Справедливая месть?

             Вечер в пансионате выдался скучным. Зарядил дождь. Люди попрятались по своим номерам. Хотелось быть на воздухе, пойти погулять, но под зонтом и в сырость это не очень приятно. В номере тоже было безрадостно. Не читалось, влажная погода  клонила в сон. Телевизор включить? Терпеть не могу смотреть что попало, всегда тщательно отбираю то, что мне действительно интересно или важно. Но тут включила практически скуки ради.
Начинался французский фильм «Ассистентка» режиссера Дени Деркура. Драма.
Начало показалось интригующим. Десятилетняя девочка Мелани Пруво, дочь двух мясников, оказывается, необычайно талантлива по части музыки,  мечтает попасть в консерваторию и стать профессиональной пианисткой. Ее любящие родители, настоящие трудяги, готовы сколько угодно работать, чтобы она получила блестящее музыкальное образование и осуществила свою мечту.
Экзамен в консерваторию для подростков (очевидно, в детскую музыкальную школу при консерватории) совсем скоро, и Мелани готовится день и ночь. Она так замечательно играет! Неудивительно: девочка на редкость упорная, такие обязательно добиваются поставленной цели. Но она очень волнуется: это ведь совсем другой мир, чем тот, в котором она родилась и растет. Родители успокаивают ее: даже если ты не сдашь экзамен, мы будем работать еще и еще, чтобы только ты сдала его в следующий раз. «Нет!» - решительно возражает Мелани. Пока не совсем понятно, почему: то ли не хочет, чтобы отец с матерью столько работали, то ли по каким-то другим, своим причинам, которые не ясны. Так или иначе, но она отказывается повторить попытку, если провалится.
...Я скоро забыла про дождь и тоскливую погоду. Фильм показался интересным. События развивались достаточно быстро.
Мелани приходит на экзамен. Жюри – очень авторитетное, и возглавляет его известная пианистка Арьян Фушекур. Молодая, красивая, успешная женщина, замужем за известным адвокатом. У Арьян всё на свете есть. Но сейчас главное – что она музыкальный судия, от ее решения зависит судьба далекой для музыкального мира, но очень талантливой девочки Мелани.
Она начинает играть. Для членов жюри это рутина, они слушают без эмоций. Ничему не удивляются, хотя могли бы заметить талант юной пианистки. Что это значит? Что она играет плохо? Или слишком заурядно? Мелани очень напряжена – скорее всего, именно потому, что не ощущает никакого одобрения и поощрения. Даже интереса! Но, умная девочка, она понимает, что это ровным счетом ничего не значит,  просто профессиональное равнодушие членов комиссии.
И тут кто-то входит. Подает бумагу председателю жюри. Арьян отвлекается, смеется. Мелани чувствует ее глубочайшее безразличие к собственной персоне. Она продолжает играть, столь же размеренно и четко, как до этого момента. Но когда Арьян снова вся внимание, то есть эпизод с бумажкой закончен, Мелани, чье сердце вдруг замерзло – видимо, именно от ощущения полнейшего равнодушия к себе, - начинает сбиваться в игре. Результат соответствующий: тест-экзамен она не прошла. Арьян лишь разводит руками: мол, сама видишь, ничего не получилось. Хочется услышать хотя бы банальное: «Ничего, ты подготовишься получше и придешь на экзамен в следующем году». И этого нет! Для Арьян - сугубо проходной эпизод в ее работе, мало ли таких, кто не осиливает консерваторский экзамен!
А для Мелани это огромная драма. С холодком в сердце вспоминаешь ее решительный ответ родителям, когда те предлагают пробоваться через год, если она не сдаст. То ее совсем не детское, не подростковое «Нет!», очень жесткое и решительное... Очень коробит, с какой злостью она захлопывает крышку рояля.
Что за всем этим стоит?
…Прошло примерно десять лет, и жизнь Арьян Фушекур неожиданно оказывается сильно связанной с Мелани, она даже очень зависит от этой девушки. На данный момент Мелани закончила какой-то колледж, получила диплом (примерно – как наш диплом о среднем профессиональном образовании). Только-только прошла стажировку в адвокатской конторе адвоката Фушекура, мужа пианистки Арьян. Случайно это получилось или нет, неизвестно. Но, принимая во внимание жесткий характер девушки, о чем свидетельствовало хотя бы ее категорическое «нет!», сказанное родителям в отрочестве, подозреваешь, что во всех ее действиях с тех пор случайностей не было. Видимо, она решила таким образом приблизиться к Арьян и поступить в консерваторию? Наверняка Арьян стала мягче, теплее, войдет в положение Мелани и поможет...
