Монолог парикмахера

Так Вы утверждаете, что парикмахером может стать любой и каждый?  И с Вами тут не поспоришь. Действительно, любой. Но не каждый. Парикмахер – это профессия избранных. И далеко не каждый, взяв в руки расчёску и ножницы, может сделать из Вашей причёски настоящее чудо.
Хорошего парикмахера я могу сравнить только с хорошим врачом, композитором, архитектором или, на пожарный случай, с заслуженным артистом. И всё, пожалуй! Больше ни с кем. Хороший парикмахер это – как Моцарт перед  роялем. С виду совсем обыкновенный человек, но стоит ему дотронуться до клавишей, и всё вокруг замирает от волшебной чарующей музыки. Точно также и дамский мастер. Вы только вдумайтесь: пока женщина, ваша очередная клиентка, войдёт в ваш салон, поприветствует Вас и сядет в кресло, Вы уже должны в своей голове перелистать сотни вариантов модных причёсок и заранее для себя решить, какую из них предложить своей клиентке. И не только предложить, но и убедить, что именно Ваш вариант лучше всего подойдёт к её лицу, цвету её глаз, её фигуре. И узнать, наконец, эта причёска ей нужна на каждый день,  для работы, для симпозиума, для похода в театр или на какой-то банкет в ресторан.
А сейчас подумайте, кто кроме парикмахера, способен мгновенно поднять женщине настроение, заставить её самой себе улыбнуться?
И знаете, сколько раз за день я влюбляюсь? Правильно угадали. Сколько за день я обслуживаю клиенток, столько раз и влюбляюсь. А как, скажите, иначе, когда в кресле сидит прелестное создание и с мольбой в голосе  и в глазах просит Вас сотворить с её причёской что-то необыкновенное? И я это чудо таки делаю!
И ещё я каждый день мысленно благодарю Бога за то, что он дал мне в руки такую возможность: творить добро и радость людям. И в благодарность Ему я всегда смотрю  на своих клиентов влюблёнными глазами. И перед каждой женщиной любого возраста я чувствую себя юношей перед первым поцелуем с любимой девушкой. Вот и стараюсь свою работу сделать так, чтобы снова, в который раз, влюбиться в свою клиентку.
Что ещё я хочу сказать, друзья? Любая женщина, записавшаяся на очередь к хорошему мастеру и дождавшаяся своей очереди, уже достойна большой любви. И пусть им – нашим клиенткам, этим внеземным созданиям  – всегда во всём сопутствует удача и большая любовь от мужа, детей, внуков и десятка поклонников, знающих толк в женской элегантности и красоте.
А сколько счастливых минут за день я испытываю, когда слышу отзывы сослуживцев и друзей моих клиентов о моей работе!
– Вы не представляете, - говорят они  моим клиентам, - как эта причёска Вам к лицу, как она Вам подходит, как она Вас молодит! Вы не подскажете имя мастера, сотворившего с Вашей причёской такое чудо? Где он работает? И на какое число можно к нему записаться?
А какой выброс адреналина, какое блаженство мне доставляет видеть своих клиентов и, глядя на них, видеть воочию плоды своего труда! Смотреть, как они заметно выделяются, шагая по улице, или в театре, или в ресторане!
Вы думаете, друзья, что по приезду в Израиль меня, как хорошего парикмахера, встретили с распростёртыми объятиями? Как бы не так! То – мест нет, то – ты уже в солидном возрасте, и уже вряд ли сможешь работать так быстро, как надо. А то просто спрашивают:
– Ты уже пенсионер?
– Да, - отвечаю им, - пенсионер.
– Так, - говорят,- сиди  дома, отдыхай и не дури нам голову!
Хорошенькое дело – не дури им голову! А кому тогда дурить? И где нам с женой взять деньги, чтобы помочь нашим детям платить за квартиру, за машину, за учёбу внука в университете? Скажите, у кого? У Пушкина?
Повздыхал я, повздыхал и пошёл работать. Куда? Да, абы куда, лишь бы хоть что-то заработать. За два года где я только не работал? И на птицефабрике, и в пекарне, и на стройке, и даже садовником в Тель-авивском парке.
Последняя работа мне очень нравилась. Зарплата, правда, там могла бы быть и побольше, но работа для меня была просто сказка: тишина, спокойствие, никто тебя не подгоняет. А подгонять меня и не нужно было. Я и так трудился, как пчёлка, старался вовремя всё сделать: подмести дорожки, подрезать кусты, полить цветы. Что вы смеётесь? Какой там лейкой? У меня в парке сплошная автоматика. Утром в шесть часов я поворачиваю рычажок, и весь мой парк – все клумбы, кусты и цветы – всё автоматически поливалось. А я смотрел и радовался, как умно всё придумано!
