Клён-богатырь Илья Муромец

              (Сказка  для  взрослых.)
     Я проснулся от шума. За окном раскачивалось и шумело,словно море, дерево- великан. Обычно невозмутимо спокойное, оно металось из стороны в сторону, вернее сказать, метались, как безумные, ветви и листва  его шести толстых стволов. Они все  росли из необъятного отцовского ствола и упирались в самое небо так высоко, что шапка слетала с головы, желающего увидеть их вершины. Когда-то их было семь. Старший сын, самый могучий и неукротимый, погиб,и теперь от него остался мертвый обломок.
Сыновья спорили, мерились силой и длиной веток, отец посмеивался, глядя на них. Он один был толще и сильнее их всех взятых вместе. По низу его  могли обхватить только четыре длинноруких мужика, а  верхушками  сыновей он достигал крыши семиэтажного дома.
Светила луна, облака причудливой формы с бешеной  скоростью неслись по небу.  Они  цеплялись за верхушки дерева и на какое-то мгновение притормаживали, точно стадо, наткнувшееся на преграду. Но верховой ветер срывал их с «якоря» и мощными порывами трепал ветки великана, стараясь сломать  и сбросить на землю  то, что остановили   облака, гонимые им куда-то. Но  стволы дерева не сдавались. Они не гнулись,  главный ствол даже не вздрагивал. Шумели листья и раскачивались гибкие ветки. В минуты затишья они устремлялись снова вверх, образуя огромный шар на гигантской ноге- стволе отца.
Я не раз приходил  к великану, обнимал и просил рассказать его историю. Я любил его. Обхватывая руками и прикасаясь грудью к его жесткой корявой коже, я чувствовал, как бодрость и сила перетекают в меня. Суета уходила, приходил покой и уверенность в своих силах.Вот и сейчас я сказал:
-Великан, ты сегодня не спишь, как и я. Тебе мешает ветер, а мне твоя борьба с ним.Расскажи о себе. Ты давно живешь, много видел, много знаешь. Расскажи про давние времена. Я чувствую:«мы с тобой одной крови!» Ты для меня  как прапрадед прапрадеда.
Раздался  скрипучий  звук   трущихся друг о друга стволов- так смеялся богатырь.
-Приходи, когда облака плывут незаметно для твоего глаза, и мысли мои текут спокойно. Тогда я вспоминаю прошедшее. Может, и расскажу тебе кое-что,- прогудел великан.
На следующий день было тихое солнечное утро, щебетали птицы, и ни один листик не шевелился на ветках деревьев.
-Про такую погоду говорило дерево, пойду, порасспрошу его, -подумал я и направился к богатырю. Я с нежностью погладил его кору, как обычно прижался к нему, поздоровался и сказал:
-Расскажи, богатырь,  о себе и что случилось с твоим старшим сыном.
Клен зашелестел листьями, хотя не было ни малейшего ветерка. Он собирался с мыслями.
-Я давно живу  на свете. Мне много лет, может 100, а  может200, не помню,- начал рассказ великан.-Крылатым семечком принес меня ветер и уронил там, где указал Творец. Место это благословенное, в ложбине, защищенное от ветров и напоенное дождями. Посмотри на меня! Никакой ураган не может вырвать мои корни, если не захочет Бог, и не вытолкнет их Земля. Он же мне дал 7 сыновей, семь могучих богатырей: Александра, Бориса, Богомира, Боголюба, Владимира,Ивана,  Игоря. Я рос в ширину и всегда держался за землю, сыновья же стремились ввысь, им хотелось упереться в небо и хвалиться своей силой. Тела у них  были мощные с гибкими ветками и густою листвой,  красавцы, одним словом. Я   горжусь ими. Они сделали меня красивым и гордым за свою семью.
Великан замолчал, его сыновья весело покачали верхушками. Молчание затянулось, мне показалось, что клен задремал, но он вдруг произнес:
-Напротив меня растет красивый клен, мой родственник.
Я  посмотрел, куда указывал, вытянув ветку, один из младших сыновей. Вероятно, они слушали рассказ  отца. На пригорке, как на постаменте, красовалось дерево с одним стволом и огромным роскошно  пышным куполом из  зеленой листвы.
-Действительно- красавец!- согласился я.
-Он  говорит, что он такой, потому что живет  для себя, без детей, а  я, по его словам, похожу на воронье гнездо, что меня истрепали  заботы о детях.
-Он не прав,- засмеялся  я,- у тебя вид могучего мудрого богатыря Ильи Муромца. Он, как и ты, был сильнее всех,  надежнее всех, и никогда не бахвалился.
-Хорошо сказал, человек,- прогудел великан.- Может и верно, что кто-то из твоих  далеких  сородичей родился  среди деревьев.
Он опять замолчал. Он и так говорил медленно. Время для него не имело ценности и смысла. Он никуда не торопился. Если бы не сыновья, и их тихий разговор между собой высоко в небе, я сказал бы: дерево замерло.Снова запели птицы на его ветках, притихшие при нашем разговоре, застрекотали болтливые белки.
-Многим даешь ты приют, богатырь,- прервал я молчание.- Не только сыновья живут под твоей защитой.
-Верно, и белки, и птахи, и бурундуки, и зайчишки,- всем есть место. Не люблю ворон,  обижают они слабых, поедают птенцов малых.Я прогоняю их, остальных всех принимаю,    укрываю от жары и холода.
-Расскажи о сыновьях,- напомнил я ему.
Он начал издалека, с мудрости, проверенной  годами.
-Со стихиями бесполезно бороться. Надо лишь не сгибаться перед ними, чтобы не сломали.Крепкие корни держат дерево. Земля не даст в обиду тех ,кто ценит ее.
Чистый дух не пропустит гниль в  ствол.
-Говорил я сыновьям: мало чести сражаться  из-за избытка силы и погибнуть, не победив из-за недостатка ума. Но старший сын не послушал меня. Есть у нас сильный противник, холодный Северный ветер. Сколько живу, столько пытается он свалить меня с ног. Всегда налетает неожиданно, с безумным воем. Сначала пытается согнуть  и выворотить корни. Если не удается, кружит, кружит, ломает ветки, замораживает листья. И уносится дальше, выкрикивая угрозы. Его все боятся. Даже коровы с соседнего пастбища спускаются ко мне, спасаясь от него.
 Вздумал  старший сын  Александр  биться с Северным ветром.
-Заставлю,-говорит,- покориться мне и приносить только  теплый воздух.
-Пустая затея!- вразумлял я его.- Не может Северный ветер нести тепло с Севера.
-Пусть прилетает к нам через юг!- настаивал сын.
-Нельзя изменить творение Создателя, можно лишь просить  о защите. Ветер- это творение Бога.- Великан вздохнул.
-Не хотел сын слушать отца. Молодой был, сильный, горячий. Ему казалось, что его отговаривает моя слабость, что я состарился  для  сражения, что стал робок и труслив.А я знал, что нельзя  смертному  мериться силой с бессмертным.
- Стал Александр вызывать Северный ветер на бой. А тот был быстрый, неудержимый. Как услышал он зов сына, взъярился, помчался к нам. Не было для него никаких преград, не задерживали его ни горы, ни леса. Мчался он ледяным ураганом, сметая все на пути.
Ударил он с разгона  в середину моей семьи. Затрещали сучья, полетела листва, будто ястреб рвал перья голубки. Стали мы бороться с ветром, я и семь сыновей. Ведь мы- одна семья. Не могли не помогать Александру. Теперь это была наша борьба:  злодей гнул ветки на всем дереве, ломал сучья и рвал листья не только с глупого сына. Помогая ему, мы сражались за всю семью.
-Глубоко мои корни ушли в землю. Защищала меня Земля от буйных  ветров, поила меня водой в засуху, когда росы не хватало напиться кузнечику. А когда я подрос, ни один ветер не  согнул  и  не  сломил меня, такую силу получал я от Земли. Не боялся я и Северного ветра, но никогда не лез в драку без нужды.
-Страшно вспомнить, что тогда творилось здесь. Небо почернело, тучи неслись, будто за ними гналось чудовище, вой  от ветра разносился по всем долинам и горам. Люди попрятались в домах, скотина  тревожно  мычала и  металась по полю, не зная где укрыться от холода. Возле меня творился ад. Но я стоял крепко и удерживал сыновей. Кроме сухих сучьев и улетевших листьев мы не имели других потерь.

