Осторожно, дети в клетке! Гл. 3. 18. Карта

Глава 3: "Доступная" школа

18. «Карта доступности».
                26-30 сентября 2011 г.
Странная история, случившаяся с одним из семиклассников в самом начале сентября, уже облетела всю школу № 1950. Из предосторожности сами учителя распространяли свои версии произошедшего в надежде своевременно предупредить другие возможные несчастные случаи. Чрезмерно обеспокоенные случившимся ЧП, они с меньшим интересом обсуждали последние политические события в стране. Всё их внимание было сосредоточено на неожиданной инициативе их коллеги – учительницы биологии и классного руководителя 7 «А» Веберг Марии Ивановны. Кто-то из учителей с завистью, а кто-то просто из любопытства следил за её ловкими манёврами по созданию так называемой «доступной» школы. Но были и такие, кто усердно старался ей помочь, чем мог.
К невысказанному удивлению многих в педсовете школы, большинство учеников старших классов быстро подхватили эту довольно инновационную идею и принялись активно её продвигать. Однако всем было невдомек, что на самом деле главным источником и вдохновителем «доступной» школы был обычный восьмиклассник Сергей Листов. Впрочем, вряд ли они бы поверили, что самый заурядный ученик их школы смог проявить исключительную волю и безмерное желание внедрить инновационные подходы в общеобразовательном учреждении. И, по сути, они были бы правы!
На самом деле Сергей Листов вовсе не стремился сделать нечто исключительное, выделиться среди других или внести свой бесценный вклад в развитие школьного образования. Единственное желание, направлявшее его, заставлявшее его активно действовать, было искреннее стремление помочь своему другу детства, попавшему в беду по воле обстоятельств, вновь обрести себя.
Сергей видел собственными глазами то, что инвалидность, воспринимаемая как злополучный бич, не была непреодолимым препятствием в жизни. Он понял, что люди с инвалидностью могут, превозмогая физическую боль, продолжать жить полноценной жизнью, нисколько не чувствуя себя ущербными или ограниченными. Для этого им не хватало всего лишь простых комфортных условий и доброго толерантного отношения к ним других людей. И дело было не только в сочувствии и помощи их окружения. Главное для них было оставаться людьми, самими собой, равными среди равных!
К удивлению и радости Сергея Листова, Глеб Кляпов, лишь только узнав, для чего придумана вся затея с «доступной» школой, сразу стал её активным участником. Постепенно его нездоровые амбиции детектива переросли в вполне приемлемые устремления общественного активиста. Впрочем, любопытный Кляпов всегда поддерживал любые начинания, стараясь, на самом деле, найти самого себя. Не прошло и двух дней подготовки классного часа, как он уже сдружился с Кристиной Светловой, перестав её обзывать «Хромой» и «Хромоножкой». Правда, не изменяя всё-таки своим некоторым принципам, он продолжал называть Сергея и Кристину соответственно «Ромео» и «Джульетта», доставляя себе удовольствие вызывать их смущение. Но иногда, время от времени он погружался в грустные мысли, вспоминая о своем закадычном друге Максиме Пятёркине, по которому он сильно скучал.
Между тем сам Пятёркин испытывал нестерпимую скуку вдали от своих друзей. Череда уколов и капельниц, сопровождаемых физиотерапией, делала его жизнь монотонной и безрадостной. Впрочем, о какой радости могла идти речь, если опорно-двигательная функция его ног никак не восстанавливалась. А, лишенный всякой возможности передвигаться, Максим с трудом выносил вынужденное заточение и неподвижность в стенах больничной палаты. Измученный своими грустными мыслями, он надеялся, что инвалидная коляска даст ему возможность перемещаться хотя бы вдоль коридора больницы. Однако перспектива вести однообразную жизнь инвалида, изолированного от общества, его нисколько не радовала.
