На книжных полях - про ЭТО

ТАК СКАЗАТЬ, ЭРОТИКА

В БАСНОСЛОВНЫЕ ВРЕМЕНА
 

По ту сторону рассвета
Ольга Брилева

Фанфик по мотивам Легенды о Берене и Лютиен Толкина.
В подзаголовке романа Брилевой указывается на то, что он «с элементами эротики». Вот здесь автора можно проверить и похвалить – не из пристрастия к эротомании, а в силу понимания того, что эти «элементы» - наиболее трудны для повествователя. (К примеру, усиленно продаваемый Акунин эротические сцены описывать не умеет, у него все картонно, и потому он не писатель, а всего лишь беллетрист-декоратор). Брилева – Чигиринская, повторим, пишет очень хорошо. И любовные сцены выходят у нее весьма удачно – без пошлости и ханжества, без жеманности «женской прозы» или пацанского псевдо-мачизма («кроме детей до 16 лет»).
Не забудем ведь и про то, что автору нужно достоверно изобразить страсть не только человеческую, но и представителей других рас, а также отношения в смешанных парах – у главных героев, прежде всего: «Произошло то, чего она уже и ждать перестала: он снял с нее рубаху». А если эльфы почти бессмертны, то и физиология у них должна отличаться – как там у эльфиек с месячными? Другой бы автор сел бы здесь в такую лужу, а Брилева маневрирует и побеждает читателя, как ни в чем ни бывало. Стоят и проблемы «межкультурной коммуникации»: человеку не просто объяснить эльфийке, в чем отличие того, как думают и чувствуют в любви люди. Приходится полностью открыть свои мысли, проявить полное доверие – и вспыхнувшая страсть побеждает.
 Наконец и орки тоже на что-то способны. Враг Берена, орк Белег вспоминает про страсть к своей жене-матери, не имеющей разума. Страсть животная, но описана не пошло.
Наконец, какая легенда без возвышенной Любви, но и здесь автор обходится без всяких подростковых «уси-пуси». Пишет Ольга смело и свободно, молодец, ничего не скажешь.

Но фантазия фантазией, а легенда о Берене и Лютиен действительно замечательна, есть что раскрашивать. Для Толкина (пытаться ему подражать и писать «под него» было бы пошлостью и ошибкой) – история страсти человека и эльфийской принцессы весьма близка. В этой истории много личного, от отношений самого автора с невестой-женой Эдит, которая была тоже старше его годами и принадлежала к другой конфессии. Любовь победила все препятствия.

В ТЕОРИИ
Психоанализ огня
 Гастон Башляр

Книжка куплена в 1994 году и с тех пор до 2008 года валялась нераскрытой. Наконец, прочел. Довольно остроумно. Пламя и «комплексы» Прометея, Эмпедокла, Новалиса, Гофмана… Наиболее интересна связь сексуальности и овладением навыками разведения огня: «объективная попытка произвести огонь путём трения вызвана совершенно интимными опытами» (с. 35). Доисторические корни всякого там «пламени страсти» проясняются.
 Но в целом, конечно, Башляр сочинил все это в эпоху, слишком отличную от нынешней.   

В ИСТОРИИ

Искусство секса в Древнем Китае
 Роберт Ван Гулик

Очень любопытное исследование и микро энциклопедия о многих сторонах жизни Китая за тысячи лет. Составлена голландским ученым-эрудитом на основе сохранившихся источников.
 Особенно интересно приложение о китайском и индийском сексуальном мистицизме, о влияние Дао на Тантру. Ну, и масса других сведений.
 А разве не великолепны стихи куртизанки эпохи Тан Сюй Юэ-ин:
 Слёзы на моей подушке
И дождь, стучащий по ступеням,
 Разделены лишь оконной рамой.
 Они капают всю ночь напролет…
 
 Оргазм, или Любовные утехи на Западе. История наслаждения с XVI века до наших дней
 Робер Мюшембле


Неужели о такой интересной теме, как история сексуальных отношений можно писать так СКУЧНО! Очень бестолковая книжка. Там как будто нет внутренней «пружины». Автор бесконечно дергает туда-сюда-обратно, перепрыгивает с пятого на десятое, потом опять на пятое…
 Для популярного издания «Оргазм» недостаточно занимателен и нескладно написан. Для научной книги не хватает строгости и доказательности. Особенно дискомфортно воспринимать Мюшембле после эталонных текстов Чарльза Тили или Фернана Броделя. Подражание М.Фуко также не является удачным. Лучшие страницы книги – первые, где рассказывается о приятной стажировке в США. Типичный грантожор: главное отчитаться перед каким-то фондом, а об удовольствии читателя заботиться незачем. «НЛО» выпускает весьма некачественную литературу. За понтами Прохоровой прячется деградация науки и книгоиздания.   
 
История порнографии
 Монтгомери Хайд

Чувствуется" год написания: пуританство сквозит во многих оценках и мораль еще обороняется.
 Пик "сексуальной революции" ещё впереди.
 Но написано довольно обстоятельно, материал систематизирован и сам по себе довольно любопытен.