Разозлился Северный ветер, разбушевался, понял, что не осилит  нас. Стал он бороться только с сыном. А тот, хотя и брал силу от моих корней и ствола, все стремился  отделиться от нас и подставить впереди свою грудь. И нашел  злодей слабое место у сына. Остался в нем от подростка гнилой кусок сердцевины, совсем не большой. Я считал, что сын искупил те поступки, оказалось, что нет. След остался.  Разогнался злодей, собрал всю мощь дыхания, воспользовался мигом, когда сын  один  вытянулся далеко в сторону от семьи,  ударил   Александра в гнилое место и обломил  его ствол. Закричал сын, умирая:
-Прости отец, непутевого сына. Я хотел, как лучше...,- не договорил. Упал безжизненный обломок с треском на землю. Глухим стоном откликнулась она, словно мать на смерть сына. Тучи вылились дождем и медленно уплыли. Я с живыми сыновьями оплакивал Александра каплями дождя.

А ветер лихо засвистел,  захохотал, сделал  круг вокруг нас и умчался не побежденный на Север. Осталось у меня шестеро сыновей. От седьмого много лет торчит полусгнивший обрубок.Он напоминает   братьям  о том, что, пока мы вместе, не одолеет нас даже Северный ветер, а сила без мудрости- гибельное дело.
На остатках Александра не выросло ни одной новой ветки, заморозил его Северяк, не оставил  в нем жизни для возрождения.
-Жаль Александра,- сказал я, переводя дух. Мне хотелось утешить великана,  даже великаны и силачи нуждаются в поддержке.
- Оставшиеся сыновья учли урок и перенимают ваш опыт?