Для Пятёркина время шло медленно и неотвратимо. И вот в среду 28 сентября его отец во время врачебного обхода обещал ему долгожданный сюрприз. Полдня Максим не мог найти себе места, не зная, чем себя занять в ожидании обещанного «чуда». Ближе к четырем часам дня Алексей Михайлович вырвался на несколько минут, чтобы навестить скучавшего в свое палате сына. Неожиданно в коридоре он встретил Сергея Листова, Глеба Кляпова и одну из одноклассниц Максима – Кристину Светлову. Беспокоясь о своем друге, ребята пришли его проведать. Полагая, что встреча с друзьями хоть немного отвлечет Максима от печальных мыслей и даже, может, развлечет его, Алексей Михайлович провел их в его палату.
- Ну, сынок! Сегодня явно твой день! Смотри, кто к тебе пришел! – обрадованно объявил отец Максима, входя и отворив настежь входную дверь.
- Ну, Макс! У тебя тут хоромы! – открыл рот от удивления Глеб Кляпов, следуя за Алексеем Михайловичем. – Круто! Отдельная палата!
- Кляп! – вдруг обрадовался сидевший в кресле Максим нежданному визиту своего закадычного друга.
- Да! И такая вся чистенькая! – вошла следом, улыбаясь, Кристина с пакетом фруктов в руках.
- Криста?! – нахмурился Пятёркин и метнул недовольный взгляд в сторону Кляпова. – А она чего здесь? Она, что, с тобой, Глеб?
- Нет! Она со мной! – вошел за Кристиной Сергей и виновато потупил взор.
- Это, что, пап, и есть твой сюрприз? – спросил Максим отца, разочарованно вздыхая.
- Опаньки! Ну, ты, Макс, зажрался! – обиженно заметил Кляп, подходя ближе к креслу, на котором сидел его друг. – К нему, понимаешь, друзья пришли. А он носом воротит! А ты чё девок в бикини ждал?
- Ну, скажешь тоже! – не сдержался Пятёркин и улыбнулся, он всегда любил шутки Кляпа. – Полежи тут с моё! Сам поймешь!
- Нет, спасибочки! Ешьте сами! – отмахнулся Глеб, состроив смешную гримасу.
- Мы, Максим, к тебе от всего класса пришли, - вмешалась в их разговор Кристина, почувствовавшая внезапное напряжение между Листовым и Пятёркиным. – Все передают тебе привет!
И девочка подошла к тумбочке и положила на неё пакет с фруктами.
- Хм! Видал, Макс! Витамины тебе передали! А Марья каждый день тебя вспоминает, - похлопал Кляп друга по плечу. – Ждет тебя ни дождется!
 - Да! Не дождется! – с сожалением в голосе ответил ему Максим, время от времени бросая осуждающий взгляд в сторону Сергея. – Я, может, вообще, в школу не вернусь.
- Ну, это мы еще посмотрим! – решительно возразил сыну Алексей Михайлович, а затем, взглянув на свои ручные часы, добавил: - Ладно! Вы тут тихо! А я скоро вернусь!
Как только дверь за отцом Максима закрылась, Сергей пристально посмотрел на друга, да так, что Максим заежился, почувствовав всю силу его взгляда.
- Тебе что, Максим, холодно? – заботливо спросила Кристина своего одноклассника.
- Ничего мне не холодно! – резко ответил ей Максим. – Просто противно!
- Да, чё тебе, Макс, противно? – удивился Кляпов, а, проследив за направлением взгляда друга, ехидно захихикал: - Хи! Хи! От рожи Листа и мне было бы противно! Вот, Криста - другое дело!
- Заткнись, Кляп! – осадил его и так расстроенный Сергей, продолжая смотреть с вызовом на обиженного Пятёркина.
- Зря ты, Максим, на Сережу дуешься, - решилась, наконец, прояснить ситуацию Кристина, с трудом вынося растущее напряжение между друзьями детства. – Это не он написал тебе сообщение. Он ничего не знал. Честно!
- Опаньки! Макс! Ты чё, и вправду, думал, что тебя Лист с окна боднул? – снова Кляпов широко открыл рот от удивления.
- А кто еще? – вдруг насторожился Максим, оборачиваясь к своему закадычному другу. – Он же смотрел, как я с лестницы падал. Мог и с окна столкнуть!
