Высокая мода

Е.Ю. Полях (Полях Е.Ю. Кутюрье как эстетический феномен — дисс. к. ф. н. - М., 2001) показывает, что все без исключения направления и тенденции искусства были так или иначе отражены, переработаны в творчестве кутюрье высокой моды: от сюрреализма до постмодернизма, от авангарда до соцреализма. Высокая мода формируется в конце 19 в. на Западе. «Haute Couter» - в переводе с французского «высокое шитье», т. е. модели лучших модельеров для «элиты» общества: уникальные, как правило, в единственном экземпляре, выкройки при изготовлении чаще всего не используются, почти нет швов, выполняемых на швейных машинках. Для моделей «от кутюр» - сверхкачественные ткани. Показы «от кутюр» отличаются от показов готовой одежды тем, что показываемое не предназначено для того, чтобы носить это в реальной жизни. Каждый особый «лабораторный экземпляр» предназначен для обновления высоких эстетических представлений.
Так, эстетическая парадигма О. Уайльда стала первоисточником эстетической концепции И. Северянина (Викторова С.А. Игорь Северянин и поэзия Серебряного века (творческие связи и взаимовлияния) — дис. к. ф. н. - Ярославль, 2002). Уайльд видит обнаженный трагизм действительности и в противовес реальности создает иной эстетический мир. Поэтическое преобразование реального мира в антимир Северяниным нивелировало ценности реального мира, в его поэзии появляется ирония, травести — основы comedia dell`arte. Игорь Северянин -  единственный поэт, включенный в разное время разными исследователями во все литературные течения и направления начала века — от предсимволизма до постсимволизма. Потому что он достаточно часто, особенно в раннем творчестве, пользовался образами-символами, характерными для литературных традиций всей русской поэзии того времени. Это отразилось в особенностях употребления эпитетов (поэтическое определение, отличающееся от логического, не имеет функции выделения явления из группы ему подобных и не вводит нового признака, не заключающегося в определяемом слове, например: замужняя невеста, чарующая боль). Тропофигура противоречия - ведущая доминанта творчества И.В. Лотарева.
В работе А.А. Смолина (Смолин А.А. Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального — дис. к. ф. н. - Красноярск, 2005) сюрреализм репрезентируется до сверхреального (квинтэссенции науки, искусства, философии, религии). «Сюрреализм, или сверхреальность — это нечто запредельное, находящееся где-то в самых глубоких пластах бессознательного каждого индивида. Эта «вселенская ткань», пронизывающая все сущее и существующая во все времена, она была до нас и будет существовать и после нашего исчезновения» (С. 4). На полотнах С. Дали затаившееся в недрах человеческой души вырывается наружу и обретает символическое воплощение. Эсхатологические образы в произведениях испанского живописца восходят к архетипическим представлениям, связанным с наступлением Хаоса.


Рецензии