Экспрессионизм

Термин «экспрессионизм» (от фр. еxpression = выражение), предложенный П. Кассирером, возникает в 1910 году в живописи как антипод к термину «импрессионизм» (от фр. impression = впечатление). Термин отражает суть нового искусства. Провозглашается тезис о приоритете художника, а не действительности. Развивается в живописи (В. Кандинский, М. Бекманн, Ф. Марк, Э. Кирхнер, О. Кокошка), графике (Э. Нольде, Ф. Мазерель), музыке (А. Шенберг, П. Хиндемит, Б. Барток), литературе (Г. Кайзер, Э. Барлах, В. Газенклевер, Э. Толлер, Л. Рубинер, Ф. фон Унру, А. Дёблин, К. Эдшмидт), и особенно лирике (Г. Хайм, Г. Тракль, Э. Штадлер, Х. Балль, Г. Арп, О. Цур-Линде, Б. Брехт, Г. Бенн, И.Р. Бехер, Е. Ласкер-Шюлер, А. Штрамм, Ф. Верфель, И. Голль, В. Клемм, А. Эренштайн, Р. Хюльзенбек, Г. Энгельке, П. Цещ).
Е.А. Микрина (Микрина Е.А. Структура образа в поэзии раннего немецкого экспрессионизма — дис. к. ф. н. - М. - 2002) установила стилевые признаки направления. Несмотря на кажущуюся неоднородность лирики немецкого экспрессионизма начала ХХ века, на всех уровнях языковой структуры текстов обнаруживаются общие тенденции:   замкнутость поэтического мира, историческая обусловленность тематики. Круг проблем, решаемых экспрессионистами, связан с определенными событиями общественно-политической жизни начала ХХ века — I Мировой войной, развитием буржуазии, резким наступлением цивилизации, обострением классовой борьбы. Неприятие происходящего и протест нашли яркое воплощение в эстетике отвратительного, в намеренно утрированном изображении   действительности — герои грубы и вызывающи, образы резки, ситуации экстремальны. Экспрессионисты рисуют поистине апокалиптические картины. Пессимизм, напряженность, негативизм, контрасты, мистицизм: мёртвые оживают, вещи очеловечиваются, призраки обретают реальность. Вследствие субстантивации олицетворяются предметы, признаки, действия. Наблюдается беспредельный рост выразительности слова, значение контекста. На фоне упрощения грамматической формы смысл усложняется. Мотивы антонимичны: жизнь и смерть, день и ночь, зима и лето, солнце и луна, люди и вещи, мир города и мир природы. Популярный образ розы синтезирует радости страстей и бренности бытия, «памяти нежного свиданья» и «минуты осени жестокой». Отстраненное изображение от третьего лица в то же время крайне субъективно. В лирике экспрессионизма происходит беспрецедентный взрыв индивидуальности. Конкретность и абстрактность, детальность и монументальность, реальность и нереальность одновременно.
Здесь нельзя упускать урок гения. Гётевские стихотворные изречения являются высшей точкой и завершением европейской афористической традиции. Гёте совершил  рискованный эксперимент с предельно объективным жанром, наполнив личным началом. Любое высказывание автора в качестве афоризма, получая статус абсолютной и полуанонимной истины, тем не менее, принадлежит именно Гёте.


Рецензии