Импрессионистическое видение

Предшественник импрессионистов К. Коро неоднократно утверждал: «Главное, делать только то, что ты видишь и как ты видишь. Дорожите первым впечатлением, взволновавшим вас … прежде всего — повинуйтесь вашему инстинкту, вашему видению» (Коро — художник, человек. Документы. Воспоминания. М., 1963. С. 74-75, 82).
Мартышкина Т.Н. (Импрессионистическое мировоззрение в западноевропейской культуре 19 века: истоки, сущность и значение. - дисс. канд. культурологии - 2008) констатирует, что наиболее полное и глубокое осмысление художественного видения как явления, выходящего за узкие рамки искусствознания, представлено в работах таких исследователей как С.М. Даниэль, О.А. Кривдун.
Интересно, что нередко критике подвергались визуальные способности Клода Моне, если это имя Вам о чём-то говорит. Поль Сезанн так охарактеризовал Моне-художника: «Моне — это только глаз. Но какой!» (Сапего И. Эстетические принципы импрессионизма Искусство. - 1974. - №5.). Ж. Клемансо писал: «Моне обладал необыкновенным зрением. Благодаря чувствительной поверхности сетчатки глаза, отвечающей за сенсорные реакции организма, в картинах рождалась возвышенная гармония, в которой мы находим отражение гармонии Вселенной» (Патен С. Моне. М., 2002. - С. 151). Д. Бурлюк называл импрессионизм «великой очистительной работой, проделанной в мировом масштабе Клодом Моне» (Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. СПб., 2001. С. 432).
Безыскусная простота импрессионизма — кажущаяся, это итог многовековой эволюции человеческого видения, за ней стоит высокая и утонченная культура видения, не только в импрессионистической живописи, но в импрессионизме в целом.
Художник-импрессионист отражает мир не таким, каким он его знает или помнит, а каким видит в конкретный момент времени. Одним из следствий особой утончённости   восприятия является фрагментарность, неполнота охвата. Отсюда — не эпичность, но проникнутость лирическим началом.
Импрессионизм сложился как целостное явление, был таковым осознан только в культуре Франции 19 века.  Концентрировал в себе и давно назревшие эстетические, философские проблемы, и возможные перспективы их разрешения: «Импрессионизм был бессознательным предвосхищением нового видения мира и примером нового метода познания — взглядом на мир именно как на соотношение сил и их взаимозависимостей, в котором человек является одновременно и наблюдателем, и одной из действующих сил. Импрессионизм породил воззрение, по которому мир нельзя отделить от видения мира» (Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978. С. 35-36).
Что Вы чувствуете, глядя на картины Клода Моне? Что видите?
Первые черты «импрессионистского идеала» в искусстве обнаруживаются ещё в 30-х годах в литературном тексте. В эпоху развития реалистического стиля в тексте рассказа О. де Бальзака «Неведомый шедевр» впервые дается описание живописного полотна, исполненного в импрессионистическом стиле. В середине века в теоретических трактатах и творчестве символистов (Верлен, Рембо, Малларме) «сквозь призму символистской системы» прослеживается импрессионистская форма стихов, которая «определяется их фрагментарностью, их логикой, весьма далекой от формальной логики, живописью «куска» (Левик 1976, С. 226).
В гуманитарных науках влияние импрессионистических тенденций отразилось на стремлении познания внутреннего мира человека, что способствовало развитию психологии. Небезызвестный З. Фрейд развил идеи воздействия пережитых впечатлений «прошлого» на человеческое сознание «настоящего». Философские труды интуитивистов — квинтэссенция концептуальных понятий импрессионизма, вершина эпистемологического пространства импрессионизма.
        Термины импрессионистского идеала: мимолетные впечатления повседневной жизни в качестве основного сюжета художественных произведений, культ движения, но не в его непрерывном, а в дискретном развертывании; отказ от закономерного и фиксация внимания на случайном; взаимодействие предмета с окружающей его световоздушной средой; игра цветных рефлексов. Цель — непредвзято и максимально естественно, свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстротекущей, постоянно меняющейся жизни, короткие мгновения бытия. Сюжеты второстепенны, берутся из повседневной жизни. Очертания зыбки, возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Картины импрессионистов не имеют четкой композиции, каждая из них является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира.
Писателями-современниками была отмечена импрессионистичность пьес А.П. Чехова, особые формально-семантические языковые выражения в драматургических текстах Чехова ключевых понятий импрессионизма: настроение, пространство — время, среда.
Право на субъективную меру оценки бытия реализовывалось художественно многомерно, через всю систему изобразительных средств: непривычные ракурсы экспозиции, необычную эмоциональную «подсветку», выразительно обозначенные ассоциации образов и деталей, экспрессивное укрупнение отдельных мотивов и штрихов, символистские образы.
        В. Кандинский писал: «К тому времени относятся два события, наложившие отпечаток на всю мою жизнь. Это были: французская импрессионистская выставка в Москве — и особенно «Стог сена»  Клода Моне — и постановка Вагнера в Большом театре... И вот сразу увидел я в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не в праве писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей... Одна из самых важных преград на моем пути сама рушилась благодаря чисто научному событию. Это было разложение атома. Внезапно рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким» (Кандинский В. Точка и линия на плоскости. С. 153).
«Видеть импрессионистически — значит видеть мгновенно, симультанно, глазом и чувством одновременно, всем напряжением естества... Это прототипическая реальность, переход в другое измерение, в семантическое пространство, где все существует синхронно, одновременно» (Леняшин В.А. «...Из времени в вечность: импрессионизм без свойств и свойства русского импрессионизма. С. 58-59). Импрессионисты удаляются от реализма, потому что обнаруживают двойственный характер этого понятия, мол, реальность есть нечто иное как субъективное «впечатление», которое мы получаем от объективной реальности. Хотя... что такое «объективность»? Мнение абстрактного большинства? И причём невидимого?
Обогатив живописный язык, изменив само понимание целей художественного творчества, импрессионизм свершил революцию в искусстве. Тот факт, что данное направление очень быстро распространилось на другие виды искусства и стало интернациональным, свидетельствует: причины возникновения кроются в кризисе не столько художественном, сколько общекультурном. Импрессионизм оживил напряженную атмосферу, добавив света и чистых красок. Смешно быть ветреным импрессионистом до старости, грустно — не быть им совсем. А Вы как считаете?


Рецензии
Интересное повествование. Но моё мнение. Я тружусь, пишу, рисую, а думать о том, как всё это назвать, ну даже на ум не приходит. Хотя как- то на выставке в проспекте обозвали- трансцендентным искусством. С какого боку оно стоит с импрессионизмом, или ещё каким сионизмом, не знаю. Ну и ладно.
Спасибо!

Александр Шадрин   15.02.2013 18:39     Заявить о нарушении