Воспоминания - Шаги в детство-10

         Питание в нашей семье до войны.
       Всесоюзная карточная система была введена в 1931 году.Я воспитывался у бабушки в
Ногинске,мы жили вдвоём.Бабушкины дети учились,трудились,кто за границей(дядя Герман в Литве),кто в Москве(дядя Аркаша,тётя Рая,моя матушка Лиза),кто на периферии(тётя Маруся),кто жил самостоятельно(дядя Витя)...Матушка моя после учёбы работала под Клином в селе Высоковском,где я родился,тётушка Маруся некоторое время жила с нами,училась в Электростали,затем,выйдя замуж там за инженера-металлурга из Омутнинска,уехала в Украину на "Запорожстаь"...А мы были лишенцы и нам карточек не полагалось...А питаться надо было...У нас был сад и огород.Худо-бедно мы собирали урожай с яблонь,чёрной смородины,малины и клубники,а также овощей:картошки,свёклы,моркови,репы и то-другое по мелочи...Кроме этого бабушка получала помощь от своего брата и деверя из США в долларах,а также кое-что от старшего сына Германа,задержанного в Литве...Помимо этого средства поступали от сдачи в наём свободных помещений:сарайчика(лавочки) и комнатки в доме,а то и просто койко-места в общей прихожей комнате.Второй дом,который прилепился к нашему,также сдавался:сначала его обитательница Долгова с подслеповатым сыном(будущим монахом Леонидом)платила чисто символическую сумму в пять рублей,а позже,когда она устроила сына в монастырь,прекратила платить совсем.Бабушка же платила большие налоги за недвижимость и за землю и всё время жаловалась,что ей не хватает денег...
       На доллары мы питались в торгсине,открытом в 1931 году.У бабушки хранились и другие "валютные ценности",накопленные ещё при жизни мужа и после НЭП,а...Но это всё надо было делать потихоньку,поскольку вызывало зависть и любопытство...
       Итак,торгсин.Магазин в Ногинске находился на центральной улице города им.III Интернационала,мы туда ходили за продуктами:покупалось всё самое лучшее и качественное:копчёная рыба (балык,севрюга,белуга),сёмга,ветчина(окорок),мука пшеничная(крупичатая),гречка(ядрица),пшено,рис,масло сливочное и и многое другое(вкусное и необходимое)...С этим грузом бабушке приходилось не просто(я ещё был слишком мал,но всё-таки старался помочь)...Мясо нам заменяла курятина,индюшатина,гусятина,утятина...Это добро приносила бесчисленная наша живность,обитавшая в большом сарае...Одно время завелись и кролики,но не прижились...Фрукты:мандарины,апельсины,бананы,арбузы,дыни нам привозили наши гости из Москвы...Таким образом мы безбедно переносили временные трудности,длившиеся до 1936 года.После 1936 года начался подъём экономики и снабжения.Страна начала богатеть,поднялась урожайность.Я пошёл учиться...Молоко мы покупали у Сосновских,живших сзади нашей улицы наискосок...
       Летом завтракали мы в саду за самоваром под яблоней белого налива у коричной...Яйцо(я любил только всмятку),хлеб с маслом,бутерброды с колбасой,с сыром,с рыбой,какао,пироги с рисом и яйцами,с капустой,с морковью,с яблоками,ватрушки,блины,чай с лимоном...На Пасху-куличи и пасха...Иногда мне некоторые кушанья надоедали и я старался от них отказаться:из-за чего получались маленькие скандальчики...После 1936 года родственники стали чаще приезжать и привозить угощения:торты,пирожные,конфеты,печенье и другое...Мы частенько собирались в саду за самоваром...Дядя Витя играл на гитаре,дядя Аркаша-на скрипке,тётя Рая-за ударника,матушка моя пела цыганские романсы,тётя Маруся-русские песни...Было весело и отрадно.Остальные подпевали:тётя Зина-жена дяди Аркаши,бабушка и мы с Миррой,моёй двоюродной сестрой,которую я очень любил...
       Жизнь была и есть что вспомнить.Так крутились до войны.После первого класса я стал ездить в Москву к матушке на каникулы.Магазины были полны продуктами и ширпотребом...    


Рецензии