Золя

М.А. Гололобов (Гололобов М.А. Парижский текст в романах Э. Золя («Чрево Парижа», «Западня», «Страница любви» - дис. к. ф. н. - Тамбов, 2009) отмечает, что Эмиль Золя показывал губительное воздействие инстинктов на поведение личности. В «Странице любви» говорится о фрагментарности и быстротечности чувства, а между тем препарируется человеческая душа. «Мне хочется удивить читателей «Западни» добродушной книгой, - делится Золя своими намерениями с Гюисманом, - Я рад, что написал миленькую, наивную страничку, которой на вид лет шестнадцать» (Zola, Emile  Correspondance. T. 3: 1877-1880. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l`Universite de Montreal, 1982). Очень бледным и очень изысканным по сравнению с «Западней» называется написанное на средиземноморском побережье Франции.
Особое место в мировой культуре занимает Париж — исторический, социальный, культурный центр Франции. Образ французской столицы в русской художественной литературе нередко служит мотивирующим фоном для выражения авторских представлений о «своем» и «чужом». Париж «Дворянского гнезда» - никому не нужная болтливая суета, сверкающая улыбками и драгоценностями пресловутого «beau monde». Развязно кланяющаяся, приятно щурящая глаза. В рассказе Г.И. Успенского «Выпрямила» (1872) образ Парижа связан с социальным критицизмом писателей-демократов — оборванный, смрадный, гниющий, подлый город. К.Г. Паустовский: «Я полюбил его, никогда не видев. С годами чувство становилось крепче. К Парижу Виктора Гюго присоединился Париж Бальзака, Мопассана, Дюма, Флобера, Золя, Жюля Валлеса, Анатоля Франса, Роллана, Додэ, Париж Вийона и Рембо, Мериме и Стендаля, Барбюса и Беранже» (Паустовский К.Г. Золотая роза. Заметки о писательском труде — М.: Советский писатель, 1956). «Парижский текст» В.П. Аксенова (Вольтерьянцы и вольтерьянки, 2004) — описание исторически и культурно значимых локусов: Нотр-Дам (Notre-Dame), знаменитый студенческий Буль-Миш (boulevard St. Michel), весь Латинский квартал (Quartier Latine),  Сорбонна (Sorbonne), церковь Сен-Жермен (St. Germain-des-Pres), Пон-Нёф (Pont Neuf), Консьержери (Conciergerie), Лувр (Louvre), сад Тюильри (Tuileries), Комеди Франсез (Comedie Francaise), Пале-Рояль (Palais Royal) и др.
Этот город изображается очаровательным и шокирующим, вызывающим настоящее благоговение и откровенное отвращение.


Рецензии