Пенис: История взлётов и падений
 Дэвид Фридман

Первые две главы написаны неплохо.
 Но как пошел фрейдизм/феминизм читать стало затруднительно...
 Впрочем:
 В книге Дэвида Фридмана, которому ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ пообщаться с Андреей Дворкин, приводится ее прямая речь: "Я переспала с сотнями мужчин. Я представляла себя Генри Миллером, типа того, что "да плевала я на вашу буржуазную культуру - что хочу, то и делаю!" В 1968 году Дворкин переехала в Амстердам и стала членом cексуальной общины под названием Suck "Соси"). Большинство ее участников вели АКТИВНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ РАБОТУ В США (выделено мной - ВК)... В 1971 году Дворкин вышла замуж за голландца, который был девственником. Вскоре он стал ее избивать ... "Тогда я дала клятву, что сделаю все, что в моих силах, ради освобождения женщин" (С.361 - 363).
 Такой ... НЕОБЫЧНОЙ биографии нормальный человек может даже посочувствовать. Но агрессивный феминизм Дворкин сочувствия не вызывает. Сначала выдающегося деятеля контркультуры мудака Миллера определенные круги раскручивали как нечто выдающееся в литературе. Теперь о гуру феминизма А.Дворкин можно прочитать в томе о современной политической философии (??), у Кимлики, например. Но может ли выжить цивилизация, могут ли мужчины и женщины жить так как Миллер? как Дворкин ?
 Так почему же нормальным людям взгляды социопатов навязываются в качестве стандарта!

 Интересно описана история с хирургом Вороновым (жил во Франции, был одним из вдохновителей опытов доктора Иванова с обезьянами - в Сухумском заповеднике их предполагали скрещивать с человеком. Влияние история обоих присутствует в "Собачьем сердце" Булгакова). Опыты Воронова были признаны ненаучными, но почему, ведь когда яйца обезьян пересаживали старикам и импотентам - это помогало! Самовнушение?
 

В СТРАНЕ АРАБСКИХ МУСЛИМОВ

Миндаль
 Неджма

Вах! «Сексуальная революция» подступает к арабскому Востоку. Книга иногда любопытна. «Неджма» напоминает, что традиции «1001 ночи» не погибли совсем, и когда-то их культура была на подъёме.
 Книга не обладает значительными художественными достоинствами, но её познавательно-этнографическая ценность несомненна. И еще: по производимому эффекту «Миндаль» вполне может оставить позади пресловутую «Мечеть Парижской богоматери». Неджма знает, о чем пишет изнутри, и в отличие от неистовой Чудиновой не допускает досадных ляпов.   
 
 


В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Сестра Моника
 Эрнст Гофман (приписывается ему)

Бытовой мусор и прочие отходы за тысячу-другую лет превращаются для археологов ценные находки. Для литературы хватает пары столетий.
Как же все-таки неудобен и нелеп был "корсет" общества того времени. Даже разврат был какой-то "жеманный"
 


Где-то во времени
 Ричард Матесон

Трогательная, нежная, трагичная книга. Смертельно больной человек силой мысли преодолевает временной барьер, чтобы встретиться с обожаемой им актрисой. Их счастье (наяву? Или в воображении больного?) длиться очень недолго. Но – оно того стоило. Прочесть тоже стоит. Великолепно!
 Саундтрек – симфонии Густава Малера.


Прощальный ужин
 Паскаль Лене

  «Кому угодно, но только не мне, дозволено приближаться и прикасаться к этому созданию, чье тело соткано из совершенной свободы, а руки и ноги кажутся готовыми распахнуться, словно крылья бабочки»
 Сколько изящества в этой чудесной повести! Сначала читать было неловко, повествование казалось каким-то старомодным. Да, и отвык. (Сколько не защищайся, но подступающее варварство проникает вглубь, идет примитивизация). По возрасту: это бы прочесть в юности (тогда я был без ума от «Кружевницы»). Но постепенно втянулся и получил огромное удовольствие.
 Особое впечатление от описания состояния, когда герой между сном и явью чувствует свое единство с возлюбленной. Счастье кажется невозможным, и он делает его таковым, губя, по сути, Эллиту. Трус виновен. А мещанство кругом, а конфликт классов и эпох – разве нет. Совершенная любовь невозможна в этом мире, но её переживание – было!   
 
Тайны любви
 Анн-Мари Вильфранш

 В своём роде очень даже неплохо. Такое написать весьма трудно. Немного дрогнет рука и вместо литературы будет «дамский роман» или порнография. Последнюю можно определить также и как недостаток умения в вербальном и визуальном эротическом изображении.
 


