О романе А. С. Пушкина Евгений Онегин

Начну с того, что этот роман не только про главного героя — Евгения Онегина, но ещё больше про главную героиню — Татьяну Ларину с её чистыми устремлениями. Пушкин показал настоящую самоотверженную любовь — любовь Татьяны. Любовь всегда меняет человека, — она для этого и приходит. Первой изменилась жизнь Татьяны, позже изменилась жизнь Евгения. А также изменилась жизнь третьего человека — Гремина, мужа Татьяны, который искренне её любил и доверял ей. "Евгений Онегин" - это рассказ о преображающей любви.

Пушкин показал двух полярных людей, которых свела жизнь для того, чтоб они помогли друг другу. Это счастье Татьяны, что Онегин поначалу был глубоко равнодушен к ней. У него не было высоких идеалов и принципов, — только некоторые довольно слабые представления о благородстве, и будь у него хоть небольшая заинтересованность, он мог бы воспользоваться ситуацией, а так ему просто не хотелось связываться с таким наивным человеком. Какой интерес покорять "холмик"? Это же не "скала". Никакой гордости, никакого престижа.

Онегин — это представитель светской элиты. Но у него более быстрый ум и больше амбиций, и это толкает его на поиски чего-либо нового и оригинального, где он мог бы быть независимым, самоутвердиться и обрести, если не восхищённое внимание, то хотя бы скандальную славу. Одним словом — чтобы быть нестандартным, местной достопримечательностью. И он представлял себе, как после его "выступлений" о нём судачат и сплетничают, потому что знал правила и закономерности этого общества, и чувствовал себя, как на сцене. А в случае с Татьяной никакой сцены не ощущалось и никаких аплодисментов в воображении не звучало...

Почему Онегина так впечатлила Татьяна, когда он увидел её в свете? Не только потому, что за те годы, пока они не виделись, она изменилась, и он немного изменился. Первая причина была в том, что в молодости он сам вступил в свет и подстраивался под него. А тут он увидел человека, который, оставаясь в свете, остаётся в то же время самим собой и ведёт себя достойно. Часто бывает так, что человеку нравится то, чего ему не хватает, — это естественное стремление. Вторая причина была в том, что раньше он видел девочку, которая влюбилась в него, а теперь он увидел прекрасную и неприступную даму, - "высокую горную вершину с отвесными склонами", которую можно покорять.

Евгений Онегин изменился очень слабо, у него были светские понятия, потому ему и понравилась неприступность Татьяны. Если бы он увидел в ней прежнюю искреннюю, добросердечную девушку, он остался бы к ней равнодушен. Это Пушкин восхищался чистотой мыслей Татьяны, это он любя о ней рассказывает, это он ценит эти качества. А такие, как Евгений Онегин, восхищаются светской холодностью, закрытостью характера. В этом они видят силу. Открытость их не привлекает, простота разочаровывает. Силу прямых, открытых отношений они не понимают, потому что сами закрыты и боятся проявить свои настоящие чувства. Флирт они проявлять не боятся, потому что это — ненастоящие чувства.

Для того, чтобы быть искренним на людях и проявлять на публике свою мягкость, надо быть очень сильным человеком. С грубостью проще: проявишь — и побоятся тронуть, а если заговоришь о красоте, о высокой справедливости, о всеобщем мире и счастье, о нежности, душевном тепле или хотя бы об элементарной доброте* - то накинутся толпой и попытаются растерзать! И надо будет иметь большое мужество, стойкость и силу, чтобы, во-первых, не принимать их возражения всерьёз и остаться на своей позиции, а, во-вторых, доказать им, что если человек душевный, то это ещё не значит, что он не умеет защищаться.

Татьяна своей любовью вывела Онегина из оцепенения в замкнутом круге, в котором он привык жить. При первой встрече он не понял её любви, и отвергнул протянутую руку. А когда Татьяна предстала перед ним в образе светской королевы, в нём возродилась, вспыхнула его мечта — образ, который был у него ещё с молодости — и он сам не осознавал, что в его мечтах этот образ всегда оставался и должен был оставаться неприступным, — чтобы было в жизни хоть что-нибудь, к чему можно стремится вечно... И Татьяна его осчастливила тем, что явила в жизни этот образ! Своим искренним отказом, не желая предавать достойного человека — своего мужа, она ещё больше помогла Евгению. Он ещё только начал выходить из своего оцепенелого состояния, только начал смотреть на любовь другими глазами. И если бы то, ради чего он поднялся, далось бы ему сразу в руки, то он скатился бы обратно, так как ему не к чему стало бы тянуться. Есть такие люди, которые не умеют ни стремиться к глобальным целям, ни ставить себе, по достижении прежней цели, новую цель. Чтобы эти люди чувствовали себя счастливыми, необходимо, чтоб их цели были вечно недостижимы и в то же время казались конечными, — с достижимыми им скучно, а бесконечных они боятся...

Таков, например, и Остап Бендер*. Он чувствовал себя на седьмом небе, пока гонялся за кладом — стулом с бриллиантами или подпольным миллионером Корейко, — но как только получал желаемое, сразу начинал скучать: стремиться некуда, потратить деньги негде,  да и тратить их не так интересно, как добывать...

А Татьяну полюбил Гремин — человек, достойный её, за её чистую душу. И образ жизни, который она вела с ним, был очень достойный и светлый, которого она не смогла бы иметь рядом с Евгением.

Таких историй преображения, когда любовь возвышает одного человека, а другого выводит на свет, много, потому что это один из путей. Этот роман кончается хоть и грустно, но очень оптимистично. Для того, чтобы помочь любимому человеку, иногда нужно уйти любя, как это сделали Марта* и Джейн Эйр*.


Примечания:
1. Именно доброте, а не "добренькости" — это разные вещи: первая справедливее.
2. Остап Бендер - главный "герой" романов "12 стульев" и "Золотой телёнок" И. Ильфа и Е. Петрова.
3. Марта - в фильме "Тот самый Мюнхаузен".
4. Книга: Шарлотта Бронте "Джейн Эйр" (роман).

Написано в конце 2011 или начале 2012 года


Рецензии
Здравствуйте!
Александр Пушкин назвал своего героя Евгения Онегина анахоретом. Это человек, который сам не знает, чего он хочет; ему не сидится на месте; ему хочется мутить всё вокруг себя и чтобы всем было дурно. Он убивает Ленского. А мог не явиться на дуэль, уехать.
Анахоретом был Рахметов - герой романа Николая Чернышевского "Что делать?", которого в СССР чиновники от образования сделали революционером. А в романе написано: очень богатый помещик; анахорет - ездил по свету, работал грузчиком и т.д.
Анахоретом был Максим Горький-Пешков. Он не был босяком, то есть бедным, как его представляли большевики-коммунисты. Его дед владел кирпичными заводами. М.Г. хотел быть писателем, а потому ездил по свету, собирал материал, всё записывал.
"Евгений Онегин", как и всё, что написал великий русский поэт А. Пушкин - щедрое наследство тем, кто любит читать на русском языке.
Желаю Вам удач в жизни и творчестве!

Василиса Фед   10.04.2022 21:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.