Зритель может сколько угодно рассуждать, предполагать, прогнозировать – в соответствии с собственными представлениями о жизни и человеческой натурой в принципе, но пошло всё так, как пошло.
В конторе Фошекура Мелани случайно слышит его разговор с секретаршей: он просит ее пожить месяц в его загородном доме, посидеть с сыном, это позволило бы родителям заниматься своей работой. Мальчику примерно столько же лет, сколько было Мелани, когда она провалила экзамен у Арьян. Секретарша не может помочь адвокату, и Мелани предлагает ему свою помощь. Адвокат рад и благодарен.
Все довольны, даже счастливы. Особенно – жена Фушекура Арьян, мать мальчика. Теперь она может сколько угодно готовиться к предстоящему концерту. Ее профессиональное положение на данный момент жизни непростое. Она член музыкального трио (скрипка, виолончель, фортепьяно). Сейчас трио испытывает большие трудности. В скором времени они должны пройти тест: сыграть концерт для какого-то очень значительного американца. Он и большой знаток музыки, и очень богат. Если они ему понравятся, он их «купит»: повезет в Америку, хорошо уплатит, даст новые возможности карьерного роста. Это важнее всего именно для Арьян: трио – ее единственная  работа теперь; подруга-скрипачка и виолончелист играют где-то еще, у них стабильное положение. А она... Конечно, богата (муж – известнейший адвокат), сын-игрушка, роскошный дом. Муж очень любит ее, но для него чрезвычайно важно, что она такая замечательная, очень успешная и известная пианистка. Нет, нет, варианты исключены, она должна отлично пройти тест. Поневоле вспоминаешь Мелани  на ее тесте в десятилетнем возрасте: ей тоже было именно жизненно важно попасть в школу при  консерватории.
Появление Мелани  в доме Фушекуров в такой момент – потрясающая удача для семьи. Она быстро находит общий язык с каждым. С мальчиком, которым мать занимается очень мало – до того ли ей? С адвокатом – он ей очень благодарен. С Арьян – Мелани нравится хозяйке. А тут еще выясняется, что девушка умеет читать ноты. Ах, как она нужна Арьян в качестве ассистентки – чтобы переворачивать страницы нот, это очень важно для виртуозной игры Арьян... Хозяйка просто потрясена такой удачей. А вот коллеги по трио беспокоятся: зачем ей нужна помощь этой девушки, чем-то странной, не из их круга? Ведь любой студент консерватории справится с такой задачей. Но Арьян хочет видеть только Мелани в качестве ассистентки.
Между тем, то, чего ты зрительски ждешь, то есть какого-то возвращения к злополучному дню, когда Мелани из-за Арьян не прошла экзамен, и попытки восстановления справедливости в жизни Мелани, не происходит. Она не спешит напомнить Арьян о прошлом, а у той не осталось никаких воспоминаний о злополучном дне. Но происходит кое-что другое и неожиданное. Мелани не нравится подруге Арьян, скрипачке: та обратила внимание на то, что девушка всегда слишком напряженно смотрит на хозяйку. Почему? Мелани вызывает недоумение и у виолончелиста: Арьян теперь на каждой странице нот отстает от них на крошечную долю, но для настоящего профессионала это большой изъян. Что происходит? Не Мелани  ли виновата в этом? Ведь она переворачивает страницы. Почему так неточно? Не хватает профессионализма? Или... Господи, неужели такое возможно – она делает это специально?.. А сама Арьян ничего не замечает и играет именно так, как «велит» ассистентка...
