!
- Хм! Ладно! – спокойно отреагировал Владимир Константинович на очередные выкрутасы Кляпова. – Что ж! Придется вызывать тебя с родителями в участок.
- Ну, Кляп! – усмехнулся Сергей Дзюба. – Повезет же тебе! Сперва в полиции промурыжат, а затем от пахана достанется, по самое не могу.
Наконец, поняв, что просто так от разговора с участковым не отвертеться, Кляпов глубоко вздохнул и медленно, без всякого желания поплелся вдоль среднего прохода к выходу.
- Вот и отлично! Остальным всего доброго! Благодарю за содействие следствию! – обратился участковый к ученикам 7 «А», а затем повернулся к Марии Ивановне. – Не беспокойтесь! Ваших учеников верну в целости и сохранности!
- Мгм! – устало кивнула ему в ответ классная руководительница, обеспокоенным взглядом провожая следователя и двух своих учащихся до двери.
- А что, Мария Ивановна, - окликнула учительницу Алена Леснова, когда дверь за старшим сержантом и её одноклассниками закрылась. – Вы думаете, что кто-то хотел по-настоящему убить Максима?
- А, может, кто-то хотел его наказать? – подхватил вопрос Алены Давид Ларинов, делая свое предположение.
- Да, ладно вам, ребята! – перебил их Иван Володин, сомневаясь в их словах. – В субботу такой дождина лил. А у Макса еще и нога болела. Вот и не удержался! Поскользнулся и случайно упал. Несчастный случай, да и только!
- Молодец, Ваня! – похвалила Наталья Листова сообразительного одноклассника. – Вопрос только в том, чего это Пятёркину в такую погоду дома не сиделось?
- Верно, Листова! – поддержала догадливую ученицу Мария Ивановна, недовольно поглядывая на часы. – Только пусть в этом разберутся более компетентные лица, чем мы с вами. А у нас сейчас по расписанию урок зоологии!
- И всё-таки это возмездие Пятёркину за все его грехи, - продолжил Ларинов, не желая отходить от начатой темы.
- Давид! Не нам вершить правосудие! – сделала ему строгое замечание классная руководительница. – Пусть с этим полиция разбирается! Всё, тема закрыта! Теперь переходим к зоологии. У нас сегодня новая тема…
И Мария Ивановна повернулась к классу спиной и написала на школьной доске каллиграфическим почерком название новой темы по зоологии.
- «Членистоногие и их разновидности», - специально по складам прочитал Сергей Дзюба, намерено выделываясь перед остальными. – Нам без ног «ни туды и ни сюды»!
И в классе все стали от души смеяться.
- Да, что же это такое? – возмутилась в сердцах учительница, поворачиваясь обратно к классу лицом. – Снова! Осторожно, дети в клетке!
Последняя, казалось бы, нелепая фраза Марии Ивановны оказала на расшумевшихся учеников настолько шокирующий эффект, что они тут же притихли. Избегая строгого взгляда классной руководительницы, они уткнулись в свои школьные тетрадки и, как ни в чем не было, принялись выводить в них своими шариковыми ручками название новой темы по зоологии.


Рецензии