Лютик

     Осень, выпал уже первый снег. Осталось в прошлом ещё одно лето. Мы мальчишки, а нам по двенадцать, тринадцать лет, вспоминаем, как делали набеги на колхозные поля и частные огороды. Ходили в лес за ягодами, грибами, орехами. Купались и загорали на речке, а если удавалось поймать несколько окуньков и плотвичек, там же варили уху.
     В общем, в голодные сороковые года прошлого века, лето для нас было спасением. Летом всегда можно было что-нибудь найти поесть. А сильное желание что-то съесть, у нас было постоянно.
     Зимой мы тоже находили себе занятия. Самыми любимыми были коньки и лыжи. Коньки прикручивали верёвками к валенкам, и едва устанавливался лёд на речке, мы уже там играли в хоккей. Первый лед, как правило, был непрочный, но нам не терпелось и мы выходили на лёд. Он под нами потрескивал и прогибался, мы на это не обращали внимание. Были случаи, что кто-то и проваливался, принимая холодную ванну. Но всё обходилось, и никто из нас не утонул. Главное чтобы об этом взрослые не узнали, иначе пострадавший получит дома трёпку и самое страшное больше не пустят на речку играть в хоккей.
     Ещё у нас было сильное желание проехать на коньках за машиной с ветерком. У нас у каждого были куски проволоки метра по два длиной с крючками на концах. Мы поджидали грузовую машину где-нибудь на повороте дороги, где она сбавляла скорость. И в это время, быстро подъезжали на своих коньках к машине, успевали зацепиться за борт машины своими крючками.
        Дальше было непередаваемое чувство удовольствия и опасности. В ушах свистит ветер, и ты летишь за машиной как птица. Главное чтобы устоять на коньках, ведь дорога, как правило, не совсем ровная. Если попалась кочка или ямка под твой конёк, теряешь устойчивость и летишь по дороге юзом несколько метров, если успеешь выпустить из рук свой крючок. А если не успеешь, и будешь держаться за свою проволоку, то машина тебя потащит волоком.
     Шофера нас ненавидели за наши проделки, ведь если кто-то из нас попадёт под колёса машины, то в первую очередь спросят с него. Они часто останавливали машину и гонялись за нами, чтобы надрать уши.
     Нам хоть и было по двенадцать, тринадцать лет, но мы уже старались быть взрослыми и подражали им. Приучались курить, денег на папиросы у нас не было, но мы собирали бычки и таким образом обеспечивали себя куревом, и курили, прячась от взрослых. Кто-то из этих детских шалостях стал курильщиком, а кто-то нет.
     Я в пятнадцать лет стал курить, уже не таясь от взрослых. Но курил я всего года полтора. А потом я уж и не помню по какой причине, я решил бросить курить.  Хотя к тому времени я сильно привык курить и в день выкуривал больше пачки папирос.
     Трудно было, но я преодолел эту страсть и бросил курить. Первое время даже во сне снилось, будто я курю. Проснусь, хочется закурить, тогда я сам себе начинаю говорить. Нет, брат, решил бросить курить, держи своё слово и сдержал.
      Та же самая картина получилась и с вином. Только я в то время был уже взрослым. По молодости пили, не зная предела, правда не каждый день, а когда были деньги и возможность.
        Возможность, это когда я был на свободе. Бросить пить я решил, после того как чуть не утонул в речке. Летом на берегу речки я с дружком, «обмывал» одно дело. Вина у нас было достаточно и я нажрался до такой степени, что дальше уже ничего не помнил. И в таком состоянии я полез в воду и на середине речки стал тонуть. Вытащил меня из речки мой дружок.
      Я решил завязать с выпивкой. И так же как с куревом проверить себя на прочность. И представьте себе, какое нужно было иметь терпение, чтобы не соблазниться. Сидишь в большой компании за столом с обилием спиртных напитков, но пьёшь только лимонад.
      Знакомые к моим причудам привыкли и уже не обращали на меня внимание. Труднее было с незнакомыми мне гостями. Они смотрели на меня, будто я прилетел с Марса. От особенно назойливых незнакомцев я отговаривался тем, что у меня язва желудка и мне пить нельзя.
      Потом я немного смягчил к себе требование. Разрешил в узком семейном кругу по праздникам выпить стопочку, а иногда даже и две.
      Война закончилась, а народ продолжал жить плохо. Налоги платили за всё, за курицу, козу и поросёнка, за корову и телёнка. За каждую яблоню и за каждый куст смородины. Платила налоги вся Россия, только в Грузии Сталин отменил все налоги.
      Наши мальчишки возрастом лет по пятнадцать, шестнадцать, ездили в Грузию работать у частников батраками. Они работали в огородах и на плантациях, пасли скот и ухаживали за ним и выполняли ряд других работ. Грузины гостеприимный народ, приглашали в гости соседей, сами ходили в гости.
     Пили виноградное вино, пели грузинские песни, они же голосистый народ. А мальчишки в это время трудились, работы хватало, с утра до вечера. Работали они за еду, денег им не давали. Но зато за лето они хорошо поправлялись и приезжали домой  с коричневым загаром тела. В конце сезона им хозяин покупал билет до дома и разрешал взять с собой овощей и фруктов столько, сколько он сможет донести до вагона поезда.
     Мы хоть и завидовали мальчишкам, которые всё лето пробыли в Грузии, но далеко не каждый из наших ребят желал бы поехать в Грузию.
     Как однажды выразился Сашка Лютиков, по прозвищу «Лютик».
 - Я лучше пойду воровать. Но работать батраком не поеду.
    Лютику уже шестнадцатый год, его часто можно увидеть в компании взрослых. Но и с нами общаться он не брезгует. Он хорошо научился танцевать чечёточку и даже нам малышам часто показывает своё мастерство.
     Мы сидели и вытряхивали из собранных нами бычков табак, чтобы потом из этого табака скрутить одну сигарету на всех. К нам подошёл Лютик с папиросой «Беломорканал» в зубах. Посмотрел на нашу возню с окурками и говорит:
  - Слушайте пацаны, я вам расскажу анекдот. Значит так, приходит один мужик в магазин, чтобы купить пачку папирос и говорит продавцу: «Дай мне пачку папирос «Беломорканал», то, что я строил». А продавец ему говорит, то, что ты строил, уже закончилось. Могу предложить то, что тебя ожидает. И выкладывает на прилавок пачку папирос «Север».

      Могли ли мы в то время подумать, что этот анекдот в какой-то степени отразится на судьбе Лютика. Через два с половиной года его посадят на десять лет, за кражу из магазина. Свой день рождения, восемнадцать лет он уже будет отмечать в тюрьме.
     От него пришло только одно письмо, с Воркуты.   


Рецензии