Юность
Вчера прошел выпускной бал. Она зажмурила глаза и стала вспоминать свой вчерашний прошедший выпускной вечер: девчонки все были нарядно одеты, каждый друг перед другом старался показать свой наряд.
Платье Светке сшила местная портниха из красивой ткани, которую прислала из Германии ее старшая сестра. Оно плотно обтягивало ее талию, большой вырез подчеркивал ее уже округленную грудь и оголял длинную шею, юбка была сшита по фасону «татьянка», это было сейчас модно.
Светка всегда старалась модно одеваться, хотя платья, часто, ей сшила сестренка из дешевой ткани, так как жили бедненько.
Весь вечер она хохотала, танцуя. Это ее было любимое занятие.
Она всегда была хохотушкой. В школе, на улице громче всех был слышен ее смех. Он был заразителен, и уже потом все смеялись с нее самой.
«Ура! - Экзамены позади». Она радовалась, что сдала без троек.
Вчера вручали аттестат, а ей вручили и направление в пединститут на филологический факультет. Она всегда очень много читала и мечтала поступить в педагогический институт. На ее лице появилась улыбка.
Светка вспомнила, как однажды вложила в корочку, от учебника алгебры, книгу Эмиля Золя и читала допоздна эту книгу.
Мать, заглядывая, сокрушалась: «Доченька, пора спать, хватит тебе уже учить уроки».
Светка повернулась на бок. Рядом сопел ее любимый брат. Она все время спала с ним. Он был младше ее на четыре года и в этом году окончил седьмой класс.
«Ну вот, теперь свобода! – подумала она. - Как хорошо, не надо никуда спешить, можно спать до обеда».
В комнату заглянула мать: "Ну что, проснулась? – прошептала она, видя, что сын еще спит.- Надо вставать и мне помочь, а то я не управлюсь сама, еще очень много дел, а скоро придет контейнер, - она продолжала тихо говорить, чтобы не разбудить сына.
«Я еще поваляюсь, мамочка», – так же тихо ответила ей Светка.
Мать затворила дверь за собой и вышла собирать вещи в дорогу.
Светке не хотелось вставать и, что - либо делать, ей просто хотелось сегодня расслабиться и поваляться подольше в постели. Ведь никуда не надо было спешить. Она вновь вспомнила выпускной бал.
…Шел тысяча девятьсот шестьдесят шестой год.
В этом году выпускалось сразу два выпуска: одиннадцатые и десятые классы.
«Как нам не повезло, пришлось учиться одиннадцать лет, а какой наплыв в институт будет?!– она поежилась. Ей сейчас не хотелось об этом думать. И так, столько нерв и сил было затрачено на школьные экзамены.
Пока надо отдохнуть от всего. Жаль, что Галка с Веркой уезжают поступать в Казахстан, а вот «Пелишка» собиралась ехать в Омск, значит, я с ней», – Светка подумала о подругах.
У неё было три подруги, «не разлей вода», как их называли.
Двое из них учились в одном классе вместе с ней: Галка и Верка.
«Пелишка» - же была еще одна подруга, такое ее было прозвище, на самом деле фамилия ее была Пелих Надя. Местная красавица, на которую заглядывались все: и млад, и стар. Она была старше их, училась на класс старше. Школу она закончила в прошлом году, но, не поступив в медицинский, сдав не на «пять», химию, а на «четыре», так как она была золотой медалисткой, ей нужно было сдать всего один предмет на «пять», бросила все и уехала домой, не став больше сдавать. В этом году она собиралась сделать вторую попытку.
В классе, где учились они трое, а именно: Светка, Галка и Верка, все звали их «Святая троица». Они были везде вместе, даже в туалет всегда шли втроем. В школу пошли рано. Верке, только что исполнилось пять, и шел шестой год, Галке и ей самой, Светке, было по шесть лет.
Веркина мать работала учителем, а потом стала завучем начальных классов, а у Галки отец был учителем физкультуры в школе, они своих детей записали в первый класс, а ее, хотя она была старше их: Верку - на полтора года, а Галку на целый месяц, не брали еще в школу.