Чувствуется, виолончелист хотел бы всё поправить и уже задал каверзный вопрос Мелани. Но она лишь пожала плечами и поспешила отвести в сторону очень злой взгляд. А он... Ему слишком нравится юное тело Мелани. И вот уже музыкант отступает в сторону, а самец выходит на первый план. И так сладострастно, так нетерпеливо облапывает ее! Мелани возмущена, о чем  говорит ее взбешенный вид. И тут же придумывает ему «египетскую казнь». Рядом стоит виолончель, и Мелани ударяет ею по его ноге, да с такой силой, что пика виолончели, видимо, очень острая, вонзается ему в ступню и прокалывает ее насквозь. Боль – кошмарная! Его отправляют в больницу, делают операцию. Под угрозой срыва такой важный концерт! Виолончелист совершенно сражен поступком Мелани и ее лютой злобностью. Зачем она это сделала? Ну обнял ее страстно... Так она ему очень понравилась! И если так возмутилась, дала бы ему по физиономии, что ли... Но ты, зритель, догадываешься, что она таким образом отвлекла музыканта от его открытия, что, возможно, из-за ее «ассистентуры» Арьян неправильно играет....
Все в недоумении: как могло такое произойти с виолончелистом? Подобного никогда не бывает. Списывают на нестандартный несчастный случай. Надо смириться и готовиться к концерту дальше. Мелани ассистирует, Арьян по-прежнему неправильно играет, а виолончелист играет с перевязанной ногой и ощущением сущего ужаса перед ассистенткой. Понять что-то до конца он не в состоянии.
Мелани проводит много времени с мальчиком. Постоянно советует ему, чтобы в бассейне нырял глубже и под водой находился дольше. Зачем? Она говорит ему, что вот так он должен закалять и развивать свою мужественность. А зрителю кажется: уж не утопить ли его она надумала? Вряд ли: ведь спасать его должна будет она, он ей доверен, она прекрасная пловчиха. И – отвечает за него! У нее явно какие-то другие планы, и плавание, возможно, их вуалирует.
Всё становится ясным, когда она помогает ему заниматься на фортепьяно. Родители решили сделать из сына музыканта. Матери с ним заниматься недосуг, но иногда она это делает. Давно поставила ему руки и категорически внушила, что играть он должен в определенном темпе, никогда – быстрее. Мелани доказывает ему обратное: он должен стараться играть именно быстрее. И опять на кону очень важное для любого мальчишки ощущение себя волевым мужчиной. Вдалбливаемая здесь идея: не можешь играть быстрее – грош тебе цена как мужчине. И как будущему музыканту тоже.
Даже малосведущему в музыке человеку понятно: в итоге он перенапряжет и сорвет руки, а это чревато тем, что никогда пианистом не станет. Для семьи результат разве что не трагический.
Получается, ситуация с быстрой игрой мальчика на фортепьяно – тоже слово из Меланиевой песни? Но какой?
Американцу концерт трио не понравился, он демонстративно ушёл из зала, даже не дослушав до конца. Однозначно понятно, что это – из-за Арьян, а точнее – из-за Мелани. Жуткая драма! Невозможно, чтобы о ней узнал муж Арьян, она всё потеряет в его глазах.  Ему пока не говорят о провале – пусть думает, что репетиции продолжаются. Но разве утаишь такое шило в мешке? Понятно, что Фушекур вот-вот обо всем узнает, и тогда...
Но еще до того ему предстоит узнать нечто очень «спесьфиськое», как когда-то выражался Аркадий Райкин.
Пока Арьян с неимоверной настойчивостью всюду таскала за собой Мелани, считая, что только она способна по-настоящему ей ассистировать, та разглядела в ней кое-что такое, что никому известно не было.
Однажды Мелани увидела, как после концерта Арьян раздает автографы  поклонникам: в основном – подписывает свои фотографии. И когда уже ясно, что служба-служение Мелани Фушекурам подходит к концу – ведь концерта не будет, и ей больше не потребуется сидеть с их сыном, - она просит у Арьян фотографию с автографом. На память? Та удивлена, но дарит ей фотографию и пишет на ней, что она любит ее и теперь для нее открывается новый смысл жизни. Вот тут и зрителю становится ясно, что именно разглядела в ней Мелани: лесбийские наклонности. Мелани убирает фотографию в конверт и подкладывает его в поступившую свежую почту адвоката.
Арьян уверена, что теперь она и девушка будут часто видеться, в ее жизни открылось  новое дыхание...
Возвращается домой муж-адвокат. Разбирает почту. И в первую очередь интересуется неподписанным конвертом. Раскрывает его, читает слова Арьян, адресованные Мелани. Всё понимает. Он в таком ужасе смотрит на жену, что ясно: сейчас вышвырнет ее вон! Сына, конечно, заберет себе. А она... В его жизни ей больше нет места.
