На книжных полях - исторические

На книжных полях места немного, потому заметки очень краткие и фрагментарные.
Никаких претензий на критику или на профессиональный разбор, даже если книги по теме. Только лишь краткие впечатления о том, что больше всего бросилось в глаза.
Исторические романы – один из любимых видов чтива. Порой его трудно отличить от фэнтези. Несколько образчиков:

***

АУЭЛ - ЭЙЛА

Романы Джин Ауэл о первобытной эпохе (пятитомник «Дети Земли») по-моему, очень неплохо написаны. Хотя трудно сказать, чего там больше: истории или фантазии.

Дети Земли 1: Клан Пещерного медведя

Спасенная во время землетрясения девочка растет в клане неандертальцев. Они тоже люди, охотятся, знают праязык движений … Но Эйла – Иная.

Дети земли 2: Долина лошадей

На мой вкус, наиболее интересный роман серии. Кроманьонская девушка, изгнанная из племени другого вида, находит уютную долину с пещерой и успешно выживает. Приручает лошадь и львенка, вместе охотятся. Потом встречает свою любовь. (Другая линия романа – путешествие двух братьев охотников, один из которых погибает, а другой становится мужем Эйлы).

Дети земли 3: Очаг Мамонта
 
Каменный век, приключения, эротика, фэнтези, политкорректность, мамонты, осовременивание древнего мира (Ауэл в роли Эйлы)
 
Дети Земли 4: Путь через равнину

Эйла – это автор. В своих мечтах о путешествии по неиспорчен Долной техникой Земле. О приключениях, охоте, переправах, переходе через ледник. О детях Великой матери, о Наслаждении – Дарах Радости. Зло уже появляется – банда женщин держит своих мужиков в законе и берет в плен Джондолара; шайка подростков нападает на плоскоголовых. Но все еще впереди – пока в долине Великой реки почти рай.
 Разумеется – это не исторический роман, а подобие фэнтези (а какой «исторический роман» – не фэнтези?). Не могло быть у кроманьонцев такого развитого абстрактного мышления. Не могли они говорить на отвлеченные темы и строить долгосрочные планы (это проявлялось хотя бы в сомнении о причинах появления детей). Но для новогодних каникул, отвлечься - в самый раз.   
 

Дети Земли 5: Под защитой камня.

Последний том про приключения Эйлы (интересно, с кем себя больше отождествляет Ауэл – с ней, или с полной Зеландони?). На повествования о первобытных людях сильное влияние оказывает эпоха, когда они были написаны. В данном пятитомнике цветут феминизм и политкорректность. Кроманьонские дамы ходят друг к другу пить чай и сплетничать, устраиваю демонстрацию моделей одежды из шкур, а проблемы и нравы у обитателей Девятой пещеры и их соседей как у современного среднего класса. Но если бы автор попыталась представить первобытный ужас более реалистично, то это было бы не интересно нынешнему «мелкобуржуазному» читателю – кто бы тогда покупал это чтиво. Но – всё равно интересно. Отлично отвлекает от окружающих проблем, хотя все кажется таким близким. Эти люди каменного века предстают такими счастливыми; в чем тогда прогресс за 30000 лет – лишь в уровне бытового комфорта?..
 - Давненько я не ела мамонтятины, - сказала Зеландони. -
 Надо как следует распробовать такую редкость.
 
 

Помпеи
 Роберт Харрис

Сюжет интересный. Римские гидро-инженеры – их сооружения и труды - разве не интересно. А любовь, которая побеждает даже лаву и пепел Везувия. Но писательское исполнение не очень хорошее.


