Студенты в колхозе. 3 ч. Раненая песня

                Продолжение. Начало см. 2. Ненависть

   Наш собеседник сидел на соломе, привычно, по-казахски, подвернув под себя ноги, а мы расположились кто где, с аппетитом уничтожая привезённый им завтрак.

- Лет в 15 её украл* в жёны мой племянник Сакен,  зав.клубом. У казахов есть такой обычай – воровать невесту, если джигиту нечем платить калым, или при несогласии родни, но чаще просто по договоренности.

   (Мы бесконечно удивились живучести таких дикарских традиций! И это в ХХ веке, при Советской власти - воровать невесту?!.)

   - Любовь у них была, как у Козы Корпеш и Баян-Сулу!*  Росли вместе, учились вместе, жили рядышком. Она певунья, он - гордость района - акын!* Красивая пара! Народилось у них два сына, Жили они в любви и согласии, пока к нам  в колхоз ни приехали на практику столичные студентки.

Вот одна русская, Ляля, зоотехник, и влюбилась в него, несмотря на то, что мужа и дочку в Алма-Ате оставила. А племяш у меня был раскрасавец, кудри до плеч кучерявились, глаза, как два огня, стройный как Аполлон, и улыбка до того покоряющая, что и не хочешь, а в ответ улыбнёшься.

  Голос его дрогнул. То ли нам показалось, то ли вправду на глазах рассказчика сверкнули слёзы.

- Сакен тоже не устоял и перед ее броской красотой, и её красивым вокалом, и перед перспективами стать признанным певцом. Она ему золотые горы насулила, сманила в столицу.

 А там ее муж - боксёр, из мести за измену избил сбежавшую от двоих парочку. Ревнивцу срок дали. Пока он его отбывал, у  Сакена и Ляли сынишка родился. Вернулся Лялин муж из тюрьмы и убил изменницу. А Сакена избил так, что он полгода   переломы и раны в больнице залечивал. Убийцу снова осудили, а Сакен остался вдовцом с надорванным здоровьем: наверное, Аллах наказал за распутство...

Жамал как узнала об этом, тут же полетела в Алма-Ату, нашла там своего мужа и забрала к нам с двумя его детьми.  Выхаживала его дни и ночи, из лап смерти выцарапала. Ой-боёй, сколько ей досталось тогда!..

Но любовь... Она ведь как болезнь, это ж зависимость от чувств. Вроде, как у наркомана к наркотику. Жамал без него себя представить не могла. Лаской и заботой залечила его раны. А свои глубоко спрятала, сердешная.

И всё у них наладилось, Жамал третьего сына родила. Снова вместе на сцене. Сакен же очень тосковал по столице. Талантливый парень петь хотел не в ауле!  Видно, на роду ему писана такая судьба.

Аксакал вздохнул, выпил пиалу крепкого чая и надолго замолчал. Потом продолжил:

- Влюбчивый мой племяш Сакен был…- то ли с осуждением, то ли с поощрением заметил Султан Каюмович и без его слов ясны наши представления о красавце. – Но сукин сын: вскоре новая студентка - певичка  приехала к нам на практику в клуб и сманила парня в Ташкент.

И он оставил Жамал! Представляете? Кинулся за юбкой, бросив пятерых детей и Жамал в ожидании шестого!.. Вот какова сила искусства! Подчиняться обстоятельствам не хотел, мечта звала и он кинулся за ней, как в омут.

На гастроли с новой любовницей Чулпан ездили:  слава свалилась, как звезда с неба. Он просто летал от счастья! И деньги на детей высылал хорошие, и сам в роскоши купался. Разве это не вскружит голову?

А Жамал переживала разлуку, ревновала! Детей воспитывала, работала за двоих. Всё ждала мужа: авось, алла бирса*, опомнится и вернётся в семью...

