Шаламов
В диссертации И.А. Макевниной (Макевнина И.А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика — дис. к. п. н. - Волгоград, 2006) творческий метод писателя рассматривается в контексте изобразительного искусства. Ключевые доминанты импрессионизма в отношениях взаимодополняемости в контурах шаламовского стиха теряют жесткую детерминированность, что приводит к ощущению многомерного поэтического мира, наполненного «воздухом» импрессионизма.
Проза Варлама Шаламова отражает следы влияния поэтики постимпрессионизма, реализуя эстетические принципы: «чистоту тона», «стянутое остановившееся время», драматическое сгущение материи, напряженность рисунка и колорита. «Колымские рассказы», впервые изданные в 1992 году, - это документальная достоверность чувств, дискретно представленных в эстетически адекватных формах, стремление к личностному Ренессансу, «рассказы, которые держатся на информации о редко наблюдаемом состоянии души» (Лексин Ю. «Вне всего человеческого» // Знание — сила. - 1991. - № 6.).
А. Чехов: «В описании природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало стёклышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром черная тень собаки или волка» (Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы — 3-е изд. - М., 1979. - С. 359). Это наблюдение созвучно импрессионистическому методу демистификации, то есть выдвижению в качестве предмета художественного изображения ничем не украшенной жизни. Прозаические подробности придают достоверность изображаемым реалиям и, находясь в естественном сцеплении со словами «высокого рода», словно «загораются» от них поэтическим огнём. Целостность образов предполагает быстроту восприятия, динамизм воображения реципиента. Повествование Варлама Шаламова воспроизводит множество судеб в «свете единого авторского сознания» (М. Бахтин).
Свидетельство о публикации №213021501822