Тетради дона Ригоберто
 Марио Варгас Льоса

Поклонники наверняка будут. Ахи и охи по поводу латиноамериканской литературы раздаются не первое десятилетие. Ах, Жоржи Амаду, ох, Маркес. Если «у нас секса нет», то и Амаду сойдет, а понять цену «Ста лет одиночества» у спекулянтов можно только в специфическом позднесоветском контексте. Льоса – это такой, более коммерческий вариант. Поражает какая-то недо-цивилизованность что ли … Вроде постоянные, чрезмерные апелляции к европейской культуре, но какая-то дикая почва. Это хорошо показал лучший из латиноамериканцев – Борхес («Юг»): дикие люди на дикой земле. Творят, не понимают сами что. Очередной нобелиат-латинов попахивает выделениями дона Ригоберто и его прогнанной/возвращенной женушки…   
 
Похвальное слово мачехе
 Марио Варгас Льоса

 «ты мною обладаю, я тебя услаждаешь»
 Эротоман лучше порнографа.
А вообще, довольно неприятно это латиноамериканское восприятие секса.


Пятьдесят оттенков серого
Э.Л.Джеймс

Ух!.. Ах!.. Эх!..
А ведь ожидается еще два тому шлепков и соплей.
Почти по диалектической формуле: тезис - антитезис – синтез.
Сбылась мечта заурядной девицы (по роману – американской, но архетип Золушки интернационален) о Прекрасном Принце. Он дьявольски красив, богатый бизнесмен, элегантен  и молод, владеет корпорацией, конечно же, модного компьютерного профиля.
А какие подарки дарит он Анастейше (это главная героиня), как ухаживает! У парня есть много баксов, отличное жилье, несколько машин, вертолет, самолет, еще свою подругу он катает по воздуху на планере. Шик, блеск, красота!
Одна беда – мужик любит посадировать и не мыслит отношений с прекрасным полом без красной комнаты, где есть богатый ассортимент для обездвиживания и порки.
Девица не сразу просекает тему (то есть «Тему»). Ей хочется обычной «ванили», к которой она и стремится приучить своего бой-френда. Но любовь – это улица с двусторонним движением и у ставшей женщиной героини саднит не только в одном месте, но и в другом – после шлепков любимого немного больно сидеть на попе. А ведь еще бедняжке обещаны и уже преподносятся:  цепи, ошейники, поездки в Европу, наряды, плети, дорогие вина, регулярные медосмотры, вагинальные шарики, незабываемые впечатления, анальные расширители, при желании высокооплачиваемая работа и обязательная трехразовое питание. Кошмар! Надо бы сбежать пока не поздно, но ведь полюбила уже, как вспомнишь, все влажное, да и миллионеры на хайвеях не валяются. Как тут быть? Как жить дальше?
Да и садо-мазо при ближайшем рассмотрении – это не такой уж ужас-ужас. Пристрастия Гоподина объясняются довольно достоверно, ну, там трудное детство, мать-проститутка, отец – анонимный алкоголик, приемная семья, дурная наследственность, которую удается укротить только пребыванием в «рабстве» у взрослой тетке, которая спасает парня «от самого себя» и направляет его демонов не на саморазрушение, а на создание большого бизнеса. Бизнес получается. Но привычки остаются.
Анастейша видит не только темную сторону страсти. Просветительский момент тоже присутствует. Без всяких кавычек. Скажем, легко верится, что это повесть об американке. После окончания колледжа, где она «изучала культуру», в виде английской литературы, героине ничего не слышала, например, об опере «Тоска», не говоря уже про музыку Таллиса. Но друг надевает на нее наушники, пожалуйста, наслаждайся церковными хорами во время сеанса лупцевания. Культура и взрыв!
  А может быть, подписать этот контракт о регулярных «наказаниях», да и наслаждаться жизнью. Это будет решаться, по-видимому, в следующих частях: антитезисе и синтезе.
Не совсем понимаю тех, кто ругает книгу за «малохудожественноть» и пр. А разве современные дамские романы (чтиво для домохозяек, якобы) не все таковы? При малом знакомстве с предметом судить здесь очень трудно. Честно не решаюсь ничего здесь решить, хотя, на мой неискушенный взгляд, Джеймс вполне нормально играет в заданных рамках. Есть немного игры на грани фола, но надо же привлечь внимание для того, чтобы буки-бяки хорошо распродавались. Если просто написать как «жадно дыша, он разрывал не ней трусики», то это вряд ли привлечет особое внимание. Таких трусиков разрывалось уже миллионы. Но если добавить еще и наручники, то можно выйти в лидеры продаж. Потребляющей аудитории виднее, в конце концов, за что деньги платить.
Думаю, что роман в своем роде весьма неплох. Встает, конечно, вопрос, а авторша имела какой-нибудь «такой» опыт или это чистая фантазия-сублимация, мол, сейчас герлы-фрау мечтают не только о принцах, но и о порке с цепями. Посмотрев на фотографии на тетку, раскормленную фаст-фудом, как-то воображение не хочет ее … ммм… связывать. Не поднимается …. э-э-э …рука.
А так, книга, ничего, хорошая...

 
 


Рецензии