Сотворение мира
 Гор Видал

Роман об "осевом времени", когда, собственно,  возник современный мир. Персия, Индия, Китай… Части неравноценные, есть интересные, есть занудные. Но общий замысел заслуживает уважения

 


Императрица
 Шань Са

Китайская диссидентка написала по-французски от лица полубезумной императрицы У (династия Тан). Роман плохой (или перевод неудачный). Но детали интересны. Читаешь всё это и думаешь, что, может, быть действительно они такие, потому что «произошли от другой обезьяны»
 
Пещеры тысячи будд
 Ясуси Иноуэ

Ясуси Иноуэ, японский автор, написал романчик о событиях в Центральной Азии 11 века времен китайской династии Сун. Читал его в день закрытия пекинской олимпиады. Книжка средненькая во всех смыслах, но что-то в ней есть. Не только этнографический интерес, но и экзистенциальные моменты. Например, последние дни обреченного города… Неспокойное было время. Может, буддизм и рос на таких сюжетах трагического бессилия.
 Ханьцы соперничали с уйгурами, тангутами, киданями. До подлинного же мирового бича – монголов – еще почти два столетия.   
 
 
 
Столпы Земли
 Кен Фоллетт

Повествование растянуто, как строительство средневекового собора. Читается не без труда, но общий результат Кена Фоллета впечатляет. Терпенье и труд всё перетрут!
Экранизация мне показалась неудачной. Почитал другие книги Фоллета – не то (настроение?)
 

Чума на оба ваши дома
 Сюзанна Грегори

 Не люблю следить за распутыванием криминальных интриг и скептически отношусь к «историческим детективам». Но некоторые бывают очень даже ничего. Вот роман С.Грегори, например. Мода, конечно, пошла после «Имени роды». Только здесь убийства происходят не в средневековом аббатстве, а в одном из кембриджских колледжей. Время действия – середина 14 века, ожидание страшной Черной смерти. Персонажи и антураж выписаны довольно сочно. Не могу судить об исторической достоверности. Да и кто может – число специалистов по средневековой Англии исчисляется единицами. Вот автор «Имени розы» впал в многословие, смешал роман с диссертацией. У Грегори нет пространных отступлений, но все выглядит достоверным, описано живенько.
 И еще вспоминаешь правило «английского газона». Для того, чтобы заведение стало настоящим университетом, надо, чтобы в нем кипели страсти, интриги, его прочность испытывалось давлением профанов снаружи и дураков изнутри, яростной борьбой с конкурентами - и так на протяжении нескольких веков. Тогда получается университет. Кембридж.
 Но сколько бы столетий не прошло, диспозиция прежняя. Кто-то «витает в эмпиреех», живет идеями и идеалами. Другие обуреваемы алчностью и движимые ею, готовы на любые преступления. Последние в большинстве, но если они окончательно возьмут вверх, то всё закончится.   
 

Осада, или Шахматы со смертью
 Артуро Перес-Реверте

 «Трюм» этого романа из Армады Переса-Реверте излишне перегружен. Тут и триллер про серийного убийцу, и военно-историческое, и морские приключения, и любовная линия, и размышления об Испании, и др. Не скажу, что плохо. Но как-то тяжеловесно. «Плыть», то есть читать, тяжеловато.
 
Мыс Трафальгар
 Артуро Перес-Реверте

Сражение реальное, корабль – выдуманный.
Знаменитая битва с точки зрения испанца-патриота.
 Все-таки врезали "английским собакам"
 
 


Сердце пармы или Чердынь - княгиня гор
 Алексей Иванов

Читал этот роман еще под названием «Чердынь – княгиня гор» («Издано при содействии губернатора Пермской области» и т.д.). Мне А.Иванов не очень понравился, языком он владеет не очень хорошо. Да, сейчас раскручен, что называется, но надо же кого-то раскручивать (смешно, например, как псевдо-критик Данилкин по отношению к этому автору сменил хулу на хвалу). Вообще с отечественными историческими романами сейчас не очень. Современность непонятна, качается – как тут по прошлому не промахнуться. И промахиваются, порождая зачастую натужную невнятицу. Хотя надо отдать должное Иванову – он старается экспериментировать в разных направлениях (на заре своей карьеры даже фантастику сочинял). Что мне понравилось в «Сердце», так это введение в повествование элементов фэнтэзи. Всё равно эти времена так далеки и малоизвестны, что без фантазии не обойтись. Собственно в так называемых исторических романов может быть гораздо больше домыслов, нежели в «историческом фэнтэзи», а небольшая прививка этого жанра не помешает. В старину, мол, всякие чудеса случались. В связи с этим, представляется, что практически не используется отечественными авторами богатейший пласт финно-угорской мифологии. А ведь названный жанр мог бы ее оживить, даже актуализировать. Без этого финно-угорский миф – это архивная пыль или предмет провинциальных политических спекуляций.   


