70. В. Агошков. Орельские места. Елец - от Ольха

70. В.Агошков. Орельские места.

Елец - от Ольха.


ЛАВА: лавка; пешеходный мостик; мостки, кладка, перекинутая через ручей доска, брус; //плавной, пловучий, живой мост// ряд, порядок чего-либо в одну линию, редким строем и лицом в поле (это соответствует елецкому пункту Лавы), прямо, противоположное: гусем – лицом в затылок, в тыл. //порог, гряда речная, перекат, сарма.

ВОРГОЛ: есть у Даля слово ВО’РГА – зырянское, архангельское, болотистая, кустарная лощина; залив или пролив на лощине; кутова’я ворга – залив; проходная варга – пролив; //сибирское, голое, кочковатое болото, окружённое суходолом; //серник, накипь смолы на сосне, самотёком (нижегородское). Как видим, А.И. Рыжиков в принципе прав, выводя (В)ОРГ + ОЛ(ЁЛ) из двух слов. И вновь мы говорим о лощине, правда, кустарниковой.

ПАЖЕНЬ: у Даля – ПА’ЖА, тамбовское(!), рязанское ПА’ЖИТЬ: луг в поле, где пасётся скот, паства, пастбище; выгон бывает за околицей и всегда вытолочен (отсюда: толока), и пажить, пажа – дальний и кормовой выгон, где обычно скот и ночует. //Тамбовское, пустошь, нежилое, разорённое, покинутое место. Это не двор, а пажа, всё раскрыто! У орловцев пажа – падёж скота. //Пажить – пожитки, имущество, добро, скарб и всё нажитое, всё именье. Действительно, речка Паженька находится в некотором отдалении от города Ельца, и здесь можно было пасти животных.

ЛАМСКИЙ – лам-лом, дром, сухой хворост, коренье в лесу.

ОЛЬХОВЕЦ – у Даля: ОЛЬХА, она же ёлка, елоха, о’льшина. ельшина, ольши’на; воронежское, курское – ВОЛЬХА – дерево. Елошник, елшаник, Олёх – рязанское, лес, роща; дрова ольховые. Толкуй про ольховое, а дубовое крепче. Вот и мы толкуем про дубовое, а имеем в виду ольховое?! Елховый, ельшаный. Теперь понятно, почему В.И. Даль поставил знак вопроса после слова ЕЛЕЦ, давая его значение, как дубовая поросль? В бассейне реки Елец есть дер. Дубовой Рог(?).

Однако рядом с г.Ельцом расположены два населённых пункта Ольховец и Ольшанец, что заставляет нас склониться к выводу о том, что Елец – это «ольховая заросль: ельшаная, елецаная?!»
К тому же текущая чуть западнее Ельца река Воргол значит то же самое: кустарниковая лощина. Дер. Дубовой Рог(?) – скорее всего, Добовой Рог, так как доба – это место, откуда расходятся дороги и реки.

Итак, сделаем вывод:
город Елец назван по реке ЕЛЕЦ, а река Елец поименована не по ёлкам и не по дубам, растущим по её берегам.

Её имя произошло от ОЛЬХА, она же ЁЛКА, ОЛЬШИНА, ЕЛЬШИНА. Она же – ЛЕС, РОЩА (рязанское) и просто ДЕРЕВО (курское).

Фамилия Ельцин – от ОЛЬХА, ЕЛЬШИНА// Ельцина // Елецин. Похоже, что предки Б.Н. Ельцина были из Ельца.
 

ЕЛЕСИТЬ. Мы не говорили о слове ЕЛЕСИ’ТЬ – рязанское, елосить, елозить, льстить, угодничая. Тогда существительное: Еле’с = Елец?!

Не исключено, что это слово и образовано от Веле’с, которому люди как бы льстили, оставляя на зиму волосы – колоски?! Отсюда: есть, хлебать, кушать?! (т.е. Елеси’ть – велеси’ть?!). Тамбовское (!) слово Ело’к – долок (д+олок), рытвина (у Рыжикова – колдобина), заросший (!) яр, буерак. Елок – елоц – елец?!

Может, река Елец – ельчи’ла, т.е. горчила, горонила?! Горчить – ельчить – ельцить – Елец?! Ёлс? – костромское, леший, чёрт, нечистый. Елец – нечистый город?! Вряд ли: вспомним дер. Хорошая на реке Елец.
 
 
УЛИЦЫ ЕЛЬЦА. Василий Зуев (вторая половина 18 века) писал, что Елец разделён «прямыми и широкими улицами на 4 части: на Городскую, лежащую по Новосильской дороге, на Чёрную – к северо-востоку, на Троицкую – к востоку и на Кузнецкую – к полудню», т.е. на юг.

Новосиль находится к западу от Ельца; следовательно, улицы города располагались по типу ёлочки, вернее, иголок на ёлочной ветке, т.е. углами. Но в таком случае Елец с самого начала не имел имени: нужно было построить город и улицы, а потом называть город. Это значение исключено.

Первые поселенцы края выбрали такое место, защищённое реками, возвышенное, на котором (или рядом) можно было выращивать хлеб и пасти скот. В то же время существовала связь с другими мирами: река Сосна впадала в Дон в 30 км от г.Елец.
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии