О счастье

Значительный интерес к СЧАСТЬЮ со стороны умнейших людей всех времен свидетельствует о том, что отношение к нему является ядром национального и индивидуального сознания. Счастье неодинаково, порой противоречиво трактуется в контекстах цивилизаций, отвечает чаяниям всех без исключения людей. Лозунг обеспечения «счастливой жизни» активно используется и в политических целях. Н.А. Некрасова (Некрасова Н.А. Счастье как объект социально-этического анализа — дис. к. ф. н. - Киев, 1984) призывала исследовать диалектику проявления феномена счастья в условиях развитого социализма, а также причинность «иллюзорного счастья» в современных ей условиях. Что  есть счастье?
В западной лингвокультуре наблюдается сосуществование взаимоисключающих руководящих принципов: недоверие и дружба одновременно высоко значимы. В отличие от европейца, подчеркивающего главенствующее положение человека во вселенной, счастье для коллективиста-японца немыслимо без тяготения к слитности с естественным миром, обусловленного анимистическими взглядами. Природный фактор в японской традиции закрытого типа является понятийной составляющей «счастья», по-буддийски расценивающегося сиюминутным, призрачным, мимолетным. Западное требование «счастья каждому» воспринимается японцем нереалистичным и даже опасным, разрушающим японские устои. Характерным для японского стереотипа поведения является «боязнь» счастья — чувство внутренней неловкости и психологического дискомфорта из-за того, что другие страдают, в то время как тебе хорошо. Японцы стесняются своего счастья, открытое выражение чувств считается неприличным, так, в этической картине мира нет устойчивых оборотов, свидетельствующих о том, что любовные чувства составляют «японское счастье».
А вот для вьетнамского счастья в настоящее время преобладающим компонентом является эмоциональное сопровождение (Ле Минь Нгок Особенности языковой репрезентации русского концепта «счастье» (с позиции носителя вьетнамской культуры) — дис. к.ф.н. - М., 2011. - С. 160). В периферии понятия выявлен стандартный набор либеральных ценностей. Компонент «долголетие» выявляется при анализе языковых материалов с лексемой «hanh phuc» и связан с образом трех благ — счастье, богатство и долголетие. «Удовлетворение элементарных потребностей» имеет исторический характер и выделяется на материале важных политических текстов в военный период Вьетнама, когда в национальную культуру вошли элементы западной культуры. Здесь глубинные установки сознания устремлены к «максимизации полезности», пропагандируется счастье обладания. Однако при внешнем материальном благополучии успешный образцовый индивид ощущает одиночество и бессмысленность жизни. Бесспорно: истинное благо человека состоит не в том, чтобы удовлетворить свои бесконечные желания, а в том, чтобы «полностью развить … себя как человеческого существа» (Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. - Мн.: Попурри, 2000. С. 435). Обычный человек не осознает, что предметы сами по себе нейтральны, а то, что придает им определенный вкус, находится внутри человека. «Субстанция» счастья давно открыта, но парадокс в том, что каждый открывает ее сам. Открыть эту «субстанцию» не сложно, достаточно вникнуть в перечень необходимых для счастья вещей. Если их мало и мы любим очень избирательно, тогда в жизни мало поводов для счастья.


Рецензии