Философия дороги

Сибирская осень незаметно перевалила за свою середину. Негреющий солнечный диск быстро описывает свой дневной путь по небосводу, который в ясную погоду особенно прозрачен и бездонен, перечерчен крикливыми косяками перелётных птиц.
Именно в эту пору и пришлось мне возвращаться домой на своих «Жигулях» из дальнего леспромхоза, где я был по поводу покупки брёвен для своего дачного участка.
До города полторы сотни километров по довольно скверной дороге, представлявшей собой перемежающиеся участки с откровенной глиной и выбитым асфальтом, уложенным много лет тому назад.
На выезде из посёлка внушающий доверие прохожий указал ещё на один, более короткий путь по лесной дороге, со всей прямотой отметив, что он «немного похуже». Понадеясь на «русский авось», решаю поехать предложенным путём.
Автомобиль отмеряет безлюдные километры. Вдруг мотор заработал с перебоями, машина дёрнулась и остановилась. Как говорится, «приехали». Несколько раз безуспешно пытаюсь пустить двигатель, проверяю его на «искру» и поступление топлива. Выясняется причина внезапной остановки. Это неустранимая в пути неисправность бензонасоса. Только сейчас сознание отмечает отсутствие какого-либо транспорта в обоих направлениях. Усилием воли заглушаю появившуюся было панику, стремлюсь выработать план действий в этой неприятной ситуации. А выход один - отбуксировать неисправный автомобиль в ближайший населённый пункт, но как это сделать на пустынной дороге? Быстро остывает безжизненная жестяная коробка машины, становится зябко.
Как-то незаметно подкрались сумерки. Дорожная грязь покрылась ледком, стала вязкой. С надеждой Робинзона вглядываюсь в дорогу и, наконец, плотный воздух доносит до меня гул работающего мотора. Погасшая было во мне энергия начала оживать. Подъехал и с визгом остановился грузовик. Шофёр, парень лет тридцати, высунулся из приоткрытой двери кабины:
- Что, дядя, стоим?
- Стоим. А сколько километров до ближайшего жилья?
Немного подумав и почему-то неестественно улыбнувшись, парень дал ответ:-Бери вёрст десять.


- У меня есть пятёрка. Хотел бы попроситься к тебе на буксир, - попытался я соблазнить водителя синей ассигнацией.
- Хотеть, дядя, не вредно. Только деньжат в дорогу надо брать побольше, - осклабился рядом золотых зубов парень и ударил «по газам».
Долго стоял я посреди дороги, вглядываясь в удаляющийся грузовик, не понимая, как это могло произойти.
Свыкнувшись с фактом человеческого бесчувствия, подошёл  к нему по- философски и с другой стороны. А философия моя заключалась вот в чём: ну не выдавал же никто парню должностной инструкции, предписывающей ему оказывать посторонним помощь в подобных случаях!
Это во-первых.
Во-вторых.
Добро контрастнее, выпуклее предстаёт перед нами только в сравнении со злом. Представим на минуту, что все люди на земле делают друг другу только добро. Со временем это благодарное чувство притупится, ожиреет, воля обмякнет, что явится благодатной средой для бациллы зла, которая и погубит род людской. Как тень не может жить без света, так и борьба добра со злом обусловливает равновесие в природе. Конечно, очень бы хотелось реже встречаться с проявлением зла, но...
Между тем небо вызвездило, ярко-белая луна разлила холодный серебристый свет на всё окрест, ядрёный морозец студил тело. Вдруг вдалеке показался свет фары, послышался едва различимый
звук работающего двигателя, звук всё усиливался, пока не перешёл в рык мощного мотоцикла.
И опять я был огорчён. Ведь чем сможет мне помочь запоздалый мотоциклист? Вот щупалец фары скользнул по мне и исчез,втянувшись в тело мотоцикла.





 
 
Подошел детина в шапке -ушанке  и в короткой, не по росту телогрейке.
- Чем могу помочь? - неожиданно не басом спросил детина, оказавшийся просто Федей, и моя, в общем-то, немаленькая рука утонула в его руке - кувалде. Мною одновременно овладели два чувства: чувство какой-то надёжности и чувство осмотрительности при встрече один на один с таким великаном.
- Не знаю, как и быть. Наверное, надо где-то оставить машину, а самому  съездить в город за бензонасосом, - не питая никаких надежд на помощь, подавленно ответил я.
Федя, не задумываясь, сделал предложение:
- Вы меня подождите часок-полтора. У свояка «стуканул» движок, стоит машина на приколе.
Я бы снял пока насос, глядишь, и дотяните до дома. От неожиданности я не мог вымолвить и слова, а мотоцикл уже сердито зарычал и, трогаясь, мой спаситель крикнул:
- Вы обязательно меня дождитесь!
И опять стою посреди дороги, вглядываясь в удаляющиеся огоньки, и не совсем понимаю, что происходит. Примеряю на себя логику хорошего человека и к своему стыду делаю вывод: я, конечно, постарался бы помочь каким-то советом, но чтобы ночью, по грязи, колесить не один десяток километров для незнакомца?... скорее вряд ли, а точнее - не поступил бы так. А в Фёдора я уверовал. Окончательно и бесповоротно.
Расставаясь, пообещал при первой оказии доставить ему бензонасос, но ответ на один вопрос не давал мне покоя: что заставило человека раскрыть всю широту своей души? Ясно, что не корысть. А что? И понял я, что неверны были мои философские рассуждения. Добро должно победить зло. Окончательно и бесповоротно.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.