Светка, вспоминая, заулыбалась: тогда я прибежала домой, уткнулась в подол к матери и ревела только потому, что подружки идут учиться, а я остаюсь одна.
«Мама, милая мамочка, девчонки идут учиться в школу, а я, почему нет?»- рыдала матери я в подол.
Мамочка тут же пошла в школу и стала просить за меня, и меня тоже записали в первый класс. - Светка вновь заулыбалась. Потом все мы учились хорошо, без троек. Были заводилой в классе. Участвовали в соревнованиях, играли в баскетбол, волейбол. Мальчишки всегда крутились вокруг нас. А сейчас все разлетаются кто куда.
Вот и родители, тоже собираются уезжать на историческую родину, в Украину. Трудно будет без родителей, хорошо, что еще в Сибири остается сестренка Людмила», – Светка наконец-то с постели.
Мать суетилась на кухне и одновременно собирала вещи к отъезду.
Светка умылась, позавтракала и стала помогать матери. Скарб был небольшой, но, тем не менее, вещей набралось много. Уже везде стояли мешки, сумки, коробки. Ей стало жаль своего дома.
«Как здесь было хорошо! – Светка прошлась по комнатам.
Вот на двери отметина. Это мы с Сашкой мерили себе рост, ежегодно, - она провела рукой по косяку двери детской комнаты. Все это будет в прошлом, а теперь вся жизнь впереди». – Ей было и грустно, и в тоже время весело. Грустно было расставаться с детством, а больше всего с отчим домом, и радостно оттого, что впереди взрослая жизнь.
«Мамуль, я сбегаю к девчонкам попрощаюсь?- Она стала умолять мать ее отпустить. - А то они сегодня уезжают. Может быть, я их больше не увижу».
«Иди уж!» – ответила мать, и Светка лихорадочно стала переодеваться.
Вылетев из дома, она помчалась туда, где жила Галка. Где уже собрались Верка с «Пелишкой». Они проболтали целый час, чувствуя, что расстаются навсегда.
Пообещав писать друг другу и не забывать свою дружбу никогда, они обнялись, чмокнули друг друга в щечку и расстались.
Светка побежала домой, так как надо было помочь матери, потому что времени до уезда всех, в том числе и самой Светки, практически не оставалось.
Вечером собралась вся семья. Приехала и сестра Людмила. За ужином начали обсуждать Светкино поступление в институт.
«Ты знаешь, Света, в педагогический институт ты не пойдешь, хватит, в семье одна «дура» уже есть, иди хоть в какой институт, но только не туда»,– сестра была категорична.
Она училась на последнем курсе физико-математического факультета в педагогическом институте.
Светке было все равно, как ни странно, у нее еще так и не утвердилось в голове точное желание, куда бы она хотела пойти учиться. И выслушав все «за» и «против», она вдруг сказала: «Ладно, я пойду с Пелишкой в один ВУЗ поступать. Пелишка будет рада. Она меня без конца уговаривает с ней пойти вместе поступать».
Правда, единственное, что смущало Светку, так это то, что там нужно было сдавать физику, которую она не могла терпеть.
«Но что ради подруги не сделаешь?» – подумала она и улыбнулась.
…Они все разъехались. Своих родителей она уже встречала в городе. Те отправили контейнер и с небольшим скарбом ехали поездом.
Проводив родителей на вокзале вместе с Людмилой, своей сестрёнкой, она вернулась в общежитие, где готовилась к экзаменам в ВУЗ, сестра же поехала к себе домой. Через три дня Светка сдавала химию.
«Пелишка», сдав, на пять, ей больше ничего не надо было сдавать, так как у нее была золотая медаль, стояла уже на пороге, готовая ехать домой. Светка завидовала ей, но, что поделать? Придется корпеть.
…Проводив подругу, Светка начала готовиться к физике.
На улице стояла жара. В комнате было душно. Ничего не хотелось делать, да и в голову ничего не лезло. В комнате, кроме ее было еще три девчонки. Тоска мучила ее. Родители уехали, сестра далеко, подруга тоже уехала.
