О себе
* * *
Не люблю жить животной жизнью, т. е. есть, спать и предаваться удовольствиям.
* * *
Порой мне кажется, что я близок к решению какой-то тайны, над которой уже долго бьется человечество.
* * *
У меня счастливый возраст: с бородой я похож на пенсионера, без бороды - на студента.
* * *
В молодости я грешил желанием во что бы то ни стало достигнуть поставленной цели. В более зрелом возрасте я понял, что счастье не в том, чтобы оказаться у цели, а в самом процессе ее достижения.
* * *
Для меня характерно заканчивать дела, которые когда-то начал, даже если к ним потерял уже интерес. Характерный пример - чтение книги Ницше "Так говорил Заратустра". Эту книгу не назовешь легкой для чтения. Временами кажется, что ее автор - сумасшедший, и текст представляет случайный набор слов. Как сказал один мой знакомый: слова по отдельности понимаешь, а вместе - нет. Приходится размышлять над каждой фразой, чтобы понять, что же хотел сказать автор. Порой при чтении этой книги возникало искушение ее бросить, но я этого, в силу какой-то черты характера, присущей мне (настойчивость, стремление доводить все до конца) не делал. С одной стороны, это ценная особенность, так как позволяет доводить начатые дела до их логической завершенности. С другой - вредная, так как мешает отказаться от чего-то безперспективного, и приняться за новое, многообещающее.
Как писал Томас Манн в статье "Гете как представитель бюргерской эпохи" у Гете тоже была эта черта: "В нем (Гете) есть черта бюргерской любви к порядку, унаследованная им от отца, как и вообще "обычай жизни строгой", и, как у отца, выродившаяся к старости в крайний педантизм и коллекционерскую одержимость".
Откуда эта черта у Гете - понятно, но откуда у меня - остается только гадать.
Далее Томас Манн пишет: "В "Поэзии и правде" (автобиографическое сочинение Гете) рассказывается, что императорский советник доводил почти до абсурда принцип обязательно выполнять все предпринятое. Например, начатое совместно чтение какой-нибудь книги должно было обязательно доводиться до конца, какой бы скучной она ни оказалась, и так во всем он упорно настаивал на завершении однажды начатого, пусть даже это было не только не удобно, но и явно бесполезно... Этическое требование творчества - доводить начатое до конца - служило необходимым коррективом легко утомляющейся, беспокойной и многосторонне-жадной натуре Гете".
* * *
Люблю вместе с Ницше погружаться в тайны человеческой души. Но при этом необходимо быть бдительным: Ницше может привести как в тупик, так и к пропасти.
* * *
Неожиданно заболело сердце. И тут же появились мысли о смерти. Быть может, скоро прервется череда эссе, статей, рассказов, время от времени выходящих из-под моего пера. Но может, в этом нет никакой трагедии? Быть может, они настолько незначительны, что ничего не произойдет, когда эта нить прервется? Вспомнилось розановское из "Уединенного": "Я не нужен: ни в чем я так не уверен, как в том, что я не нужен". Одно из слагаемых человеческого счастья - ощущение быть нужным людям.
Свидетельство о публикации №213021401310
Я говорю Вам - ЗДРАВСТВУЙТЕ! - в полном буквальном смысле этого слова.
Но что значит смысл слова "Здравствуйте!" и что значит сказать человеку творческому, как сказать: "Здравствуйте"?..
Здесь первичное и последнее совпадает в едином Образе, самом потаенном, как Образ человека-творца...
"...Во мне в одном лице заключено множество лиц. И если я что-либо сказал или сделал, то в этом не весь я, а лишь какая-то частичка..."
"...заболело сердце... И тут же появились мысли о смерти. Быть может, скоро прервется череда эссе, статей, рассказов, время от времени выходящих из-под моего пера. Но может, в этом нет никакой трагедии? Быть может, они настолько незначительны, что ничего не произойдет, когда эта нить прервется? Вспомнилось розановское... Одно из слагаемых человеческого счастья - ощущение быть нужным людям..." (Семёнов С.А.)
