Ответы на вопросы А. В. Тимошевского о человеке

     1. Человек – это двуногое, прямоходящее млекопитающее которое освободилось от необходимости передвижения на двух парах конечностей в ходе своей биологической эволюции.

     Действительно, если мы примем как безусловную, весьма условную и спорную теорию Ч.Дарвина, то нам ничего другого не останется признать за человеком, как те самые характеристики, которые упомянул в своем задании А.В.Тимошевский. Таким образом, вся история происхождения человека отсылает нас к его биологическому становлению, так называемой – биологической эволюции. Не будем углубляться в далекие исторические эпохи, не будем стремиться на свидание к динозаврам – ведь нам важна не сама эволюция, а эволюция человека.

     Ретроспективно мы заденем лишь ближайшего предка Дарвина (и предка тех, кто относит себя к данному семейству), а именно, высокоорганизованного примата, а по простому - обезьяну. Именно она фенотипически и анатомически напоминает нам человека и сразу же здесь с необходимостью мы должны будем заметить, что у нее передние конечности также как у человека освобождены от непосредственной функции передвижения наравне с нижними конечностями, и, что особо замечательно, большой палец обезьяньей руки противопоставлен остальным четырем – прям как у человека. Отсюда следует, что хотя обезьяна и может передвигаться на задних конечностях, прибегая к определенной помощи передних, может манипулировать различными предметами в силу сформированности руки – это не мешает обезьяне оставаться обезьяной. Не мешает обезьяне оставаться обезьяной и тот факт, что многие из особей данного вида образуют сообщества и ведут, если так можно выразиться, коллективный образ жизни.

     Если же мы отбросим эти «незначительные» нестыковки, то, конечно же, человек произошел именно от обезьяны (хотя переходного звена так и не было найдено). Именно, благодаря тому, что обезьяна начала манипулировать предметами и каким-то неосознанным образом взаимодействовала посредством них с другими обезьянами и воздействовала на окружающий ее мир, что в свою очередь привело к опосредованному взаимодействию между особями живущими, что не мало важно, определенным сообществом – привело ее к тому факту, что те обезьяны, которые неуспешно владели палкой были биты теми обезьянами, которые этой палкой владели (отдадим дань любителям естественного отбора). Естественно, неудобно бегать с палкой на четырех конечностях, пришлось как-то приноровиться отказаться совсем от такого способа передвижения – вот обезьяна уже ходит на двух ногах (это уж вам не просто обезьяна).

     Но если палкой владеет только одна особь этого недостаточно, тогда опять же неосознанно решалась проблема передачи этого опыта своим потомкам (что облегчалось коллективным житием приматов). Изначально функцию передачи опыта выполняло так называемее викарное научение (по-нашему - подражание), но с усложнением опыта, когда просто махать палкой уже было недостаточно, формирующяяся недообезьяна-недочеловек стал изобретать определенные знаки с зашифрованной в ней информацией (знакам естественно предшествовали кинематические движения тела, звуковые объяснения). Вершиной развития общения между людьми является письменность.

     Наряду с этими достижениями нашего скитальца, у него развивался и мозг, который, не выдерживая такого напряжения, разрастался и, видимо, с ним вместе разрасталась и психика, которая все объективней и объективней отражала действительность. Именно здесь, в опосредованном орудийном взаимодействии получеловека с реальностью, он себя из нее и выделял как субъекта своей деятельности по отношению к ней, в общении с другими особями своего вида он, в конечном итоге, выделял себя как личность – то есть совокупность социальных связей – вот он человек Homo Sapiens.

     Ну и, в конце концов, упомянем, что человек является млекопитающим, а не какой-нибудь там хладнокровной тварью вылупившейся из икры.



     2. Человек – это животное с самым длительным периодом подготовки детеныша к самостоятельной жизни.

     Человеческое дитя, действительно является самым неприспособленным существом среди всего царства живого. Чем же можно объяснить подобную несправедливость по отношению к Царю, Покорителю природы? Видимо тем самым, чем мы были обязаны возникновению сознания в предыдущем описании. Так как в результате трудовых действий и общения между людьми посредством языка многие необходимые животному инстинктивные функции  стали для человека не особо то и нужными, и были заменены коллективной жизнью, разделением труда и т.п., то готовность мозга (биологическая зрелость, сенситивный период) у ребенка стала расширять свои временные рамки.
Ведь если животное рождается уже с заранее определенными инстинктивными механизмами поведения в соответствующей ей окружающей среде, то человек, в силу того, что он существует уже не только в биологической, но и социальной среде, а, следовательно, имеет необходимость социального научения, что не является результатом инстинктивной, биологической детерминации, то и механизмы его адаптации к окружающей среде носят иной характер. Его адаптация заключается в приспособлении окружающего мира к самому себе, а не наоборот. Та культурная среда, историческое время, в которое рождается человек, должны быть усвоены им в процессе онтогенеза (индивидуального развития) и не могут быть лишь повторением развития филогенетического (история развития всего вида), как бы этого не хотел Штерн. Тем самым созревание человека по определению становится более длительным.



     3. Человек – это животное внесезонной сексуальности.

     Отталкиваясь от исследований З.Фрейда, мы как раз и придем к формулировке содержащейся выше. Человек, с точки зрения Фрейда, являясь изначально животным, в котором его инстинктивные потребности играют ведущую роль, что он замечательно показал в свое возрастной периодизации и относящихся к сфере так называемого бессознательного (Ид), хотят быть непосредственно удовлетворены. Самым мощным влечением по Фрейду является либидо, или сексуальная энергия, которая хочет быть удовлетворена. Но человек живет в социуме, который ставит для человека определенные преграды и тем самым ограничивает его свободу и желания (общество со своей моралью называется в его концепции – Супер-Эго). Эти желания, будучи вытесненными, в бессознательное пытаются прорваться в сознание (Эго) человека и управлять им.

     Таким образом, человек на уровне своего бессознательного постоянно заряжен этой сексуальной энергией. Этот факт, конечно же, снимает возможность такой четкой сексуальной сезонности, которая наблюдается в животном мире, так как животному инстинкту никакое Супер-Эго препятствовать не может, и, следовательно, инстинкт полностью удовлетворяется, а не подавляется как у человека. Человек же,  вследствие подавленного влечения, всегда готов его реализовать при доступной возможности.


Рецензии