Экспрессионизм
Е.А. Микрина (Микрина Е.А. Структура образа в поэзии раннего немецкого экспрессионизма — дис. к. ф. н. - М. - 2002) установила стилевые признаки направления. Несмотря на кажущуюся неоднородность лирики немецкого экспрессионизма начала ХХ века, на всех уровнях языковой структуры текстов обнаруживаются общие тенденции: замкнутость поэтического мира, историческая обусловленность тематики. Круг проблем, решаемых экспрессионистами, связан с определенными событиями общественно-политической жизни начала ХХ века — I Мировой войной, развитием буржуазии, резким наступлением цивилизации, обострением классовой борьбы. Неприятие происходящего и протест нашли яркое воплощение в эстетике отвратительного, в намеренно утрированном изображении действительности — герои грубы и вызывающи, образы резки, ситуации экстремальны. Экспрессионисты рисуют поистине апокалиптические картины. Пессимизм, напряженность, негативизм, контрасты, мистицизм: мёртвые оживают, вещи очеловечиваются, призраки обретают реальность. Вследствие субстантивации олицетворяются предметы, признаки, действия. Наблюдается беспредельный рост выразительности слова, значение контекста. На фоне упрощения грамматической формы смысл усложняется. Мотивы антонимичны: жизнь и смерть, день и ночь, зима и лето, солнце и луна, люди и вещи, мир города и мир природы. Популярный образ розы синтезирует радости страстей и бренности бытия, «памяти нежного свиданья» и «минуты осени жестокой». Отстраненное изображение от третьего лица в то же время крайне субъективно. В лирике экспрессионизма происходит беспрецедентный взрыв индивидуальности. Конкретность и абстрактность, детальность и монументальность, реальность и нереальность одновременно.
Здесь нельзя упускать урок гения. Гётевские стихотворные изречения являются высшей точкой и завершением европейской афористической традиции. Гёте совершил рискованный эксперимент с предельно объективным жанром, наполнив личным началом. Любое высказывание автора в качестве афоризма, получая статус абсолютной и полуанонимной истины, тем не менее, принадлежит именно Гёте.
Свидетельство о публикации №213021501808