Наиновейшая политэкономия. Глава последняя!

MLM – ничто не ново под луной

(Экскурсия обывателя)

Америка страна великая. Это всем известно. Сами американцы тоже это знают и умело пользуются своим величием. Авторитет США в экономической области непререкаем, и американцы легко распространяют его на область педагогическую. Нравится! Ох, как нравится нашим американским друзьям учить и поучать всех неамериканских друзей. Просто-таки гамбургерами не корми! И нам россиянам достается немало из сокровищницы американской науки.  Особенно по части экономических отношений. Возьмем, к примеру, так называемый MLM или сетевой маркетинг. Сколько книг, журналов и прочей печатной продукции сообщают нам  об исключительной ценности этой формы экономических отношений. Причем адресуется все это, как правило, не к профессиональным экономистам и работникам торговли, а больше к нам простым обывателям и потребителям. Наверное, потому что не все мы являемся профессиональными менеджерами и экономических факультетов не заканчивали, американцы поучают нас смело, в полной уверенности, что мы только для того научились читать, чтобы познакомиться с MLM. Мало бумаги, так на каждом углу вы можете встретить живого и очень пламенного  пропагандиста «новых методов продвижения товара». Сейчас нет уже человека, в кругу друзей или знакомых которого не нашлось бы представителя какой-нибудь новой («с большим опытом работы») корпорации, почти даром раздающей деньги, здоровье и, даже, счастье. Ты только подпишись – и светлое будущее у тебя в кармане.
Теперь нам жить хорошо и легко, потому что среди нас очень много последователей и специалистов в области сетевого бизнеса. Они обеспечат нам невиданный расцвет экономики на любом уровне. Их лозунги ярче коммунистических, принципы их работы чрезвычайно привлекательны. Но не пытайтесь возражать или спорить с ними. Вас утопят в цитатах, задавят эрудицией, уничтожат своим оптимизмом и напористостью. Пропагандисты MLM очаровательны, как дети совершающие свои первые открытия. Поэтому мы и не намерены спорить с ними, и далеки от мысли кого-либо в чем-нибудь разубедить.
Посмотрим внимательно на один из тезисов в работе сетевиков:
Сетевой маркетинг и метод прямых продаж – это принципиально новый вид экономических отношений. И сравнив MLM с некоторыми методами торговли, которые были широко распространены в России и Европе в старину, постараемся увидеть, что же в нем нового?
Пропагандисты сетевого бизнеса утверждают, что метод прямых продаж и сетевой маркетинг,  как форма экономических отношений возникли в середине ХХ века в США. Мы не возражаем. Да именно в середине прошлого века некоторым жителям США становятся известен термин  MLM (multi level marketing), как термин обозначающий форму и вид экономической деятельности. Термин действительно новый. Но что новое в торговле мы увидим под этим термином? Действительно ли в MLM есть что-то новое и, как говорят его адепты, «революционное»? Что здесь явилось открытием?:  – качество товара (1), количество (2), цена (3), способ и скорость доставки (4)?
Нет, нет, нет и нет.
1. Качество товара всегда зависело в первую очередь от производителя. Влияние прочих участников экономического процесса (продавца и потребителя) носит несущественный характер.
2. Количество. Смешно предполагать, что менеджер MLM сможет предложить нам больше фруктов, чем продавец гастронома.
3. Ценообразование – один из самых сложных процессов рыночной экономики. Что нового предлагают здесь менеджеры сетевого бизнеса? – Не знаю! Но все мои знакомые, кто покупал что-либо у сетевиков,  отмечают, что цены у них во много раз превышают стоимость аналогичных товаров в магазинах и аптеках (Почему аналогичных и почему в аптеках? «Аналогичных», потому что все то, сетевые распространители предлагают нам, как новое, на самом деле известно давно под другими названиями. «... в аптеках», потому что большая часть товаров в сетях является лекарственными и оздоравливающими средствами и их место рядом со сборами и экстрактами лекарственных растений, и покупать их следует пользуясь консультациями специалистов.) .
4. Можно смело утверждать, что, несмотря на всеобщую компьютеризацию и даже MLM–зацию скорость движения товара от продавца к покупателю за последние полвека изменилась незначительно.

Теперь ответим на вопрос: – есть ли что-либо новое в том, что к вам на улице подходит человек и предлагает купить у него нечто весьма полезное для вас? Или ваш знакомый советует записаться в некий клуб, где все дешево, да и денег заработаете «сколько хотите»? Ответ: пока ничего особо революционного в этом нет. Все это делалось и в прежние века. Для примера обратимся к истории.
По дорогам и бездорожью средневековой Руси (XIII – XVIII века) ходили тысячи коробейников (офеней, афеней(В.И.Даль, Толковый словарь живого русского языка.)), которые предлагали людям любые товары первой необходимости: иголки и нитки, шапки и лапти, ткань и готовую одежду. Список можно продолжить, но дело не в нем. А вот если рассмотрим способ торговли, у кого и по какой цене брали товар, кому и по какой цене предлагали, как строились отношения коробейников с их «спонсорами» – купцами третьей и второй гильдий, как они договаривались с сельскими лавочниками... Ответы на все эти вопросы легко убеждают нас, что средневековые офени были типичными «сетевиками». И по способу получения товара и по методу его распространения. В некоторых вопросах рекламы и пропаганды своего товара средневековые офени были на голову выше своих американизированных современников. Но всегда и во всем современные дистрибьюторы и средневековые офени решали две задачи и стремились к одной цели. Задачи:
а) привлечение в свои ряды новых людей
б) распространение своего товара
Цель: зарабатывание денег для людей, которые привлекли их к этому бизнесу.
Все это более или менее успешно делают современные менеджеры и дистрибьюторы сетевого маркетинга. Делают порой бестактно, потому что американская нахрапистость и наивное убеждение в собственной непогрешимости на российской земле прививаются плохо. Кстати, если и есть в MLM что-либо новое, так это использование методов психологической обработки клиентов. Эти методы полностью заимствуются из практики тоталитарных деструктивных сект, в огромном количестве хлынувших на территорию России в последнее время. Но это уже тема отдельного разговора.
Итак, пора сделать некоторые выводы из нашей маленькой экскурсии.
Наверное, главный итог заключается в том, что все то новое и революционное в области экономических отношений, о чем нам говорят нам заокеанские учителя и их российские ученики, является действительно открытием и новшеством, но только для американцев с их двухсотлетней историей. Российским предпринимателям все эти «новейшие» формы экономических отношений были известны задолго до открытия Америки. Кстати, сами американцы не очень внимательны к своей экономической истории. Они утверждают, что сетевой маркетинг в современном виде изобрел некий Карл Рейнборг (почему не Маркс?) и забывают о тех сетевиках, которые гуляли по страницам Марка Твена и О’Генри еще в XIX веке. Все сказанное выше означает только одно, если вам встретится человек, который навязчиво предлагает вступить куда-либо, открыть «свой» бизнес или купить замечательные БАД(Биологически активные добавки. В английской транслитерации слово bad означает плохой) , то относится к ним надо так, как всегда к таким людям относились на Руси.
В конце концов, для нас всегда важнее было ЧТО покупать, а не то КАК нам это продают.

 

 


Рецензии