Но Сакен возвращаться не думал. Наоборот, её звал к себе. Писал, что с Чулпан расстался - оно и понятно: разве вспыхнувшей спичке долго гореть? Страсть проходит быстро, а любовь вечна. Он с покаянием звал Жамал в свою квартиру с удобствами, в город, где есть детсад и школа для детей. Есть перспектива и Жамал для роста: петь на сцене, ездить с ним на гастроли.

Жамал была согласна лететь за ним хоть на край света. Но...- Султан Каюмович опять горестно вздохнул.- Видно, не суждено было ей исполнить свою мечту, хоть она уже собралась в дорогу. Не знала только адреса новой квартиры мужа.

Только он сообщил нам, что получил права, и может позволить себе купить автомобиль, как надолго замолчал. Сноха запаниковала, рвалась поехать и выяснить причину. Но я, грешным делом, подумал: как бы племяш не увлёкся новой юбкой...

 Сам поехал в столицу Узбекистана узнать, где племяш затерялся? Был на радио, где Сакен часто выступал. Был в студии звукозаписи, где он записал свои пластинки. Песни его звучали почти из каждого окна, а самого соловья нигде не было...

Заявил о пропаже в милицию и вскоре пропавшего нашли... в больнице. Всё мечта его - машина - виновата: с радости газанул по трассе после дождя. Занесло его в аккурат под встречный КАМАЗ...

Голос Султана Каюмовича сел. Предательски дрогнула нижняя губа, но он справился с волнением и рассказал далее эту трагическую повесть:

- В результате остался он инвалидом, весь переломанный, без обеих ног и глаза. Правая рука висела плетью.

Вызвал я Жамал в Ташкент. Она прилетела первым же самолетом и снова его выхаживала, безотлучно находилась рядом с любимым, пока его ни выписали из хирургии. Когда уж и спала - неизвестно.

На лечение ушла квартира Сакена и всё, что они успели нажить. Жамал всё продала, ничего не пожалела, но привезла его в наш аул, хлопотала о протезах для ног, внушала ему перспективу снова петь хотя бы на радио.

 Но Сакен уже ни во что не верил, слабак оказался, хотя рядом с такой самоотверженной женщиной мог бы научиться мужеству: пытался то вскрыть себе вены, то в петлю лез...

И пил горькую, пил без меры. И всегда кричал, что не хочет жить таким уродом, висеть на шее жены и портить жизнь семье.  В конце-концов, однажды мы его не укараулили...

   Рассказчик снова замолчал. Мы сидели в палатке на сене тихо-тихо и с замиранием сердца слушали эту необыкновенную историю с необыкновенно чистой и верной любовью дочери той женщины-замарашки, которая нас ненавидела. Слушали и проникались к ним сочувствием. Мы даже забыли о завтраке.

- Дальше-то что было?- нетерпеливо спросила Асия по-казахски.

- Дальше-то?.. – Мужчина снова горестно вздохнул, проглотив комок в горле: непросто доставалась ему эта исповедь о дорогих людях. – Дальше... Жамал привезла останки любимого мужа сюда, в степь, схоронили  вон на той сопке, - и он указал пальцем на видневшуюся из палатки геологическую вышку в шапке курчавого облачка.

– На этой сопке они с детства  каждое лето что ни вечер сидели, обнявшись, и пели песни. Сами сочиняли и сами пели!  Красиво пели, скажу я вам! Сакен на домбре подыгрывал. Настоящие артисты! Вот приедете на центральную усадьбу, послушаете пластинки, вам понравится!

   Аксакал опять горько вздохнул, опечаленный горькими мыслями о прошлом.

- С тех пор тут всё лето возле могилы Сакена Жамал и живет с детьми и матерью. За овцами смотрят. Жамал на сопку ходит - букетики Сакену собирать и петь ему песни.