Но что есть божественная "искорка-частичка" вот в этом единственном и неповторимом Лице, именно, вот в это мгновение взгляда? Но что есть "творческая бесконечность", воплощенная в конечном существе и в совершенно-законченном образе Лица человека творческого? Что есть это, как не тайна, непостижимость потенциальной непостижимости человека, Образ которого сокрыт в Боге сокровенном?..
И если это так, если человек есть тайна, то трагедия жизни человека есть, как трагедия бесконечности Любви, воплощенной в конечном Образе, из глубины которого излучается Сердце любящее. Поэтому Божественность-бесконечность в конечном человеке-творце всегда есть трагедия и подлинный трагизм для сердца сокровенного. Ибо только оно воспринимает и чувствует Божественное творческое воплощение, как трагизм в мире всего конечного. Но в подлинном трагизме всегда есть Смысл - есть Смысл в трагизме жизни и есть Смысл творчества и в творчестве... В мире видимого трагического - Смысл невидим и сокрыт. Но сокрыт Смысл в любви, а в любви открывается подлинный трагизм и выход за пределы его, выход творческий к Смыслу...
Трагизм быть может, но трагизм жизни не последнее слово в мире этом. Ибо любовь сокровенная также БЫТЬ МОЖЕТ, как и быть может Смысл любви, а если есть возможность последнего, то значит Он уже изначально Есть. И в том наша радость творчества в мире, что Смысл изначально Есть. И каждые наши шаги в творчестве и в жизни есть бесконечность многообразия путей к последнему Смыслу...
Франц Кафка всю жизнь писал "не задумываясь" о результате творчества, тем более, не задумываясь об творческом успехе, об славе в этом мире сем, но после смерти его творчество обрело глубочайший Смысл...
И розановское из "Уединенного" есть то нечто сокровенное, что присуще каждому человеку творческому. А потому должно быть радостное в творчестве сквозь все страшные ужасы трагизма жизни, должна быть творческая радость слова и в слове - "Здравствуйте!"...
"Здравствуйте!", как творите, любите, ищите, взыскуйте, дерзайте!..
Ибо...
"...На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг...
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!" (А.С. Пушкин)
"Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать..." (Ф.И. Тютчев)
"...И пусть только там и тогда услышится его слово, все-таки коли услышится, то и отзовется..." (Ю.И. Селезнёв "Ж.З.Л. Достоевский" (1990).
Потому я и говорю Вам, Сергей, - Здравствуйте!..
С уважением и с благодарностью,
Бармин Виктор 20.02.2013 10:56 Заявить о нарушении
Спасибо за столь необыкновенно глубокий отзыв! К нему можно возвращаться вновь и вновь, всякий раз отыскивая в нем что-то новое.
Простите, что не ответил сразу.
С уважением,
Сергей.
Семенов Сергей Александрович 24.02.2013 21:23 Заявить о нарушении
А засомневался я в своей рецензии потому и в том, что, может, "Творчество я поставил превыше Жизни и превыше самого Человека?". Быввает так, что люди увлекаются творчеством, забывая про самого человека-творца. Первично важен и значим сам Человек, как Есть, значима сама Жизнь человека-творца. С другой стороны, человек в творчестве воплощает сокровенный образ потаенного в самом себе, т.е. образ Божий в себе как в бесконечном стремлении к Образу. И потому сквозь образы творчества мы познаем и суть Человека-творца, как есть или каков он есть...
Потому благодарю Вас, Сергей, за понимание и простите, если что не так, ибо речь идет о сокровенном в каждом из нас как "О себе"...
С уважением и с благодарностью,
Бармин Виктор 02.03.2013 00:15 Заявить о нарушении
С уважением, Сергей.
Семенов Сергей Александрович 03.03.2013 17:20 Заявить о нарушении