Тургенев

И.С. Тургенев еще при жизни был признан классиком в Европе. Творчество большого художника обладает единством, исполнено внутренним смыслом, отраженным в каждом элементе целого. Ведущие тенденции, константы жанровых исканий Тургенева — универсализм художественной мысли, элегизм авторской модальности. Уже в «Стено» поставлена задача выразить все стороны мира и человеческого бытия, всеохватность драматической поэмы сосредоточена на коренном онтологическом вопросе о соотношении природного и индивидуально-личностного в «метафизической устойчивости» человека. Элегическая тональность высвечивает особенности «индивидуальной вписанности в объективную картину всеобщего жизнесложения» (В.И. Тюпа). Тургеневскому стилю свойственно не условное изящество формы, но особенная благозвучность, глубинная музыкальность речи, лирическое чувство. Разнообразие и богатство эпитетов сочетается с системой усилителей, добавочных эмоциональных обертонов. Сравнения отличаются очарованием новизны и открывают неожиданные ассоциативные связи тех или иных переживаний с новыми сторонами преимущественно природной жизни. Глубочайший психологизм приобретает пейзаж: сочетание отвлеченных понятий с яркими образами привлекается для разъяснения душевных состояний. Тургеневу близка карамзинская эстетика обыкновенного, поэтизация скромного пейзажа среднерусской полосы, сообщающая картинам тщательную детализацию и особую задушевность, стилевую завершенность. В то же время глубоко переосмысленный художественный опыт иностранных романтиков вошел в творчество русского писателя как стилевая тенденция. Видные литераторы Франции, Англии, других стран Европы и Северной Америки признавали, что в определенные моменты своего творческого развития осваивали его творческий опыт. Одна из культурно-исторических репутаций И.С. Тургенева — репутация проводника русской культуры на Запад и западной культуры в Россию.  «Можно сказать, что в течение многих лет он был послом России в Европе и Европы в России» (Генералова Н.П. И.С. Тургенев в контексте русско-европейских литературных связей. - автореф. д.ф.н. - СПб., 2001. С.3). Г. Флобер, П. Мериме, Г. де Мопассан, Г. Джеймс, Л. Синклер, Э. Хемингуэй считались с творческим опытом Тургенева, видели в нем воплощение типичных черт русской нации. Как отметил В.В. Розанов, «личность Тургенева просто как человека, как фигуры историко-литературной, едва ли менее значительна, чем собственно содержание его трудов» (Розанов В.В. Ив. С. Тургенев (К 20-летию его смерти) // Розанов В.В. О писательстве и писателях. - М., 1995. С. 141).
И.Л. Карантаевой выявлены черты «европеизма» и «русскости» в личности Тургенева (Карантаева И.Л. Историко-культурные основания и содержание концепта «русский европеец» (на материалах биографии и эпистолярия И.С. Тургенева) — дис. к. культурологии — Кострома, 2010).


Рецензии