Новация выборной системы - избирательные блоки
Такие блоки в условиях последней партийной реформы, способствующей неограниченному росту количества партий и распылению политических сил в России, просто необходимы. Слишком много в стране амбициозных лидеров, стремящихся возглавить пусть небольшую, но свою партию, тогда как с позиции адекватного представления различных групп населения в ГД целесообразно иметь не десятки и сотни партий, а несколько крепких многочисленных партий.
В настоящее время сильные и самостоятельные политические партии, отражающие интересы народа России, практически отсутствуют. На политической поляне функционируют только партия власти, парламентские партии «при власти», несколько мелких партий, не прошедших в Госдуму из-за чрезвычайно высокого проходного барьера, и большое количество вновь образованных микропартий. Но народу в парламенте нужны не партии с их непрозрачными и меняющимися списками кандидатов, надеющихся на безбедное и безответственное существование в думских кабинетах, а реальные депутаты, отражающие его интересы. Поэтому к выборам в Госдуму необходимо ПОДКЛЮЧИТЬ НЕ ТОЛЬКО ПАРТИИ, НО И ДРУГИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
На выборах должны конкурировать самые разнообразные общественные движения, а в избирательных бюллетенях должны присутствовать ТОЛЬКО ЮРИДИЧЕСКИ РАВНОПРАВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ (ИБ).
Такой избирательный блок может быть сформирован одной партией (если партия уверена в своей состоятельности), несколькими партиями с близкими программными установками и общим списком кандидатов или одним или несколькими общественными объединениями. Возможна также коалиция партий и общественных структур.
Таким образом, ИБ может иметь не только идеологическую, но и гражданскую окраску.
Вполне реальны будут блоки, отражающие интересы и взгляды пенсионеров, женщин, экологов, молодежи, борцов с коррупцией и т.д. Именно в создании таких гражданских объединений, развитии гражданского общества залог прогресса страны.
Мелкие партии, не способные самостоятельно получить парламентское представительство, также получат эту возможность за счет консолидации с партийными и общественными структурами.
При таких выборах в Госдуме могут появиться независимые БЕСПАРТИЙНЫЕ ДЕПУТАТЫ (в дополнение к самовыдвиженцам, прошедшим в одномандатных округах), что значительно повысит статус депутата, как самостоятельного, свободного от партийной дисциплины представителя народа.
Количество избирательных блоков не должно быть чрезмерным, чтобы не запутать избирателей, поэтому целесообразно разработать механизм ФОРМИРОВАНИЯ РАЗУМНОГО КОЛИЧЕСТВА БЛОКОВ. По-видимому, на предвыборном этапе будет необходима селекция избирательных блоков по определенным критериям.
Такими критериями могут быть:
- количество депутатов от ИБ (если он сохраняется к моменту предвыборной кампании), работавших в предыдущем составе ГД;
- численный состав ИБ;
- представительство ИБ в регионах;
- наличие «рейтинговых» лидеров, выявленных в результате тестирования и опросов в статистических агентствах и социальных сетях;
- выявленные ошибки в представленных в ЦИК документах (преднамеренные подтасовки, криминал в списках кандидатов и т.д.).
Как известно, Госдума фактически прекращает всякую законотворческую деятельность за год до выборов, а партийные фракции занимаются исключительно предвыборной борьбой. По-видимому, именно такой период времени целесообразно использовать для формирования избирательных блоков и предвыборной борьбы. И только в этот период, на время избирательной кампании надо оплачивать деятельность избирательных блоков из бюджета.
Избирательные блоки не должны быть закостеневшими образованиями, такими как демонстрируют себя существующие парламентские партии, поэтому ПОСЛЕ ВЫБОРОВ ВСЕ ИБ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ВЫБОРАХ, ДОЛЖНЫ РАСПУСКАТЬСЯ до начала нового выборного периода как решившие свою задачу.
Сами партии или общественные объединения, участвующие в блоках, продолжат свою деятельность (если смогут без части своих ведущих членов, ставших депутатами) и могут готовиться к следующим выборам. Кстати, это неизбежно приведет к «РЕЗЕРВИРОВАНИЮ» ЛИДЕРОВ ПАРТИЙ. Таким образом, лидеры партий сами решат – баллотироваться ли им от партии через ИБ, выдвинуть ли свою кандидатуру в одномандатном округе или продолжать работать в своей партии в период парламентской деятельности.
Примечание. Статья является продолжением цикла публикаций о реформе партийной и выборной систем:
- Идеологические изыскания российских партий. http://www.proza.ru/2013/01/22/1166
- Что нам готовит новый выборный законопроект http://www.proza.ru/2013/02/03/799
- Нужны ли в России политические партии? http://www.proza.ru/2013/02/07/1434
Свидетельство о публикации №213021401514