Поединок с Нугушем

ПОЕДИНОК  С  НУГУШЕМ
(1989)

Как-то спокойнее становится на душе после встречи с такой  рекой, как Нугуш. В самом деле, не все и не везде плохо там, где мы есть, хотя и лучше всегда там, где нас нет. Другое дело, что добраться до мест, еще мало испорченных цивилизацией, становится все труднее. Во всяком случае, Нугуш менее доступен, чем, например, Инзер, куда дважды в день можно уехать на электричке. Месторасположение реки (в Уральских горах) и отсутствие поблизости промышленных предприятий гарантируют чистые воздух и воду. Один достойный упоминания населенный пункт по пути – деревня Галиакберово.

У меня с Нугушем связана своя история. Первое наше знакомство закончилось очень быстро. В конце сентября 1984 года  я собрался испытать самодельную байдарку, решив, что Нугуш вполне достоин моего творения. Жаль, что он так не считал. Сплав длился минут десять,
после чего байдарка получила шесть пробоин и затонула бы, если б было где. Свой «дуршлаг» мне пришлось вытаскивать под начавшимся проливным дождем.

Вернулся на Нугуш я летом, года через три. Но идея сплава снова оказалась обречена на провал, опять из-за недостатка воды. Пройдя вниз километров десять, я решил вернуться, т.к. идти приходилось в буквальном смысле пешком, а времени у меня было мало. Река, слегка пожевав, «выплюнула» меня. Урок пошел впрок, и я понял, когда стоит затевать новое предприятие.

И вот 7 мая, еще два года спустя я вновь стоял на берегу Нугуша в районе деревни Бретяк. Выше, да и ниже моста была шивера, белая от пены и хаоса довольно высоких волн. Понятно, что сплавляться по такой воде –  самоубийство. Однако по законам жанра и учитывая все вышеизложенное, об отступлении не могло идти речи. Я лишь порадовался, что вместо байдарки взял надувную лодку.

Нугуш, видно, тоже был рад новой игрушке, и когда я вышел из тихой заводи на стремнину, мощное течение подхватило мой «пузырь», помчав его вниз. О гребле нечего было думать, да и некогда. Просто пытался держать лодку носом к волне, лихорадочно работая веслами, которые река выкручивала из рук.

Уже через несколько минут я остался без одного весла, так как левая уключина выскочила из крепления и, описав в воздухе дугу, исчезла в волнах. Я бросил ставшее бесполезным весло и, вырвав второе, стал грести одним. Это дольше описывать, а все длилось считанные секунды. Вдруг меня потащило на березу, упавшую с обрыва. Тут и второе весло стало бесполезным. Осознав, что от столкновения не уйти, я, бросившись вперед, принял удар на вытянутые руки. Впечатление такое, будто толкнул проходящий мимо поезд – меня развернуло на 180 градусов и понесло вперед вниз спиной. Злополучная береза осталась уже далеко. С трудом, работая одним веслом, причалил и высадился на зеленую лужайку, наполовину залитую водой.

Тело била какая-то противная дрожь, и в тот момент я даже подумал, что и на этот раз путешествие закончилось рановато. В трагической ситуации, как и в случае с березой, мозг находит оптимальное решение. А оно на самом деле нашлось: до смешного простое, воплотить которое в жизнь хватало нескольких минут. Неподалеку валялся подходящий по диаметру обломок. С обоих концов я насадил на него по веслу, таким образом, получив одно – байдарочное.

Вот тут, наконец, можно перейти к описаниям природы, буквально радовавшей своей первозданностью. Дремучие леса обступили реку. Вероятно, такими они были и пятьсот, и тысячу лет назад. Распустились на деревьях первые листья, зеленели кое-где стройные ели. Журчали ручьи, однако по оврагам еще лежал снег. А воздух! Подумать страшно, чем мы дышим в городе. После вылазок на природу, я первые дни болею – идет адаптация. Болит голова: организм к хорошему привыкает легко, а расстается с ним болезненно. Хандра будет потом, а пока я, откинувшись назад, лениво работал послушным веслом и глазел по сторонам. Река как будто успокоилась, однако этим спокойствием не стоило обманываться. Нугуш притаился, как хищный зверь, и ждал удобного случая.

На самом деле на реке было еще как минимум три «узких» места, и уже первое из них впечатляло. Это было 8 мая -  целая череда хороших прижимов на подходе к деревне Галиакберово. Короткий водный слалом, где попеременно прижимало то к одному, то к другому берегу. Но это были ещё «цветочки».