Зимою в дом возвращается, в клубе поёт. Зимою она у нас, вместо своего Сакена, зав. клубом. Справляется! Она ведь сильная у нас! Да вы её еще не знаете! – загордился он своею снохою  и неожиданно  озорно нам подмигнул:

- Вот думаю, может, женить на ней своего брата? Уже пять лет как вдовец… -  размечтался седой великан. И озабоченно обронил:

-  Всё-таки женщине трудно одной...

- Так у нее шестеро по лавкам! – ошарашенно выпалил  чеченец Шамиль: уж он-то точно не женился бы на даме в оравой детей!

 А каждый из нас подумал: вряд ли состоится это сватовство- при такой большой любви женщина не сможет изменить ни себе, ни любимому. А жить без любви - только маяться...

- Ну, так что? – поднял кустистые брови «сват» - У Ергена тоже трое. Общая беда сведёт. У нас в каждом доме много детей и это никого не удивляет! Украдет невесту и она никуда не денется. Кроме любви есть не менее сильное чувство - уважение. Она ему давно нравится.  А красавица! Ой-бой! Не была б она мне роднёю, сам бы второю женою её взял! – Мужчина лукаво улыбнулся своей шутке.

-Шучу-шучу… - ретировался он.- Двоежёнство у казахов Советская власть отменила, хотя и жаль...

По нему было видно, что он как бы влюблён в Жамал – с такою теплотою и восторгом  мужчины говорят о женщине не зря...
 
- Но ведь и ей мужское плечо необходимо: дети-то растут,  а с ними и проблемы, и расходы. Считай, четверо своих, да те двое – мужниных. Никуда не отдала, сама тянет. Мы ей, конечно, помогаем. А она сказала, что хоть одного из детей, но выучит на певца! Пусть, мол, продолжит дело своего отца. Вот старшие-то и учатся сейчас в районном интернате, все голосистые, музыкальную школу посещают…- довольно улыбнулся аксакал.

   Слушали мы этого большого дядю и жалели, что не пришлось нам увидеть Жамал: вчера она поздно пригнала отару, сегодня ни свет, ни заря ускакала на вороном пасти её и двух своих коров с телятами. Мы только слышали цокот копыт, лай собак да блеяние овец. И нам приходится покидать стан без свидания с её героической хозяйкой.

- Чего же ваша передовая повариха такая замарашка, грубая и нелюдимая? – неожиданно едко спросила по-татарски Марьям. – Такая бессовестная, ещё и русских ненавидит...

Ответ на этот вопрос интересовал всю нашу группу.

- А, это?  - Мужчина смущённо отвёл взгляд. - Это всё  ерунда, други, камуфляж по - военному... Мать же... Катиба просто такой спектакль перед вами разыграла, - усмехнулся начальник. – Больно ей за дочку, поймите!  Ненавидит она не русских, а студенток, вот и всё!  Хочется ей, чтоб вам тут не понравилось и вы скорее уехали. – Он находил всё новые доводы для оправдания вызывающего поведения женщины. – Катиба месть такую придумала! Ведь именно студентки погубили отца её внуков, украли счастье у дочери!

- А мы-то тут при чем?

- Ну, при чем, ни при чем, а ей от этого легче! – Огромный дядька погладил свои висячие усы и подморгнул девчатам. - Вы у них в юрте и в доме не были, не видели, как всё там красотою и чистотою светится! – снова загордился своими овчарами наш собеседник.- Вот и вас отправлю сейчас к овчарам. Раз тут не ко двору, то в другой бригаде будете стричь овец!

- Так мы не умеем! – хором встревожились мы.

- А я к вам Жамал пошлю, она вас мигом всему научит: и овец стричь, и в клубе петь, и отличный бешпармак* готовить, - улыбнулся разговорчивый собеседник.

- Уууу! - Загудели мы.

- Однако, заговорился я тут с вами… Пора по делам! – Он резко поднялся и стукнулся головою в верх палатки. Центральный шест под двухметровым ростом вставшего дядьки  оторвался от земли и палатка  повисла на голове нашего гостя. От неожиданности он пригнулся, не удержался и упал на четвереньки. Палатка сложилась и накрыла всех нас. Мы с визгом и смехом  выпутались из-под неё и выскочили в прохладу розового утра.