- Нет! Не мог! – вдруг выкрикнул Сергей, мгновенно раскрасневшись. – А с лестницы ты сам упал!
- Ну, конечно! – недовольно пробурчал Максим, хотя в душе чувствовал, что Лист был прав.
- Не-е, Макс! Лист тут не при чем! – неожиданно заступился за Сергея Кляп. – Это всё стерва Эмка подстроила! Зуб даю!
- Ты, Глеб, зубы свои побереги! – добродушно улыбнулась ему Кристина. – Это еще пока не доказано.
- Нет! Не может быть! Ларинова? Не может быть! – повторял Максим, не веря словам друга.
- Ага! Еще узнаем, что этот очкарик Давидик тебя-то с окна и сбросил! – не унимался Кляпов.
- Да, ладно, тебе, Кляп! Следствие разберется, – поспешил Сергей его остановить.
Однако он так и не успел договорить до конца, как дверь в палату широко распахнулась, и в её проеме появился улыбающийся Алексей Михайлович.
- Сюрприз! – радостно воскликнул он, а следом за ним въехала инвалидная коляска с автоматическим приводом, которую вкатила в палату молодая медсестра.
Долгожданное появление коляски мгновенно смягчило сердце Максима. Радостно оглядывая своих друзей, он с трудом сдерживал нахлынувшие на него эмоции. Последний раз он так радовался новой компьютерной приставке полгода назад. Как редко простые потребности определяют удовольствие человека! Увидев коляску, Сергей, Кристина и Глеб окружили её с разных сторон, с неподдельным интересом разглядывая её дисплей управления.
- Ну, сын! Теперь ты сможешь ездить в школу! – подбадривал его отец, помогая пересесть из кресла в коляску.
- Ну да, пап! Только как же я по лестнице на колесах подниматься буду? – удивленно пожал Пятёркин плечами, пока медсестра помогала ему устроиться удобнее.
- Ты, Макс, об этом даже не думай! Это уже наша забота! – еле сдерживал Сергей слезы, видя, как его друг радуется от души. – Главное – скорее выписывайся из больницы!
- Да, Максим! Хватит уже в больнице лежать! – поддержала друга Кристина, улыбаясь. – И так уже месяц пропустил.
- Короче, Макс! Ты теперь на колесах, - не остался в стороне и Кляпов. – До школы доедешь. А там …
- И, что, Кляп? – усмехнулся Максим, перебивая друга. – Ты мне из кабинета бегать докладывать будешь, что ли?
- Опаньки! Сказанул! Я те, чё, радиопередатчик? – в недоумении пожал плечами Кляпов.
- Ты, Максим, не беспокойся! Мой брат с друзьями пандусы и подъемники сделают, а старшеклассники их в школе установят, - заверила его Кристина.
- Пандусы?! Подъемники?! А это еще что за хрень! – удивленно переспросил Максим, нажимая на кнопку автоматического привода.
- Максим! – строго окликнул его Алексей Михайлович, убираю руку сына с панели управления. – Не здесь же!
- Классная тачка, пап! – не скрывал своей безмерной радости подросток, осторожно проводя рукой по высоким колесам коляски.
- Верно! Классная! – поддержал его отец, с удовольствием рассматривая свое приобретение. – Это брат Кристины – Семен – сам сделал.
- Брат Кристины? – удивился Пятёркин и задумчиво посмотрел на смутившуюся девочку.
- А всё Сережка! Это он с коляской придумал. Да и пандусы с подъемниками в школе – его идея! Настоящий друг! – искренне похвалил соседа Алексей Михайлович, благодарно кивая ему головой.
- Опаньки! – обиженно выдохнул Кляпов. – А мы чё не в счёт? Да, я ради Макса в прошлое воскресенье все свои ноги чуть не утоптал.
- Ну, конечно, ребята! Все вы молодцы! – поправился отец Максима и мельком посмотрел на часы. – Только вам уже пора уходить. Приходите все к нам на выходные! Думаю, к тому времени Максима уже выпишут.
- Правда, пап? – и Пятёркин чуть не расплакался от хорошей вести.