Работал я каждый день до часу, а потом, не спеша, через весь город шёл пешком домой специально самой длинной дорогой. Это, во-первых, врачи мне порекомендовали побольше ходить. Говорят, ходьба просто необходима для моего сердца. А, во-вторых, я проходил мимо нескольких парикмахерских. Постою возле каждой, бывало, по пару минут и всё смотрю, смотрю в окно. Отойду, потом возвращаюсь и снова смотрю, как работают местные парикмахеры, как подстригают мужчин, как делают женские причёски. И так иногда заноет сердце, и так захочется взять в руки расчёску и фен, что просто не возможно передать вам словами! Хочется прямо сейчас войти в салон красоты, надеть свой белоснежный халат и показать этим местным горе-парикмахерам, как ту или иную причёску сделал бы я, старый парикмахер из Бобруйска. Ведь красивая, модная женская причёска – это, как картина, которую должен писать только опытный профессиональный художник. Она должна делаться не спеша, с любовью, а не шахер-махер. И за что только этим горе-парикмахерам платят деньги? А иногда я сажусь на скамейку возле салона красоты, достаю из своего дипломата альбом с модными причёсками и в который раз листаю его и листаю.
Забыл вам сказать, что уже по привычке, где бы я ни был, повсюду я с собой ношу свой дипломат. Что в нём? Да ничего особенного: аккуратно сложенный белый халат, ножницы, машинка для стрижки. Так, на всякий случай: а вдруг понадобятся? Ещё – бутылка минеральной воды, несколько пластиковых стаканчиков и, самое главное, мой альбом с различными моделями причёсок, который я собирал всю жизнь и сейчас собираю. Люди в обеденный перерыв обычно читают газеты, играют в домино, а я – перелистываю свой альбом. И всегда, представьте себе, получаю от этого большое удовольствие. Иногда я выбрасываю из него устаревшие модели и вставляю новые из популярных женских журналов. С этим дипломатом я никогда не расстаюсь, где бы я ни был: на работе, на приёме у врача и даже, когда иду к друзьям в гости.
Так вот, стою я однажды у окна довольно солидного салона красоты и наблюдаю за работой одного слишком шустрого парикмахера. И не так за его работой, как за женщиной, сидящей в его кресле и мужественно терпящей его, этого мастера, безразличное к себе отношение. А он, этот горе-мастер, не на шутку обнаглел! Во-первых, он делал причёску, которая ей совсем не подходит. Во-вторых, делает её грубо и не профессионально: резкими движениями закручивает и раскручивает её волосы. Он работает с клиенткой и одновременно разговаривает  с рядом работающим парикмахером, и ещё успевает пить маленькими глотками кофе. Я смотрю, а он продолжает наглеть: набрал на мобильнику чей-то номер, прижал его плечом к уху и продолжает работать с клиенткой. Я не выдержал и просто влетел в салон красоты и схватил за руку этого горе-парикмахера:
– Ты что это себе позволяешь! – набросился я на него. – Разве так работают? Это тебе не рытьё канав или не конвейерная сборка, а женская причёска! Всё своё внимание ты должен уделять только работе и делать её с душой и любовью!
 А он мне:
– Дед, отвали от меня со своей любовью и не мешай мне работать!
 А я наседаю на него:
–  Что значит – отвали? Не можешь, - говорю, - делать хорошо сложную работу, отдай её другому мастеру, а сам начинай учиться мастерству с простой мужской причёски, например, со стрижки машинкой наголо. Очень популярной и модной у некоторых мужчин и не требует особого внимания. Плюс к тому, можно и клиента стричь, и по телефону разговаривать…
– Послушай, дед, - окрысился он на меня, - ты за минуту успел запудрить мне мозги! Видишь, я работаю! Или ты сейчас отойдёшь от меня и заглохнешь, или  я, при всём уважении к Вашей старости, за себя не ручаюсь!
– Ну, ты меня и напугал! – гордо повертел я головой. – Я в своей жизни и похлеще героев видал и, как видишь, жив и даже дожил до седин.
– Послушай, дед, я вижу, что ты крутой. Может, в чём-то ты и прав, но я прошу тебя в последний раз: не мешай мне работать! Или ты сядешь в зале ожидания в кресло, и я обещаю постричь тебя бесплатно после моей клиентки, или, если ты не заткнёшься, я силой выставлю тебя за дверь! Ты что – не понял? – он повысил на меня голос, видя, что я совсем не обращаю внимания на его угрозы и внимательно изучаю голову его клиентки, делаю руками какие-то непонятные крутящие движения и для чего-то даже достал какой-то альбом стал рассматривать что-то, сверяя с его клиенткой.
