Тушилы

Шел мимо пожарной части. Обычная городская ПЧ. Внешне – два прямоугольных параллелепипеда. Один торчком – казарма и диспетчерская. Второй плашмя – гараж. Четыре пары створок – ворота. Низ деревянный, верх стеклянный, за ними смутные силуэты пожарных машин. Две АЦ – автоцистерны – выезжают первыми. Третья – автолестница. Четвертая – АЦ второй очереди.

Прямо на площадке перед гаражом пожарные азартно гоняли мяч. Футбол… Обычные пацаны, разве что прыгавший и бегавший вокруг игроков «арбитр» выделялся возрастом, да на южных «воротах» из двух брошенных на снег шапок стоял пожилой дядька с седой головой. Остальные – лет по 18-20 на вид, не старше. С криками и веселыми матюками они носили на ногах мяч, стараясь загнать его в ворота соперника. Падали, поднимались и снова кидались в погоню за мячом.

Остановился. Показалось даже, что это ученики соседней школы – настолько молодо выглядели игроки. Да и азарт… Взрослые, если это не спортсмены, так не играют. Взрослые редко участвуют в таких забавах. Иногда матерый мужик может выйти на детскую площадку – развеяться, забить пару голов соплякам, доказать себе, что есть еще порох в пороховницах. А вот чтобы сразу и много… Нет, действительно, носятся бойцы пожарной части №…, с хохотом и воплями, роняя друг друга. Реально, пацанье. Мальчишки. Легкомысленные и веселые. Но…

Но я видел, как эти пацаны без всяких понуканий идут прямиком в огонь. Привычно и устало, как бывалые солдаты, разворачивают свое рукавное хозяйство, ставят «трехколенки», лезут в окна, оскальзываясь на скользких ступенях. Без эмоций спасают живых людей, без эмоций выносят обгорелый труп очередного заснувшего с сигаретой алкоголика. Забираются в гаражный бокс, где, разогретые докрасна, только и ждут свою жертву газовые баллоны, а потом пинками выкатывают их наружу, под спасительные струи стволов. На умопомрачительной для обывателя высоте 50-метровой автолестницы спасают женщин и детей.

Их с ног до головы обливают фонтаны ледяной воды из прорванных рукавов, и это при минус двадцати на улице. На них валятся горящие балки. Они проваливаются в скрытые колодцы. Их хоронят, кого под звуки военного оркестра, а кого и просто так. Благодарность для них – редкая радость, чаще их ругают. Просто так. За то, что кого-то не успели спасти. За то, что не стали рисковать собой ради вашей собственности.

А они играют в футбол. Веселятся как могут. Словно беспечные дети на уроке физкультуры. Настоящие мужчины. Кто сказал, что лишь на войне проявляется мужской характер? Здесь нет войны, не рвутся снаряды. Вот только… «Пожарный – всю жизнь на войне», и Владимир Гиляровский, журналист, бродяга, бытоописатель и московский пожарный, не мог бы написать в своей жизни ничего лучшего. Пусть и прослужил он в пожарных всего ничего.

Я не хочу быть пророком, но я слишком хорошо знаю, какая это сволочь – жизнь. Когда-нибудь и в вашем городе, в вашем селе, в вашем доме случится пожар. И хочется верить, что и сегодня, и завтра, и через полвека на помощь придут ребята из пожарной охраны. Прежде чем критиковать работу пожарных, прежде чем пустословить, мол «опять без воды приехали», подумайте о них. Подумайте о тех, кто идет в огонь для того, чтобы спасти вашу жизнь. Они не супермены, и жить хотят не меньше вашего. Они не солдаты, но они – Защитники Отечества. Простые пацаны. Тушилы…


Рецензии