Живопись и музыка

28. СТРАСТНАЯ ЖИВОПИСЬ

Безумие – это крайняя форма демонизма.

В период подготовки к выставке «Мир искусства» в феврале 1902 года Михаил Врубель очень много работал над самой знаменитой своей картиной «Демон поверженный». Даже после открытия выставки он продолжал совершенствовать картину, десятки раз вносил в неё изменения. Однако совет Третьяковской галереи отказался приобрести шедевр Врубеля. Колоссальное напряжение и жизненные неудачи привели к тому, что художник уже в марте оказался в психиатрической больнице. Вскоре его болезнь стала необратимой. В 1906 году Врубель ослеп. В апреле 1910 года художник скончался.

Осенью 1909 года Константинас Чюрлёнис приехал в Петербург, где сблизился с художниками из объединения «Мир искусства» - Добужинским, Бенуа, Бакстом, Сомовым, Лансере. Они высоко оценили творчество нового друга. Здесь он жил очень скромно, недоедал, по собственному признанию, работал «по 24-25 часов в сутки», не высыпался. В творчестве Константинаса всё чаще начали звучать мрачные, тревожные ноты – в картинах «Демон», «Прелюд», «Баллада о чёрном солнце». В результате Чюрлёнис почувствовал приближение безумия. В скором времени, по настоянию врачей его пришлось поместить в больницу для душевнобольных под Варшавой. Это случилось в год смерти Врубеля. Литовский художник умер в 1911 году.

При этом надо заметить, что 54-летний Михаил Александрович Врубель, по мнению его сестры, преднамеренно стоял перед открытой форточкой, чтобы заболеть воспалением лёгких и уйти из жизни. Подобное произошло с 36-летним Константиносом Чюрлёнисом. Однажды вечером художник ушёл в лес в одной больничной одежде, после чего заболел воспалением лёгких и умер, как это напоминает историю с Ван Гогом: 27 июля 1990 г. он ушёл из психиатрической лечебницы в поле, прихватив револьвер, и смертельно ранил себя. Через два дня Винсента не стало.

Михаил Врубель и Константинас Чюрлёнис были тесно связаны с музыкой.

Как известно, Константинас Чюрлёнис был профессиональным композитором, основоположником литовской национальной музыки. Он учился в Варшавском музыкальном институте Лейпцигской консерватории, а также в Школе изящных искусств в Варшаве. Им созданы симфонические поэмы «В лесу» (1900), «Море» (1907), увертюра «Кястутис» (1902), свыше 200 произведений для фортепиано, около 20 – для органа.

Глубоко чувствовал музыку Михаил Врубель. Обожал Моцарта, Бетховена, особенно любил оперы Римского-Корсакова. Вёл с ним переписку, в которой композитор одобрял художника, что тот стал придерживаться «русского стиля». Врубель делал эскизы декораций и костюмов более чем для десяти оперных спектаклей, в том числе, к «Царской невесте», «Кавказскому пленнику», «Мазепе», «Асе», «Царю Салтану», «Чародейке», «Моцарту и Сальери», «Демону» (опять-таки Демон!), «Садко», «Тангейзеру» и другим. Он восхищался вокальным искусством выдающей русской певицы и своей супруги Н.И. Забела-Врубель, постоянно присутствовал на её спектаклях, разрабатывал ей концертные наряды, пропагандировал где только мог её мастерство и вдохновенное пение. После потери зрения в 1906 году единственным утешением для него была музыка. Да и разум художника время от времени стал проясняться.

Врубеля погубила лихорадочная работа над «Демоном поверженным», но музыка действовала на него благодатно!

А Чюрлёнис?

Если бы он последние 6-7 лет жизни страстно не увлёкся живописью, то, вероятно, не попал бы в психиатрическую больницу!


Рецензии