Удовлетворенная всем содеянным Мелани в эти минуты вышагивает домой тяжелой походкой деревенской женщины, дочери мясников. Она совершила всё, что хотела. Она осуществила свой страшный план, который вынашивала десять лет. Отомстила по полной программе Арьян, которая когда-то так легко, совершенно не заметив этого и ни на минуту не задумавшись о драме девочки-подростка, раздавила всю её судьбу. Теперь та выросшая девочка отплатила тем же. В результате действий Мелани разваливаются судьбы сразу нескольких человек: Арьян, ее мужа и сына.
Око за око, зуб за зуб...
Всё справедливо, не так ли?

Фильм закончился уже заполночь. В пансионате было очень тихо. Все спали? А мне совсем не спалось. Так и лежала, не знаю, сколько, в полной темноте, слушая унылую песнь дождя. Такой фильм просто не мог не заставить задуматься - и о содержании, и о   жизни вообще.
Бурные дебаты начались утром, уже за завтраком, продолжились и после него. Оказалось, что фильм смотрели чуть ли не все. До самого вечера кто-нибудь из отдыхающих нет-нет да всплескивался новыми суждениями. Они  были разными, противоположными, похожими.
В одном все сходились: фильм очень красивый, отшлифован, кажется, «до кончиков ногтей». Отмечали игру актеров: каждый сумел точно создать тот образ, который ему предложили содержание фильма и режиссер. Вспоминали отдельные штрихи, снова и снова переживали то, что увидели.
Но все эти вопросы уходили в тень, когда начинали обсуждать саму тему фильма. Сразу отмечали, что, наверное, нет на земле человека, кого бы она не коснулась или не касалась несколько раз в жизни. Это тема мести. Отмщения за несправедливую обиду, оскорбление, причинение боли, предательство. Люди вспоминали конкретные случаи, кого, когда и как обидели и удалось ли наказать обидчика, то есть  именно отомстить. Потом снова возвращались к фильму.
И тут мнения расходились.
- А как еще Мелани могла поступить? Ведь Арьян сломала ее судьбу, отобрала главную мечту жизни.
- Это справедливая месть! – тут же подхватили и другие. – Девочка была просто нулем для Арьян. Та раздавила ее судьбу и даже не заметила этого.
- И вот ведь что: в реальной жизни в таких ситуациях совершенно не знаешь, как  поступить, и никакой защиты, никакой возможности отплатить не находишь. Разве это справедливо?
- Да, не отплатить обидчику за нанесенную боль или предательство – нельзя. В таком случае человек, и без того пострадавший, совершенно теряет себя, свой личностный стержень. Его беда удваивается.
- Но все-таки кое-что в фильме преувеличено, - возражали другие. – Ведь на том экзамене ситуация была самая что ни на есть обычная. Подумаешь, кто-то на секунду заглянул и передал Арьян бумагу. На любом экзамене такие ситуации бывают – неужели чьи-то судьбы из-за этого всерьез ломаются? Видимо, Мелани не совсем нормальная, поэтому у нее и реакция такая.
- Что значит – не совсем нормальная? Как  раз нормальная. Бог наделил ее необыкновенным талантом, но как ей было проникнуть в тот мир, где она могла бы свой талант реализовать? Если бы пришел кто-то свой, по блату, такое чадо и уважили бы, и прослушали, и приняли. А тут бейся, не бейся – всё бесполезно.
- Скорее всего, и в следующем году на другом экзамене всё бы случилось точно так же. Мелани туда заведомо путь был заказан. Жаль другого: что не боролась за себя тогда  и свой талант похоронила, вместо прекрасной пианистки стала клерком.
- И все-таки она поступила слишком жестоко, - спорили третьи. – Ну при чем тут мальчишка? Почему нужно было губить его судьбу?
- Как при чем? – тут же откликнулся кто-то. – Его мамаша не посчиталась с ней, когда она была таким же ребенком. Да еще с гораздо меньшими возможностями  и, следовательно, с гораздо более трудными путями в жизни.
- Но так хладнокровно, так педантично уничтожать его как будущего пианиста... Как личность...
- Она задумала отомстить Арьян и тут ни с чем не посчиталась. Возьмите, например, ее мужа-адвоката: он был полон уважения к девушке, с удовольствием взял ее на работу; он доверил ей всё – ребенка, жену, дом... Ему-то за что она отомстила? Он выгонит жену, останется один. Конечно, найдет себе другую женщину, но по-прежнему счастлив не будет.