– Послушай, дед! Всё! У меня терпение кончилось! Я вызываю милицию! – потом вдруг ехидно спросил: - А может, ты хочешь показать мне, как надо делать настоящую женскую причёску? Тогда и карты тебе в руки: вот расчёски, ножницы, фен. Хватай – и вперёд!
– На этот раз ты угадал! – похвалил я его. Отодвинув плечом горе-мастера, достал из дипломата свой накрахмаленный белоснежный халат. – Смотри и запоминай! Сейчас мастер с сорокалетним стажем будет специально для тебя – заметь, бесплатно – давать мастер-класс, как надо делать настоящую женскую причёску.
Застегнув на все пуговицы халат, я подошёл к женщине, сидящей во временно, но – моём – кресле.
– Здравствуйте! – поздоровался я. – Я – Яков Семёнович, мастер женской причёски с сорокалетним стажем, победитель многих областных и даже республиканских конкурсов. Вы мне позволите сегодня заменить вашего мастера? – Женщина улыбнулась и в знак согласия кивнула головой. – Позвольте поинтересоваться, - продолжил я диалог с женщиной, доставая из дипломата свой загадочный альбом, – Вам нужна причёска на каждый день для работы, или в театр, или на симпозиум, или на банкет в ресторан?
– А разве перечисленные Вами варианты могут чем-то отличаться друг от друга? – удивилась она.
– Конечно! – всматриваясь в её красивые голубые глаза и симметричные ямочки на щёчках, расцвёл я в улыбке. – Причёска на каждый день, конечно, обязательно должна подходить к Вашему лицу, быть красивой и элегантной, но вместе с тем – не сложной для ухода за ней. А для театра или для банкета должна выделяться оригинальностью, если хотите, аристократизмом, величием и необыкновенной компоновкой. Она должна быть сложной, необыкновенно навороченной и по художественному замыслу единственной на этом банкете, чтобы все присутствующие пожирали глазами эту чудо-причёску. А теперь позвольте мне поинтересоваться, по какому случаю  я удостоился чести делать Вам причёску?
От моего вступления у моей клиентки как у десятиклассницы после комплимента от любимого учителя загорелись щёчки.
– Сегодня вечером в ресторане у меня состоится банкет-встреча с моими однокурсниками по институту. Будут там довольно зрелые, уже солидные люди: руководители производств, профессора, учёные, а также наши выпускники, не потерявшие в себе духа студенчества и товарищества.
–  Всё понятно. Позвольте мне предложить Вам несколько вариантов из своего альбома.
Взгляните, пожалуйста, вот на эту немного загадочную композицию. Кстати, на этом снимке отчётливо видны и  похожие на ваши овал лица, и разрез глаз, и,  мне кажется, даже и ваша фигура. Именно с похожей причёской я стал победителем республиканского конкурса. Ну, как? Смотрим другие варианты или остановимся на этом?
– Нет, что Вы! Меня даже очень устраивает этот вариант! – загорелись глаза у моей клиентки. – Но, скажите, возможно ли с моими волосами сотворить такое чудо?
– Не сомневайтесь! Конечно, возможно.
– Тогда, пожалуйста, сделайте мне такую композицию.
– Ну, что же, начнём! – я положил своё альбом на тумбочку  и приступил к работе.
Я делал эту, уже знакомую мне композицию с нежностью и любовью. Кстати, я всегда старался создать своей клиентке минимум неудобств и каждую минуту рассказывал ей, что я делаю и для чего. А потом у нас пошли разговоры обо всём на свете: о её удачном втором замужестве, об экскурсиях по Испании и по Италии, о нашем президенте, о нашей израильской медицине, лучшей в мире и ещё о многом. За нашим разговором я и не заметил, как пролетели час и десять минут. И когда клиентка стала смотреть на себя в зеркало, раздались аплодисменты! Почти все присутствовавшие наблюдали за моей работой. А заведующий салона красоты подошёл ко мне, пожал руку и предложил работать у него в салоне:
– Можете у нас работать столько часов, сколько сами захотите, а зарплату, конечно, я буду платить по Вашему мастерству. Думаю, договоримся. И вот ещё что. Можно, чтобы ваш альбом с причёсками лежал у нас в зале ожидания на столике? Я лично буду следить за бережным к нему отношением.
– А почему бы и нет? – согласился я с заведующим салона и достал из своего дипломата альбом.
Домой я не шёл, а летел! Ноги сами бежали за меня. И я, наконец-то, понял, что такое счастье! Счастье – это когда тебе просто хорошо и ты всем очень нужен!

10 01 -2013 г.
Г. Ашдод


Рецензии