- Вот здорово! – воскликнули почти одновременно Сергей и Кристина, невольно переглядываясь между собой.
- Ну, Макс! Свобода! – радостно воскликнул Кляпов, поддаваясь общему настроению.
Впервые за последний месяц, почувствовав себя окрыленным, Максим сделал на своей коляске небольшой круг почета вокруг палаты. А спустя минут десять, когда он уже немного научился пользоваться дисплеем её управления, отец даже разрешил ему проводить своих гостей вдоль длинного больничного коридора.
На следующий день на третьей перемене во время школьного завтрака для средних классов Кристина Светлова встретилась с Сергеем в столовой. Весь остаток дня накануне и всё утро девочка не переставала вспоминать светящиеся радостью глаза Максима. Старые обиды и глупые недоразумения были уже забыты навсегда!
- Видишь, Сережа! Всё образумилось! Максима скоро выпишут. А через недельку он, может, и в школу уже придет! – заметила довольная девочка, с удовольствием поглощая свой завтрак.
- Точнее приедет! – поправил её Сергей, напомнив об инвалидной коляске. – А твой брат – молодец! Такую классную коляску для Макса сделал!
- Да, это правда! У Семена золотые руки! – вдруг с грустью произнесла Кристина. – Сколько бы он придумал и сделал, если бы…
- Ну, что теперь говорить! Он и без «если бы» делает многое! – возразил ей Листов.
Пока Сергей и Кристина завтракали и обсуждали коляску Максима, их со всех сторон обступили Тимур Дагов и его друзья. Насторожившись, Сергей на всякий случай взял девочку за руку, при этом заслоняя её собой от одноклассника.
- Привет, Сергей! – выступил вперед Дага, улыбаясь ему. – Мне тут Даринка сказала, что ты нашу школу доступной для инвалидов сделать хочешь?
- Ну и? – сухо бросил ему Листов.
- И даже подъемники устанавливать собираешься?
- Ну и?
- Ну и в нашей школе потом дети с инвалидностью учиться смогут. Верно?
- И что с того? – никак не мог Сергей понять, к чему были все эти расспросы Дагова.
- И…, - внезапно Тимур остановился, оглядывая своих друзей, словно искал у них одобрения и поддержки. Не заставляя его долго ждать, все окружение Даги, как один, закивало головами в поддержку слов их лидера. – Да ты, брат, расслабься!
- А в чем дело? – насупил брови Сергей.
- Да, мы просто хотели помочь! – и Дага по-дружески похлопал Сергея по плечу. – Только вот, чего делать-то надо?
- Помочь? Серьезно хотите нам помочь? – не сдержал своего удивления Листов, оглядывая Дагова и его друзей с изумлением. – Это дело добровольное! Бескорыстное!
- Знаем! Не беспокойся! – продолжил Тимур Дагов. – У нашего Аслана младший брат – инвалид. Уже год дома, как в клетке, сидит, мучается. А тут такое! «Доступная» школа, понимаешь!
- Ясно! И сколько лет? – спросил его Сергей, задумавшись.
- Год, говорю, дома сидит! -  начал вдруг нервничать Дага, непривыкший к долгим переговорам.
- Да нет! Сколько лет брату?
- А! Ну, одиннадцать!
- Так вы бы его в спортклуб для инвалидов отвели. Вон, у Кристины брат – тренер паралимпийской команды юниоров.
- Куда? Куда, говоришь? – переспросил его один из друзей Дагова.
- Слушайте! Хотите, приходите в пятницу после уроков на классный час в 7 «А». Всё сами узнаете и с тренером там же познакомитесь!
- Ладно! – и Дага снова положил свою руку на плечо Сергея, чем вновь ненароком его насторожил. – А насчёт помощи-то как?
- Приходите! Там и решим!
- Ладно! Придем, брат! – согласился Тимур, но тут же задумался. – А Марья-то нас впустит?
- Да! Не выгонит, обещаю! – усмехнулся Сергей, выбираясь с Кристиной из кольца верных друзей его одноклассника. – Еще пятерку по биологии поставит.
- Пятерка по биологии тоже пригодится! – вдруг крикнул один из окружения Тимура Дагова.