-Да,- вздохнул могучий отец,- когда вынуждены. –Гибнет мой младший сы Игорь. Я заметил,что он  тянется на восток, как когда-то старший брат тянулся на север. В темные ночи по нему бегают огоньки, и на ветках , как на качелях, раскачиваются чертенята.  Я решил присмотреть за ним. И  однажды  услышал   богохульные мысли. Захотел он дотянуться до неба и посмотреть, так ли хорошо там у Бога, как  у нас на Земле? Я напомнил ему о брате. Он промолчал. Начал быстро расти вверх,  догнал старших братьев, а потом резко пошел в сторону, на Восток. И вдруг, стал чахнуть, слабеть, засыхать. Молчит, ни с  кем не говорит. Ничего не хочет. Прошла охота тягаться с кем-то, да и сил нет. Сколько проживет, не знаю. Налетит опять Северяк и сломит его голову. Жаль молодых, а помочь не удается.,- закончил богатырь.- Я доволен, что остальные сыновья держатся вместе и растут на юг в теплую сторону.
- У людей так же бывает,- согласился я.

Вечерело. Я не заметил, как прошел день, и  стали подкрадываться сумерки. Я поблагодарил за рассказ и простился с семьей клена.
-У  великана   свои  часы  и другие законы жизни. Корнями связан с Землей, а вершинами с небом.

    Наступила осень. Часто хмурилось небо, обещая непогоду. Я приветствовал клен издалека, и он отвечал взмахом веток. Один раз я подошел к нему, как делал раньше, и погладил его ствол. Кора была теплой, несмотря на прохладный вечер.
-Плохой прогноз погоды,- сказал я великану.- Обещают сильные грозы.
-Мы знаем,- прошелестел клен,- мы приготовились. Главное- выстоять, любой  непогоде приходит конец. Собрать все силы, помогать  друг другу, особенно молодым, держаться корнями за землю и стоять, не склоняя головы. Творец поможет и даст силы.

На следующий день налетела гроза с молниями, ливнем и градом, словно в дни всемирного потопа. Разыгралась бешеная буря. Казалось, сам дьявол решил отомстить великану за  непокорность. Я выглянул в окно. Клен стоял крепко,мне почудилось, что он набычился в сторону  ветра и  заметно ушел в землю. Его сыновья боролись с бурей в небе. Отец стойко удерживал их на себе. Верхушки качались  из стороны в сторону,  испугано бились тонкие ветки, кружились сорванные листья, посылая в эфир SOS!  Часто молния освещала битву зловещим светом, и гром рычал, как разъяренный лев.
И, вдруг, среди воя урагана я услышал крики сыновей клена:
-Отец, помоги, нет сил держаться!
Великан, призвав на помощь Творца, напрягся и гигантским усилием, что затряслась вокруг земля, и затрещали его корни, стянул сыновей в один огромный ствол. Он прохрипел им:
-Возьмите друг друга за ветки. Держитесь вместе. Я вас не выдам.
Сколько ни ярилась буря, сколько ни бил ливень, сколько ни сверкала молния и ни грохотал угрожающе гром, клен- богатырь стоял, собрав в один сноп молодые стволы сыновей. Стоял день, стоял ночь. К рассвету буря угомонилась, ветер умчался отдыхать, тучи рассеялись, и ласковое солнце осветило место сражения.
    
    Семья великана выстояла. Отец и сыновья все еще стояли, обнявшись. Пострадали два брата, восточный и западный. Они не  вняли команде отца. Они боролись в одиночку. Да и борьба эта была кратковременной. Со второго порыва урагана сломался сын восточный, с третьего порыва переломилась верхушка западного сына. Он выжил, но к небу больше не тянулся, а пошел вширь.

С первым лучом солнца я поспешил к дереву, прижал ладони к его коре. Великан отдыхал, чуть вздрагивая, будто во сне вспоминал  прошедшую ночь.
-С победой тебя, Илья Муромец!- тихо  поприветствовал я его.  Не надо было кричать, великан слышал не ушами, а сердцем, огромным как его тело.
Чуть быстрее побежали под корой токи от земли вверх. Сыновья очнулись и затрепетали листвой. Даже  западный сын,  приветливо зашелестел, не отпуская ветки ближайшего брата, за которого  ухватился, потеряв в бою верхушку.  Недалеко на земле лежал восточный сын, обломившийся почти у ствола отца. Обнажилась его сгнившая сердцевина. Листья на его ветках увяли и пожелтели.
- Трудная была  ночь.-Наконец, откликнулся великан.- Но мы выстояли! Если мы вместе,с нами всегда Творец!

РЭМ  КОЛЬ.
30.05.08г.


Рецензии