Гром и молния над Ватиканом

«Как гром среди ясного неба», - так один из кардиналов назвал неожиданное заявление епископа Рима о своем уходе.  Поразительно – но в тот же вечер погода быстро изменилась, и разразилась гроза. Так что были и гром, и молния – она попала в купол собора св. Петра.

Кажется, невозможно не обратиться к явлениям грозы и молнии в священном Писании. Наиболее значимыми представляются два места.

На третий день, при наступлении утра, были громы, и молнии, и густое облако над горою… И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы… Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом
                (Исход 19, 16-19)

Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Под всем небом раскат его, и блистание Его до краев земли… Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые.
                (Иов 37, 2-5)

Итак, молния сопровождает приход   Бога для встречи с людьми или Его присутствие
В других местах – их более десятка – молния в общем виде характеризует быстроту или могущество.

Будем ли рассматривать такое совпадение как случайное и символическое, или  предположим более высокий смысл – все равно день 11 февраля останется в истории как совершенно исключительный.

Как, впрочем, и сама личность Бенедикта Шестнадцатого.  Нередко мнение, что за последние 150 (а, может, и больше?) лет подобного Папы не было.  Иозеф Ратцингер не только являлся в прошлом христианским философом и теологом - с характерной немецкой глубиной и методичностью -  автором многих трудов и книг – в том числе в соавторстве с Карлом Ранером  ( http://proza.ru/2012/08/24/655 ), но и продолжал  такую работу уже с новым именем.

Всякий, кто захочет, может возразить мне…, -

так написано в предисловии к его  книге «Иисус из Назарета».  Думаю,  эти слова останавливали внимание каждого читающего католика – вряд ли подобное они видели раньше.  В 1870 году  давнее мнение о непогрешимости папы в догматических вопросах было возведено в ранг догмата (вопреки очевидным логическим возражениям Штросмайера и других).  Соответственно и возражения исключались.  Конечно, в предисловии отмечено, что там излагается частное мнение, и все же… (До него ни один Папа, как пишут издатели, не оставил трудов о Христе)

Среди решений Бенедикта Шестнадцатого в СМИ отмечают разрешение священникам проводить Тридентские мессы (в отличие от Православия, там сейчас возможно довольно много вариантов литургий) и читать молитвы на латыни.  Насколько можно судить, это – частичная ревизия решений Второго Ватиканского собора (60-е годы 20 века).

Несомненно, самым большим шагом в этом направлении было обратное  присоединение к церкви ранее отторгнутых католиков-традиционалистов, членов общества Пия Х.  Помнится, новый Папа сдержанно журил коллег за критику в свой адрес по этому поводу.

Основателем этого общества был ныне покойный архиепископ Марсель Лефевр, принципиально не согласный с решениями и определениям Второго собора, размывающими христианство (и – добавим от себя – углубляющими пропасть между католиками и Православием).  Подробности в книге Лефевра «Они предали Его» и статье прот. Александра Шаргунова о ней http://www.blagogon.ru/digest/137/ .

Насколько помню, подымался Папой и вопрос  об отмене целибата священников, не имеющего оснований в св. Писании и древних традициях, но приводящего ко многим неприятным историям.

Иозеф Ратцингер на протяжении ряда лет был префектом Конгрегации защиты веры.  Как дипломат, он  несомненно понимал, что действовать надо в пределах возможного.  Как Папа, полагаю, подходил к самой границе.  Как выдающийся мыслитель и теолог, думаю, наедине с собой осознавал необходимость выхода за эти границы.

Добровольный уход Папы – не более чем третий за всю историю. Последний был почти шестьсот лет назад (кстати, как называлась тогда его предшествующая должность – знает каждый).

Папа является также главой государства Ватикан. Можно представить, как тягостна и обременительна для углубленного в себя ученого была  вся эта мирская суета со страстями, ежедневно наблюдаемыми по ТВ.

Думаю, 28 февраля историки признают позже днем великого ухода великого человека, избравшего для себя еще сорок лет назад девиз:

…чтобы стать нам соработниками истины
                (3 Иоанна 8)

Фото: blagogon.ru


Рецензии
Нас учили не сдаваться. Посмотрите на гравюру Гюстава Доре – ту, где всемирный потоп. Взглянешь мельком – и поморщишься, фу, клубок белых червей, а присмотришься – ан, нет: тут парень тонет, а отца-старца наверх выталкивает, там – мужик тонет, но толкает на скалу жену и ребенка. Ну и так все вокруг себя ведут – спасают друг друга, а не топят.
Это состояние человечества далеко от нашего, как земля далека от неба.
Почему?
Может, Папы у них другие были?
Не нравится Ветхий Завет, мне нравится Новый, где если и предают, то потом мучаются от безысходности и опять на подвиги идут и не сдаются.
А как теперь жить с этим Бенедиктом? Спросят меня на том свете – при ком жила, детка – при Бенедикте. Ухмыльнутся, погладят по голове – и скажут, идите, девочка, он не наш, он сдулся, значит и войско Его такое же. так и на фиг вы нам, такие, слабые…

Злата Абрековна   22.02.2013 21:41     Заявить о нарушении
Он не отрекся, ушел на покой -.
ИМя - по Венедикту Нурсийскому, чтимому и у нас.
Боюсь, что жалеть надо скорее оставшихся... Такого больше не будет.

Николай Старорусский   19.02.2013 09:44   Заявить о нарушении
То есть, Вы считаете, что уйти от тех, кто в Вас верит, честнее, чем остаться и мучиться своей своей несостоятельностью?
А как же Крест?
Уход Папы – это все равно, что Иисус бы помучился и сказал – да ну вас, дурачки, устал я от вас.
Я опять не права?

Злата Абрековна   22.02.2013 00:01   Заявить о нарушении
равнивать эти фигуры невозможно.
Кстати, Вы навели меня на интересную мысль. К сожалению, римо-католики по недоразумению в длинную титулатуру вставляют и
наместник Христа.
Уходя с поста, Бенедикт демонстрирует и свою несравнимость с Первым.

Николай Старорусский   22.02.2013 11:49   Заявить о нарушении
самый конец Ваших фраз - я бы не удивился, если так.

Николай Старорусский   22.02.2013 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.