родовое гнездо


Студенты наблюдали за сносом Форштадта из учебной комнаты, расположенной на верхнем этаже клиники. Сносили добротные одно - и двухэтажные дома, чаще ещё дореволюционной постройки, где когда-то проживали семьи Оренбургских казаков. Район был окружен высоким забором и охранялся. А причина на это была. Во время революции и гражданской войны, жившие здесь казаки и члены их семей прятали драгоценности и оружие. Особенно дорожили семейными реликвиями, что передавались от поколения к поколению. Чаще это было холодное оружие: кинжалы и шашки, а их хранение считалось тяжким уголовным преступлением. Но казаки и их потомки надежно укрывали бесценные для их рода-племени предметы. Расстрелы, тюрьмы, эмиграция лишали старинные строения подлинных хозяев. Дома, подвалы, каменные склады и конюшни оставались единственными хранителями сокровищ, живших здесь полвека назад казачьих семей. Об этом по городу ходили слухи интересней один другого. Да, немногим удалось сохранить семейные святыни.

Сокурсник Анатолий Любчич рассказывал мне, как его семья сохранила боевую шашку прадеда. В конце своего рассказа спросил:
- А твои что-то сохранили?
- Только кольчугу и древнюю подкову. Они долгое время были прикреплены над дверью в Родовом гнезде.
- Как эти вещи оказались в Вашем роду?
- Дед рассказывал, что сарматы прадеду «подарили» — нашел, когда лет 100 назад землю пахал у Священной горы.
А почему - Священная Гора?
Пришлось рассказать другу небольшую историю.

Более 200 лет живут мои родственники под этой горой. За вознаграждение их привел к ней местный башкир. Объяснил, что это Священное место, которому поклонялись с древних времен. Здесь и река, и дубовая роща недалеко. Гора дает, много строительного камня, алебастр. В лощинах между холмов и рекой добывают торф. И земли плодородные вокруг. А того башкира, который привел наших к Горе, убили его же соплеменники, как предателя, показавшего чужакам эти Святые места. Вот здесь и стали жить мои предки, а Гора им помогала. Например, излечивала.

Рядом с домом прадеда жила целительница. Давным – давно, когда я еще был маленьким мальчишкой, гостил у бабушки и вдруг заболел. Помню - она меня погладила — я заснул, а когда проснулся, то и не вспомнил, что нездоровилось. Этим даром обладала и её бабушка, и мать, а теперь и дочь – 85 – летняя женщина – лечит.

Совсем недавно мне опять помог этот великий народный дар и наша Священная земля. Два года назад в конце июля – начале августа, будучи больным, приехал навестить могилы предков. Бабушка - целительница рекомендовала мне подняться на Гору во время восхода солнца. При восхождении пошёл мелкий освежающий дождик, не дождь. С каждым шагом становилось легче, интенсивность боли уменьшилась, появилось ощущение силы, радости и счастья. На вершину я взошел здоровым. Помолился у Креста и положил несколько монет. Уходить не хотелось, и я долго прогуливался по вершинам соседних холмов, балкам и логам, фотографировал. А через несколько дней на одном из изображений на экране рассмотрел двух «не из нашего мира». Два новых телефона уже пришли в негодность, а этот цел и продолжает работать, а с его экрана поглядывают на меня «собратья по разуму».

В пять лет я впервые побывал на Священном месте. А произошло это так. Мой двоюродный брат с интригующей улыбкой спросил меня, был ли я на Горе. Он уже чувствовал, что сможет удивить гостя. Удивили меня и родители — без колебания отпустили взойти на Гору. У ее подножия я впервые увидел небольшого зверька. Брат вновь довольно улыбнулся и рассказал о суслике, а потом предложил его поймать, доставая из бездонного кармана петлю, сделанную из конского волоса, и установил её над норой. Он был старше на два года и многому научил меня : выдергивать волос из конского хвоста, делать из него леску, ловить сделанной удочкой пескарей и т. д. и т. д. В моем сознании не отложилось то первое восхождение. Но помню, как, спустившись с Горы, мы обнаружили в петле суслика. Казалось, что я вырос на голову, когда подошел к родителям с пойманным зверьком на петле, выполняющей уже роль поводка. Зверька мы отпустили.

Последний раз я видел Дом предков 34 года назад, когда еще красовались у входа остатки кольчуги. Обстоятельства сложились так, что вновь побывать на Земле предков пришлось через много лет. Родового гнезда уже не было. А целительница продолжала жить рядом в своем домике. Также, как и раньше, оконные ставни и ворота украшали нарисованные масляной краской цветы. «Я знала, что ты обязательно придешь," — сказала она и подала мне древнюю сарматскую подкову, украшавшую когда-то наше Родовое гнездо. Про кольчугу я не спрашивал...               


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.