   Степь заливало золото лучей солнца. Изумрудная трава купалась в серебре степных рос. Дальнее марево игриво прятало вдали сиреневые сопки. В поднебесье заливались жаворонки, зорко сторожа свою территорию. Стрекотали цикады... Красота!

Тринадцать пар любопытных глаз заворожено любовались открывшейся панорамой.

  Вдруг из дальней дали  до нас донеслась казахская песня. Чистый, высокий женский голос выводил удивительной красоты напев. Над степью к нежным облакам раненой птицей плыла мелодия, потрясшая нас печалью утраты  высокой и нежной любви...

==========
* «Кыз алып ;ашу»- казахский обряд похищения невесты.

* 15 апреля, в Казахстане отмечают  национальный День влюбленных — «Улттык гашыктар кунине орай». —посвященную Козы Корпеш и Баян-Сулу. Притчи о совершенной любви,

* Алла бирса- даст Бог (казахск.)

* Бешбармак- казахское национальное мясное блюдо.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

                Как приготовить бешбармак:

   Бесбармак переводится, как пять пальцев. Мясо и лапшу едят руками и запивают бульоном,  разлитым по пиалам. Для бешбармака понадобятся: 1,5-2 кг мяса (говядина, конина, свинина или баранина)  * Лук репчатый 4-5 шт. * Зелень. которая вам нравится. * Черный перец, соль лавровый лист. Эти специи для бульона (шурпа) поэтому тоже можно по вкусу добавить что-то от себя. * 500 г. пшеничной муки. * 2 яйца.               

   Сначала нарезаем мясо крупными кусками и отправляем в кастрюлю, много воды добавлять не надо, 2,5-3 литра достаточно.

Тесто замешивается крутое, как для пельменей. Тесто раскатать до 2 мм, затем разрезаем на ромбики или квадратики.

Из готового бульона вынимаем мясо, кладем на тарелку, и запускаем в кипящий бульон кусочки теста-сочи. Варим "до всплытия". Нарезать полукольцами лук и залить его бульоном. Тесто начинает всплывать, достаем его и выкладываем на тарелку и присыпаем сверху лучком. Сочную мякоть мяса  разделять руками вдоль по волокнам.

На тесто с луком кладем мясо, на него вновь тесто и лук. Оставшийся бульон наливается в пиалы.

Возьмите сочи и постарайтесь зацепить им кусок мяса, - всё, разумеется, руками. Не беда если не получится с первого раза, пробуйте еще, не забывая запивать все это густым наваристым бульоном.

      13.02.2013 г


Рецензии
Любаш, привет! Ну, ты посмотри, как у меня чуйка сработала. Зашла, а у тебя новая история. Да еще какая! Да женщины умеют быть самоотверженными. В наше время таких примеров тоже не пересчитать. И романтичных и не очень. У тебя все рассказыы интересные, жизненные, притягивающие своей искренностью, простотой и чистотой. И этот не исключение. (А бесбармак надо попробовать приготовить:)))
Обнимаю тебя, Галина

Галина Балабанова   13.02.2013 13:46     Заявить о нарушении
Приветики! А я только хотела сообщить тебе об этом, но ты чувствуешь меня на расстоянии... Когда ты читала р-з, я как раз его правила. Думаю, о недочетах ты тоже скажешь? Для меня это важно!
Спасиб, что заглянула! Оч. рада тебе, подруга! Загляну и к тебе с надеждой увидеть что-то новое... Обнимаю, Любава

Люба Рубик   13.02.2013 16:54   Заявить о нарушении
А бешбармак- отменная вещь! Попробуй - это смак! В этом году мой юбилей отмечали в Караганде у племяшки Лены именно с бешбармаком! Ух!!!

Люба Рубик   13.02.2013 21:19   Заявить о нарушении