- Как будто ложное и фальшивое счастье это счастье...
- Да трудные вещи могли и не развернуться, и всё было бы хорошо.
- Но вы забываете самое главное: Мелани избрала для своей мести те средства, которые смогла придумать. Использовала всё, чтобы уничтожить судьбу Арьян так, как она когда-то уничтожила ее.
- Вообще не преувеличены ли некоторые вещи? Неужели один такой случай в жизни ребенка мог навсегда столь сильно обозлить его?
- Мог. Я много работала с детьми и скажу вам, что всё, конечно, зависит от ребенка, от его нервной системы и жизни. Но вот такое мгновенное крушение его главных надежд может и с ума свести маленького человека.
- Да были  ли у этой девушки какие-то возможности постоять за себя? Говорим о ней, а ведь главная виноватая здесь Арьян. Она занята собой и только собой, и какая-то девчонка из простых для нее просто никто! Ну что, скажите, могла бы сделать Мелани, чтобы постоять за себя? Начала бы грубить, высказывать обиды, права качать – ее бы просто выставили за дверь, да еще так, что эти двери навсегда захлопнулись бы для нее. Нет, плохо, конечно, что она ушла в такую злобу, но, с другой-то стороны, ею можно даже восхищаться: сильный и целеустремленный человек! Много ли таких взрослых кругом? Поищите! А в теперешней нашей жизни вообще чуть что не так – и хлопнуть могут!
- Мелани осуществила справедливый и адекватный суд. Арьян разбила ее судьбу – и  получила той же монетой.

...Пока шла эта стихийная дискуссия, все время возникало ощущение, что в каждой точке зрения есть своя правда. И еще: что действительно нет человека, который бы не сталкивался с проблемой отмщения за нанесенную обиду, оскорбление, за несправедливость. И каждый испытывал если не все чувства и мысли, которые тут возможны, то многие из них. Более того, возникало еще и третье ощущение: что нет единого рецепта, годного на все случаи жизни. То есть в одних случаях не наказать обидчика было просто  невозможно, а в других это было чревато очень большими проблемами, осложнениями, и лучше было бы устоять, понадеясь на то, что всё как-то само разрешится. Мы любим говорить, что никакое злодеяние не остается безнаказанным и раньше или позже каждый получит за то зло, которое причинил кому-то. Что жизнь это бумеранг, и он обязательно вернется к тому, кто его запустил.
Но мои мысли все время возвращались от общих рассуждений к самому фильму, и заново  прокручивалось перед глазами то, что там происходило. Как постепенно яснее и яснее становился замысел Мелани. То, что она попала в дом Фушекуров, - не случайность. Она пришла сюда вершить свою месть, это стало ясно довольно скоро. Но вот то, что ее месть станет такой изощренной, доходило не сразу, по мере ее деяний. Поражали изощренность и злобность ее поступков. И то, как она быстро включает любую ситуацию в свой дьявольский план мести. Например, с виолончелистом. Она не могла предвидеть, что он догадается, как именно она будет ассистировать Арьян и портить ее игру. Но когда это случилось и Мелани поняла, что виолончелист подозревает ее, то едва представился случай, явившийся будто по заказу, как она моментально поняла, что ей делать и как  лишить виолончелиста возможности разоблачить ее. Или ситуация с лесбийскими наклонностями Арьян: вряд ли Мелани знала об этом; возможно, что поняла далеко не сразу, но уж когда поняла, быстро использовала свое новое знание для того, чтобы полностью сокрушить Арьян. То есть ее внутренняя машина отмщения была заведена на большие обороты и схватывала всё, что могло помочь этому отмщению.