Ниже Галиакберово была ещё одна шивера или порог, не знаю, как назвать. Меня как раз догнала группа туристов на байдарках, и я слегка притормозил, ухватившись за торчащее из воды деревце. Посмотрел, как их там колбасит, и только тогда отпустил «тормоз». Река была уже вдвое шире, чем в верховьях. Слив – посередине. Вся вода устремлялась на середину, как в корыто. Было похоже на самую первую шиверу, где меня «кинула» уключина, но обошлось без берёзы.

На третий день пути – в день Победы, Нугуш приготовил для меня последнее и самое серьёзное препятствие. Очередной поворот вправо оказался очень крутым. Вода всей массой напирала на левый берег, где на камнях туристы намалевали красной краской какой-то знак, означающий, вероятно: «Царствие тебе небесное». Но и без него видно, что в стоячие валы, которые там образовались, лучше не попадать. Попробовал уйти к правому берегу, который представлялся узким мысом. Но со своим хваленым веслом даже на метр не удавалось выйти из течения – меня как магнитом тянуло к этим белым бурунам. Вскоре я пересчитал все валы до одного. Вблизи это выглядело довольно  страшно: меня  поднимало на гребень и сразу бросало вниз. Снизу гребень вырастал выше уровня глаз, превращаясь в стену воды. Краем глаза я не упускал из виду каменистый берег, который стремительно проносился мимо на расстоянии вытянутого весла. По-моему, шансы зацепиться за него, если что, равнялись нулю.  Лодку захлестывало лишь с кормы, когда я оказывался между волнами, и залило наполовину. Пришлось пристать к берегу и переодеться в сухое.

На четвёртый день настроение с утра было испорчено страшной находкой. На левом берегу, у самой воды лицом вниз лежал человек. Ещё не веря своей догадке, я тихо окликнул его. Но в ту же секунду понял, что он скорее мёртв, чем жив. Позднее узнал, что он погиб на последнем прижиме неделю назад – перевернулась моторная лодка.

Ближе к обеду понял, что вышел в Нугушское водохранилище. Этот этап, пожалуй, выдался самым тяжелым. Дул сильный встречный ветер, и течения, понятно, никакого. На своем резиновом «пузыре» я заплюхался, пытаясь пробиться вперед, и к финишу пришел только вечером.  Это был поселок Нугуш. Оставалось лишь пожалеть, что не застал эти места в первозданном виде.

Какой бы малой ни была победа, она надолго заряжает энергией. Хотя попытка одержать верх над Природой – пустая трата времени. Речь может идти скорее о победе над собой, своими страхами и сомнениями. Позднее, как бы в подтверждение этих мыслей, мне встретилось древнее латинское изречение: «Природу иначе не победить, как ей повинуясь».
А одиночными путешествиями я заболел надолго.

Впервые опубликовано в журнале Табигат (Природа)№1(96)2010

И.Прицко


Рецензии
Мы по молодости даже озёра Кунгурской пещеры исследовали .
Ныряли с аквалангами доисторических рачков только там уцелевших ловили.
На лодках их обследовали хотя это и запрещалось.
В кастовые пустоты лезли под Уфу по возврату из Пермских краёв-.
Преподобный монах Амфилохий особенно любил древние находки собрал их много.
А я после него всё отдал одному видному историку и его и мою коллекцию
хранить древности негде, а башкирским музеям раз они доказывают что не башкиры тут проживали на фиг таких доказательств ни на надо-.
А продавать древности я не мастер.
Да и мафия привяжется у неё нюх на древние архи-факты.
Историк этот такой же мне кажется- он больше раздаёт знакомым чем уберегает.Зря старались всё ушло как сквозь пальцы вода!
Моя тётка сестра отца называла это дурью и говорила лучше бы смородину из своих садов на рынке продавали...

Игорь Степанов-Зорин 2   23.03.2016 10:06     Заявить о нарушении
Можно было бы со временем свой музейчик организовать. Маленький сначала, потом древностей нанесли бы - не знал бы куда складывать.
Я недавно на Уфимке какую-то штучку нашёл, и на утку похожа и на верблюда с дыркой в центре. По цвету золото натуральное, но потом выяснил, что 75% медь, остальное никель...
Смородину в этом году продавать пришлось. Раз на раз не приходится, как повезёт...

Игорь Прицко   04.11.2014 10:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.