5. Через Боомское ущелье

На фотографии Боомское ущелье. Слева железная дорога, справа река Чу.


Из Бишкека на озеро Иссык-Куль дорога идёт сначала по Чуйской долине, а потом по Боомскому ущелью, которое прорыто рекой Чу, – здесь вдоль ущелья проложены все коммуникации – и автомобильная, и железная дороги, и ЛЭП. Перед въездом в ущелье из Чуйской долины мы остановились около родника – местной достопримечательности.
Асфальтированная дорога, по которой мы ехали на газике, вначале стала лепиться к горам и показалась мне опасной. Нижняя часть ущелья, в котором мы оказались, фактически представляет собой узкий каньон, и река там петляет где-то внизу под обрывистыми скалами. Она казалась мелкой, особенно с высоты.

Дорога шла все время вверх. Мотор натужно работал, было жарко, но я на это не обращал внимания, – так красиво было все вокруг меня – горная река Чу внизу, горы вверху, – никогда не виданные мной пейзажи, которые сменялись один за другим, потому что дорога была извилистой и мы все время огибали одну вершину за другой.
 
Раньше мне не приходилось бывать в горах. Мне представилось, что я, как будто, попал в другой мир и был очарован им. Вдруг я осознал, что это на самом деле другой мир: высочайшие горы, я на Востоке, о котором знал только по сказкам. Другой пейзаж, другие люди, другие ценности, другой уклад жизни.

Местные жители называют ущелье просто Боом, что переводится как «злой дух». Ущелье так было названо, после того как в 1850 году его пересек русский путешественник и исследователь Петр Семенов Тян-Шаньский. Всего за сто с небольшим лет до моей поезки он испытал страшные трудности, поднимаясь по ущелью вверх:

"Это ущелье является смертельной и опасной ловушкой. Мы с трудом продвигались по нашему пути, который пролегал то по берегу реки, то приходилось карабкаться вверх по отвесным скалам, которые обрывались неожиданно. Чтобы избежать таких переходов приходилось идти по реке, где это представлялось возможным. Мы боролись со стремительным течением, которое скрывало громадные камни и каждое мгновенье намереваясь смыть нас прочь".

Тогда Семенов и его команда преодолевали Боомское ущелье длиной всего 30 км двадцать один день. Через 22 года после его путешествия по изгибам и линиям реки вдоль ущелья была построена дорога. Наш газик преодолел это расстояние меньше, чем за час.
 
В средней части ущелья дорога переходит с одной стороны ущелья на другую через Краснооктябрьский мост, переброшенный через реку.

Вообще-то это название официальное, а все его называют просто Красным мостом. Этот мост сегодня - граница между Чуйской областью и Иссык-Кульской, центром которой стал город Каракол, ранее называвшийся Пржевальском.

Вскоре долина расширилась, и мы практически перестали подниматься вверх. Пойма реки стала довольно широкой, она была покрыта густой растительностью.
 
Еще немного, и мы попали в Иссык-Кульскую котловину. Впереди заблестело озеро Иссык-Куль. Река ушла вправо на юг, где в горах Терскей Алатау были ее истоки, а мы поехали по северному берегу озера. Мне сказали, что река Чу когда-то раньше впадала в озеро, но теперь между ней и озером перешеек шириной в несколько километров, а река ушла в Боомское ущелье. Эта река – важный источник воды для всей Чуйской долины как в Киргизии, так и в Казахстане.
 
А я слышал, что были и другие времена, когда уровень воды в озере был много выше, и озеро изливалось через русло этой же реки вниз в ущелье.

Продолжение следует: [http://proza.ru/2013/02/15/300]


Рецензии