О Лолите
Гумберт называет себя «поэтом», имея в виду не только свои источники воплощения пережитого в представленной «исповеди», которую можно определить как движение к себе, стремлением обрести подлинное «я». Но и свое отношение к Лолите и окружающему миру. Все более усложняя повествовательную структуру текстов и доводя взаимоотношения между автором и героем до головокружительных высот, автор «Лолиты» вновь и вновь погружался в творимую им реальность, каждый раз обретая новое знание о собственном «я». При первой встрече с Лолитой он испытывает ощущение, родственное описанному В. Набоковым исчезновению времени под воздействием памяти или в момент художественного вдохновения. Возникает нечто вроде открытия трансцендентального пространства. Есть два нюанса: 1) сфера В. Набокова — словесное искусство, а не природа нимфеток; 2) у писателя прорыв к вневременному представляет собой итог последовательно сменяющих друг друга «фаз причинной зависимости»: художник обнаруживает связь отдалённых друг от друга явлений под воздействием памяти, в результате чего возникает ощущение исчезновения времени, что в свою очередь ведет к вневременному, возвышенному типу — епифании.
Мастерство блестящей литературной игры выражено в антропонимиконе всех произведений писателя: имена литературных деятелей, писателей, поэтов, философов, исторических личностей, учёных, деятелей искусства, спортсменов, религиозных и мифологических представителей. Большое количество фоновых личных имён, за которыми часто вообще нет персонажа, поднимает романы на определённый интеллектуальный уровень и говорит о том, что интертекстуальность произведений сознательна и обусловлена волей автора, подконтрольна ему (Яковенко Н.С. Антропонимическое пространство англоязычного творчества В.В. Набокова (на материале романов «Истинная жизнь Севастьяна Найта», «Лолита», «Пнин» - автореферат диссертации к. филол. н. - Воронеж, 2011).
Неслучайно и прекрасно то обстоятельство, по моему, что действие романа разворачивается в путешествии. Как пишет М.М. Бахтин, «Мотив дороги — важный и самый насыщенный событиями хронотоп. Дорога — место встреч, событий, знакомств и т.д. Она вьется вокруг других сюжетных линий и связывает мир произведения» (Бахтин, 1986, с. 176).
Главный герой явно имеет отношение к морю. А концепт «море» обладает глубинными культурными архетипами, живущими вместе с современными представлениями о королевском флоте и завоеваниях, связанных с морской стихией. Морскому национальному сознанию англичан, на чьём языке сначала написана «Лолита», присущи такие ключевые понятия, как одиночество, свобода, пространство, путешествие, а образы моря, корабля и острова являются центральными в английской морской картине мира в сознании англичанина-островитянина. Ничего не напоминает?
Свидетельство о публикации №213021501612