Девчонки по комнате собирались прогуляться по парку.
«Ну, что загрустила? – подошла одна из девчонок к ней. Пойдем с нами, прогуляешься».
У Светки навернулись слезы. Ей сейчас было себя жаль. Она соскочила с кровати и стала собираться.
«Пойдемте, а то, я здесь от тоски умру»,- и, обогнав всех, выскочила из комнаты.
Они долго бродили по тенистым аллеям. Сидели возле фонтана и все время ели мороженое. Было очень жарко, но мороженое не утоляло жажду все равно, еще больше хотелось пить и хотелось чего-нибудь холодненького.
Светка ранее никогда не ела мороженого, а тут такое разнообразие!!!
Она поглощала мороженое за мороженым. Когда же она доедала десятое по счету мороженое, то ей казалось, что в горле у нее оказалась холодильная камера.
Уже стемнело, когда они подходили к общежитию. Болтая, они не заметили, как сзади на них набросились молодые парни, а попросту еще «пацаны». Они хватали за груди, задирали подолы. Светка вырвалась одна из первых.
Вывернувшись, ударила парня между ног. Он закричал, скорчившись, побежал прочь, в кусты.
Светка, видя, как других девчонок прижимают к забору и продолжают их раздевать, заорала на всю улицу, сколько было у нее сил: «Девчонки, бейте их по яйцам! По яйцам!»
С перепуга, мальчишки бросились бежать, врассыпную. А Светка стояла на корточках и хохотала.
Девчонки подбежали к ней и благодарили ее, что своим криком она их спасла.
Они еще долго не могли уснуть, все обсуждали сегодняшнюю прогулку по парку, а главное-возвращение домой «невредимыми».
Вскоре сон их всех сморил. Свежий воздух, которым они сполна надышались, дал о себе знать, да и было уже поздно, они быстро уснули.
Утром Светку вновь разбудил лучик солнца, как раньше, он ее будил дома. Она встала, потянулась и крикнула: «Девчонки, хватит дрыхнуть!» - но крика не последовало, голоса не было, он исчез вместе с мороженым. Она испугалась, но тут же обрадовалась: «Вот и хорошо! Мне, ведь, завтра сдавать физику. Голоса нет, спрашивать много не будут, задавать вопросов тоже не будут. Посмотрят, что у меня нет голоса и,- пожалеют». Она радовалась.
Взяв, учебник по физике, она его покрутила, покрутила в руках и тут же решила: «Времени мало совсем, учить некогда. Сделаю сейчас одну шпаргалку на формулу по электричеству. Длинная, зараза, и плохо запоминающаяся. Самая нудная. Какие счастливые и умные люди, кто умеет списывать по шпаргалкам! – Она всегда завидовала таким людям, но сама никогда не умела этого делать. Лицо ее всегда выдавало своим цветом. Оно - то бледнело, то - краснело, глаза лихорадочно метались по сторонам, то на преподавателя, то вновь на листок бумаги, но вытащить хоть бы раз в жизни одну шпаргалку она так и не смогла. Но сейчас она решила:«Сделаю шпаргалку, а там, что будет!»
Светка взяла листок, из него сделала тонкую полоску, на нем написала формулу и стала делать гармошку, как это делали девчонки – соседки по комнате. Потом встала и сказала шипящим голосом: «Я сейчас пойду в парк, кто со мной? Я хочу еще съесть мороженого, чтобы у меня совсем пропал голос». Она стала быстро собираться на улицу.
С ней идти в парк никто не согласился. Девчонки отговаривали и ее, ругали, называли дурой, но она все – таки ушла.
Как и вчера, Светка съела десять мороженых. Придя, к вечеру в общежитие, довольная собой, она завалилась спать.
«Завтра экзамен, а как на душе тошно!» - подумала вдруг Светка и, закрыв глаза, быстро уснула.
Утром она проснулась с тревогой. Солнце в окно не светило, его вообще не было. Стояла пасмурная погода. Надо было уже вставать, собираться на экзамен. Девчонки все еще спали.