            Жестокость Мелани, пока она осуществляла свое отмщение, просто приводила в ужас. С экрана в жизнь входила не благородная мстительница, а чудовище, садистка, человек-изувер. Можно сказать, что она оказалась глубоко обижена жизнью и теоретически имела право на такую месть. Но все время хотелось как бы остановить ее. Сказать: ну нельзя же так, ну довольно, ты уже сделала немало, отомстила за себя. Более того, даже возникало чувство протеста против того, что на том злополучном экзамене действительно была абсолютно разрушена ее судьба. Арьян совершила много подлостей, даже не заметив этого; она глубоко виновата перед девочкой  из-за своего однозначного равнодушия к ней; виновата и своим  полнейшим непониманием того, как важно было для десятилетней Мелани сдать экзамен. Она могла бы как-то выразить сочувствие девочке. Но нет, она всегда занята только самой собой. А девочка... Возникает странное ощущение. Если бы она заплакала или как-то еще выявила, что ей очень плохо... Если бы оказалась не в состоянии сдержать свое горе... Тогда, возможно, Арьян встряхнулась бы от любви к себе и  равнодушия к другим, как-то выразила сочувствие. И всё могло бы пойти иначе. Может быть, Мелани дали бы  возможность пройти экзамен еще раз в другой день. Не положено, конечно, но участливость всесильного председателя комиссии, Арьян, могла бы позволить нарушить правило – нет правил без исключений... Но у Мелани, ребенка, всё словно было решено заранее. И когда она сказала родителям свое решительное «Нет!», это было не просто слово, это было проявление ее характера, очень жесткого, решительного, грубого, резкого, и мстительности как главной черты этого характера. Мелани нетерпима ни к чему, что может принести ей неудачу. Ненависть живет в ней очень крепко. Люди бывают добрыми и злыми, умными и глупыми, спокойными и нервозными, покладистыми и обидчивыми – всякими. И то, что Мелани оказывается такой злобной, фактически садисткой, выверяющей каждый свой шаг и мысль, говорит само за себя.
             Но вот что важно: как пойдет ее собственная жизнь дальше? Она разрушила судьбу Арьян и ее близких, но ведь разрушила и себя тоже. Месть, даже справедливая, а уж о такой несоизмеримой, садистской и говорить не приходится, - оружие обоюдоострое. В конце фильма мы видим, как, закончив свое отмщение, Мелани уходит домой в деревню вместе с другом. Она вышагивает счастливая и довольная, на ее лице играет  удовлетворенная улыбка: за себя отомстила. А ты, зритель, невольно думаешь не о тех, кому она мстила, а о ней самой. Как она будет жить хотя бы рядом с этим парнем?.. Сейчас всё хорошо, он влюблен в нее. А что, если узнает, какая она на самом деле, и бросит ее? Или просто разлюбит? Или полюбит другую девушку? Или почувствует, что жить с Мелани невозможно и даже опасно... Что будет в любом из этих случаев? Как она будет мстить ему? Убьет? Может быть. Но, скорее, изуродует особо изощренным способом. И так будет, кстати, со всяким, кто обидит ее, пусть даже сама станет причиной наносимых ей обид. С другой стороны, а как она будет действовать, если, скажем, разлюбит мужчину сама? Или иначе обидит человека? Почему-то кажется, что едва ей скажут об этом, она моментально включит свою «машину мщения» и будет думать не о своих действиях или какой-то гнусности, а мстить... за то, что ей сказали правду. Кажется, что у нее в принципе нет чувства вины и всё заложено в одну «коробочку» собственной злой мстительности.
           Характер Мелани – саморазрушительный, и месть, которую она так продуманно (ведь десять лет готовила!) и жестоко осуществляет, разрушает ее саму. Обесчеловечивает ее. Думаю, для такой женщины, как Мелани, счастье, удовольствие от жизни в принципе невозможно. Саморазрушение будет происходить очень интенсивно. Это неизбежная оборотная сторона такого тяжелого качества, как злобная мстительность.

            Один из самых главных этических законов,  законов человеческих взаимоотношений, записанных в Библии, широко известен. Господь говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам». То есть именно Он воздаст любому, кто совершил дурной поступок. И каждому достанется по делам его. Правда, очень трудно жить по принципу непротивления злу и ожидания, что твой враг когда-то получит за свои гнусные дела. Но, наверное, смотря как и какому злу сопротивляться. И, может быть, там, где это возможно, лучше все-таки не мстить? Наказание к обидчику придет, но иными путями. А если нет сил ждать, если душа кипит и из-за нанесенной обиды или причиненного горя  невозможно жить... Что делать тогда? Как обуздать свое отчаяние и потребность наказать обидчика? Может быть, переключаться? Не позволять себе превращаться в машину зла. Не уподобляться тому, кто тебя оскорбил, предал, ограбил... Не уничтожать себя местью, пусть и справедливой. Жить. Просто жить. Наказание найдет негодяя. Недаром же люди говорят, что ни один дурной поступок не остается безнаказанным, хотя наказание может совершиться и не очень скоро...


Рецензии