- Ты чего, брат? Разве это главное? – строго осадил его Дага по-русски, а затем перешел на дагестанский язык.
В полном недоумении Сергей и Кристина переглянулись, выходя из столовой, не понимая причин неожиданного проявления бескорыстия и доброты со стороны Дагова и его друзей. Меньше всего Сергей ожидал помощи от своего одноклассника, местного школьного авторитета. Раньше он не раз слышал от него, что «даром пусть другие работают». А тут вдруг он и не один, а со своими друзьями, проявил готовность добровольно помочь им. Верно говорят: общая беда объединяет! Да только не передумает ли он позже?
В твердости решения Тимура Дагова Сергей Листов смог убедиться уже на следующий день. Как и договаривались, в пятницу 30 сентября Дага и его ребята подошли к кабинету биологии сразу после уроков. К их удивлению, не только они проявили интерес к проекту Листова. Казалось, что полшколы собралось возле кабинета в ожидании чего-то нового и невиданного. Видимо, новости в школе распространялись со скоростью света.
В свою очередь, Мария Ивановна, увидев, что класс забит полностью, а в коридоре еще толпится полсотни учеников, перенесла проведение классного часа в небольшой школьный актовый зал. Узнав о странном ажиотаже вокруг идеи «доступной» школы, директор и большинство учителей тоже вызвались принять участие в особом мероприятии их коллеги. Впрочем, идея «доступной» школы была для них не нова. Однако в стенах средней школы № 1950 её впервые озвучили сами ученики.
Не ожидая столь живого отклика среди учащихся школы и её учителей, Мария Ивановна и Сергей Листов, организаторы тематического классного часа в 7 «А», слегка занервничали. Они с трудом представляли, как их любопытные зрители воспримут необычную встречу с людьми с инвалидностью и их непривычные, даже шокирующие рассказы. Они, то и дело, обеспокоенно переглядывались, с волнением наблюдая, как заполняется актовый зал школы.
Заметив встревоженное выражение лица Сергея, Кристина подошла к нему и, улыбаясь, ободряюще ему кивнула. Искренне стараясь поддержать своего друга, она даже забыла о том, что главный герой классного часа - её двоюродный брат Семён Жигода, и вскоре вся школа будет знать её печальную историю.
Постепенно ожидание начала мероприятия стало затягиваться. Зрители тоже занервничали, забеспокоились, словно купили дорогие билеты, а знаменитые артисты всё ещё не выходили на сцену. Все ждали появления Марии Ивановны. Однако сама классная руководительница пока еще не собиралась выступать: она не находила себе места в ожидании опаздывающих приглашенных гостей.
- Кристина! Кристина! – время от времени подзывала она свою ученицу в надежде хоть что-то разузнать. – Ну, где же твой брат? Звони ему немедленно!
Каждый раз, искренне переживая, девочка встревоженно набирала номер брата и узнавала, сколько ступенек фасадной школьной лестницы, а затем и лестницы на второй этаж он уже преодолел. В свою очередь, Мария Ивановна корила себя каждый раз за безответственную непредусмотрительность: надо было ей всё предвидеть вплоть до времени, которое потребуется инвалиду на коляске для подъема по школьным лестницам. А еще лучше было бы, если бы она не спешила и провела этот классный час после установки пандусов и подъемников.
- Так! Ждать больше нет возможности! – решительно произнесла она, наконец, услышав бурные аплодисменты заскучавшей публики. – Беру огонь на себя!
С этими словами Мария Ивановна глубоко вздохнула и поспешила на сцену приветствовать зрителей. Следуя за ходом событий на сцене из-за кулис, взволнованному Сергею уже не верилось, что его затея осуществиться до конца. И при этом почти вся школа станет свидетелем её провала. Однако, когда подошло время представить особых гостей мероприятия, он всерьез встревожился. В доли секунды его лоб покрылся испариной, в сердце замерло при виде, как все вопросительно переглядывались друг с другом после представления так и не добравшихся до зала гостей. В конце концов, от стыда он виновато понурил голову и, не выдержав, бросился в коридор.