«Хватит дрыхнуть! - закричала она, в надежде, что громкого крика не последует от нее, но, место вчерашнего шепота, что у нее был, она вдруг услышала, незнакомый ей басовитый голос. Она испугалась.
«Как же так? Я ведь съела столько мороженого, а голос наоборот прорезался?! - Теперь ее душил только кашель. Где–то боль была, в грудях и трудно было, дышать. - Боже, что же делать?!» - она лихорадочно металась по комнате, теребя в руках учебник по физике. Но уже было поздно, пора было ехать в институт.
Как и в школе, она зашла одна из первых. Билет попался с задачей, с той формулой, шпаргалку, которую она держала в руках. Она села далеко от преподавателя. Впереди ее уже сидел парень и строчил, списывая, ни со шпаргалки, а с самого учебника. У него на коленях лежала книга. Она удивилась его смелости. У него ни один мускул не выдавал волнения.
«Какой молодец!»- позавидовала Светка ему и стала отвечать на свой билет.
Она ответила на два стоящих вопроса устных и, теперь перед ней стояла задача.
«Здесь нужна шпаргалка!» – подумала Светка. Но ее руку, как будто бы кто – то сковал. Разжать ее она не могла. Глаза бегали то на преподавателя, то на экзаменационный листок, лицо уже горело, как маков цвет. Она не могла с собою справиться. Преподаватель даже не смотрел в ее сторону, но с собой она ничего не могла поделать.
«Что же делать?» - и тут она услышала свою фамилию. Ей надо было идти отвечать. Она сбежала вниз. Преподаватель был молодой мужчина.
Он посмотрел на Светку сверху вниз и сказал: «Приболели?»
Светка что – то пробормотала ему.
«Ну, хорошо, начинайте» - он улыбнулся ей.
Светка начала рассказывать теорию своим хрипящим, басовитым голосом, но он ее быстро прервал, сказав:
«Я смотрю, вы не решили задачу. Идите, напишите только формулу, решать задачу не надо».
Светка встала, ноги ее не слушали, а мозг только и твердил одно: «Достань же шпаргалку, дура, достань, шпаргалку!»
Она вновь села на свое место. Сейчас ее терзала одна мысль: «Как вытащить шпаргалку?!»
Просидев положенное время, она пошла вниз, ни с чем.
«Ну что, милочка? - начал преподаватель. - Написали?- Она замотала головой. - Очень жаль! До свидания».
…Перед собой, Светка ничего не видела. Слезы застилали ее глаза. Она вспомнила родителей, те уже были далеко от нее. Вспомнила сестру: «Как мне к ней возвращаться? Она ведь работает учителем и живет со свекровью». Мысли вихрем проносились у нее в голове.
«Стой!!!»- она вздрогнула. Перед ней резко завизжали тормоза трамвая. Кто–то ее держал за плечи.
«Ты что, не видишь, куда идешь?» – мужской голос испуганно ей говорил и тащил в сторону. Из трамвая выскочила женщина - водитель и громко закричала: «Дура! Ты что, решила покончить с собой под моим трамваем?! Я тебя сейчас в психушку сдам!» - Та не переставая, громко кричала. Но мужчина, увидев зареванное лицо Светки, прижал ее к себе и сказал водителю: «Не надо кричать. Видите, что ребенок чем – то расстроен, на ней ведь лица нет».
Светка прошептала: «Спасибо!» и быстро побежала в общежитие.
Она лихорадочно собирала свои вещи. Девчонки уже вернулись с института и Светку останавливали: «Глупая, не дури. Сдай остальные экзамены и, может быть, еще наберешь достаточно баллов».
Но Светка уже ничего не хотела слышать, ей не хотелось больше никуда поступать и что-либо сдавать, ей сейчас хотелось прижаться к маминому плечу и поплакать.
Она схватила сумку и, попрощавшись с девчонками, выскочила из общежития.
Поезд уносил ее в Москву. Она уезжала к родителям на Украину. В Москве ее должна была встретить тетя.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №213021501482
Тамара Рожкова 15.02.2013 19:29 Заявить о нарушении
Анна Присяжная 15.02.2013 19:38 Заявить о нарушении