- Ну, слушайте! – вдруг услышал Сергей возмущенный голос Семена Жигоды и с облегчением вздохнул. – Да, эта ваша лестница на улице как настоящий Эверест!
Обрадовавшись, подросток обернулся на голос своего знакомого. Как раз в этот момент тренер местной паралимпийской команды юниоров в сопровождении своего верного друга Никиты Сапрыкина подъезжал на своей сверхтехнологичной коляске к актовому залу.
- Что же вы так долго? Лучше бы мы вас всё-таки встретили! – спешно кинулся к ним Сергей. – Там столько людей!
- Хм! Я же обещал, что будет аншлаг! – широко улыбнулся ему довольный Никита, помогая другу на очередном подъеме.
- И всё-таки как-то боязно! – неожиданно отступил Семен, побледнев от волнения.
- Ну, нет, брат! Назад пути нет! Только вперед! – настраивал его Никита Сапрыкин, подталкивая коляску друга. – Если не мы, то кто?
- Да, ладно! Всегда найдутся другие! – нервно усмехнулся Семен, вновь останавливаясь перед самой дверью в зал и прислушиваясь.
- Но ведь это будет уже не с нами! – и смелый Никита резко открыл дверь прямо перед его носом.
- Пфью! Была, не была! Бывало же и хуже! – добродушно улыбнулся другу Семён и, сжав руки в кулаки, затем решительно их разжал и уверено положил их на колеса коляски, явно намереваясь торжественно въехать в актовый зал школы.
Долгожданное появление гостей мероприятия, неожиданно принявшего такой размах и ажиотаж, немного успокоило Сергея Листова. Теперь только от них зависело отношение учащихся и учеников школы к людям с инвалидностью. Действительно только от них двоих зависело, поддержит ли вся школа идею доступной или «безабарьерной» среды. Только они могли помочь его другу детства Максиму Пятёркину вернуться в стены Альма-матер и продолжить учебу в своем классе.
Неожиданное появление Семена Жигоды и Никиты Сапрыкина, о которых Мария Ивановна уже успела за полчаса столько рассказать, заставило весь зал затаить дыхание. Все зрители – кто с любопытством, кто с сочувствием, а кто и с жалостью – внимательно разглядывали человека без ног на коляске и его слабослышащего друга. Но не прошло и минуты, как их лица просветлели, и послышались редкие приветственные аплодисменты. Однако несколько мгновений спустя весь зал стал громко аплодировать им, воодушевляясь их силой духа и выражая своё радушие и искреннюю симпатию к ним.
Приободренный радушным приемом школьников, Семён Жигода немного успокоился и уверенно выехал на коляске вперед. За ним последовал Никита Сапрыкин, улыбаясь всем своей широкой добродушной улыбкой. Подъехав к небольшой лестнице перед сценой, Семён вдруг остановился и, полный смущения, посмотрел на своего друга. Внезапно в воздухе повисла напряженная тишина. Аплодисменты вдруг смолкли, а зал полностью затих, словно в ожидании шокирующего зрелища. Но, не желая испытывать судьбу в третий раз, ловкий и находчивый Никита не стал подниматься на сцену, а вышел в самый центр зала перед ней. Его другу на коляске ничего не оставалось, как последовать за ним.
- Здравствуйте! – прервал угнетавшую всех тишину Семён, и зал невольно оживился. – Здравствуйте! Да, говоря вам всем «Здравствуйте!», я не только вас приветствую, но и от души желаю всем вам крепкого здоровья! А это, поверьте мне, самый ценный дар на земле! Дар, которым следует всегда дорожить! Дар, который нельзя бездумно растрачивать! И знаете почему? Да, потому что чаще всего его невозможно восполнить. Однако если так уж случилось, то, на самом деле, нет повода для отчаяния. Жизнь продолжается! Она идет дальше, вперед. Жизнь – это самый бесценный дар! И только вы сами можете наполнить её силами, придать ей духа, сделать её интересной для себя и значимой для других. Только вы сами можете распробовать её сладкий, но терпкий вкус, в каком бы состоянии вы ни были. Пусть даже сначала вы и почувствуете горечь, но со временем вы ощутите её уникальный и неповторимый пряный вкус! Я знаю это из личного опыта. Правда, всегда для полного счастья не хватает каких-то мелких деталей, незначительных элементов, несущественных мелочей. Я не знаю, чего не хватает вам всем, здесь присутствующим. Но для таких, как я или мой друг – для людей с инвалидностью – не хватает, честно, самого малого: доступной или «безбарьерной» среды. Ну, казалось бы, какие-то пологие пандусы, быстрые подъемники, опорные поручни. Однако они могут реально сделать таких, как мы, счастливыми. И дело не в том, что они помогают нам двигаться вперед. С их помощью мы чувствуем себя, как все. Впрочем, для всех нас главное – быть равноправным членом общества, независимо от типа и степени инвалидности. Мы такие же, как и вы! Мы, так же как и вы, имеем полное право наслаждаться жизнью и делать её интересной. И как раз в этом вы можете нам помочь. Как? Да очень просто: своим добрым делом, терпимым отношением, отзывчивым словом, бескорыстной помощью.
- Верно! – подхватил слово Никита, давая другу возможность перевести дыхание. – «Доступная» школа – это не просто школа с пандусами и подъемниками, столь необходимыми для многих людей с инвалидностью. «Доступная» школа – это, прежде всего, равные возможности для всех детей, независимо от их национальности, вероисповедания и наличия инвалидности. Вы можете помочь таким же людям, как вы сами, простым участием в проекте Оргкомитета «Сочи 2014» под названием «Карта доступности». Что это еще за проект такой? Всё очень просто! Благодаря этому проекту, люди с инвалидностью смогут легко найти места для занятия паралимпийскими видами спорта в так называемой «шаговой доступности». Например, мало кто знает, что в нашем районе есть спортклуб для инвалидов, где мой друг Семён Жигода тренирует юниоров-паралимпийцев. Все эти ребята с разными видами инвалидности, возможно, примут участие в Паралимпийских зимних играх в Сочи в 2014 году. Проект «Карта доступности» расскажет людям с инвалидностью о государственных учреждениях, образовательных и культурных заведениях с элементами «безбарьерной» среды, таких как: пандусы, опорные поручни, противоскользящие покрытия и так далее. По сути, «Карта доступности» позволит всем людям с инвалидностью вести полноценную жизнь без барьеров и, надеемся, без стереотипов. На самом деле, не следует рассматривать инвалидность проблемой или ограничением. Мы все – равны! И мы не нуждаемся в снисхождении и жалости кого бы то ни было. Однако каждый человек на Земле нуждается в понимании и простом человеческом терпении. Люди с инвалидностью – это, прежде всего, люди! Самые обычные люди! Не увеченные, не страдающие, не дефективные. Мы все – обычные люди! Итак, своим участием в проекте «Карта доступности» вы все сможете помочь нам, людям с инвалидностью, жить в комфортных условиях. А для этого нужно просто знать места с элементами доступной среды и написать письмо на электронный адрес проекта. Этот адрес вы найдете на флайерах с информацией о проекте, которые мы раздадим всем после этой встречи. Поможете другим, значит, поможете себе!
Слушая поочередно то романтичного Семёна, то практичного Никиту, Сергей Листов, внимательно рассматривал задумчивые, но воодушевленные лица учащихся и учителей школы. И вдруг он впервые ясно осознал, насколько было жизненно важно организовать этот тематический классный час о «доступной» среде. Несчастье с Максимом Пятёркиным заставило его друзей впервые всерьез задуматься о жизни и попытаться создать комфортные условия для детей с инвалидностью в их школе. И, как ни странно, искреннее бескорыстное стремление трех еще юных людей мгновенно нашло отклик в сердцах большинства учащихся. В хорошем деле важно, чтобы кто-то его начал! Остальные, если они - настоящие люди, обязательно откликнутся и подхватят его.
В этом и убедился Сергей Листов, услышав одобрительные аплодисменты всех участников мероприятия после незабываемых выступлений их особых гостей.


Рецензии