 Пелагий Британец - Век IV - V
 Игорь Ефимов

 
Обновленная версия называется "Невеста императора".
 Попал в Дом книги на Новом Арбате, когда была встреча с автором и он давал автографы.
 Читал этот роман еще в журнальном варианте, в одном из питерских изданий. Советская литмафия» продолжает свое существование.
 Произведение интересное. Как говорится. на уровне. Не Й.Пирс, конечно, но старался. Автор этим своим романом пошел в правильном направлении: написано НЕ провинциально, мысль и действие эффектно переплетаются, фигура Пелагия, вся та закатная эпоха оживают для читателя.
 Побольше бы таких романов на русском языке. Но…
 В России раз за разом срезают высший пласт культуры. Зоологически борются с излишне сложным, «умным». Низы здесь вполне солидарны с верхами. Люди «середки» начинают мнить себя корифеями и блокировать то, что находится за пределами их понимания. Наша глупая образованщина нанесла культурного вреда не меньше, чем кг б. Между тем, именно смелость и оригинальность, возможность реализовать нестандартные идеи и т.д. являются залогом успешной конкурентоспособности. У современной РФ этого нет, творческим людям здесь не место, и в данном смысле она, действительно, конченная страна.   
 

Маг. Предзнаменование
 Валерио Эванджелисти

Первый роман трилогии о знаменитом предсказаетле.
Средненько. Тему взял интересную, но автору явно не хватает писательского мастерства, чтобы её раскрыть. Ничего, но явно скучаешь, повествование свое Эванджелисти толкает как сломанную карету. Одна глава только, «Агония» вышла сильной, а так скука жизни и ее несчастья. Поскольку о событиях полусоттысячелетней давности мало что достоверно известно, то можно было бы дать волю фантазии и разукрасить бы повествование о Нострадамусе по полной. Но именно фантазии (как и литературных способностей), итальянскому автору и не хватает. Такая хорошая заготовка и так плохо обработана. Жаль.   
 

Смерть в Византии
 Юлия Кристева

Юлия Кристева. Эта которая про «интертекстуальность» придумала? (Мы все учились понемногу…). Да она еще романы пишет! И, кажется, не слишком плохие. Или - слишком?
 С первых страниц понимаешь – роман дамский (повествование ведется от лица очаровательной журналистки, умеющей метко стрелять), но это вовсе не то, что в рашке принято обозначать как «женский иронический детектив». Но Кристева для подобных писаний слишком большая интеллектуалка; и это видно не только при появлении имени Ф.Лакана на детективных страницах. Представить себе обычных, «средних» людей наша болгарка, кажется, не может, даже комиссар полиции у нее чересчур высококультурный. Загадки «Алексиады» тоже делают этот роман не совсем тривиальным – все-таки любителя детективного чтива Анну Комнину обычно не открывают. Атмосфера недостоверна, злодей известен почти сразу. Скучаешь почти первую сотню страниц. Потом идет главка о связи коммунизма и Византийской империи…

 Становится интересно, но как образчик эссеистики, бездоказательного постмодернистского философствования. Весьма любопытно читать об Америке, Европе (подобию обреченной Византии), самой великой империи. Фрагменты придуманного «романа об Анне» порой очень хороши. Комнина – женщина, несомненно, выдающаяся и загадочная. Интерес к «Алексиаде» стоит только приветствовать. Но все это так фрагментировано и, читая, так сильно скучаешь! Известный лингвист Кристева знает о текстах очень много. Но знать – не значит уметь. Никакая она не писательница, приходится признать и пожалеть, что купил и открыл эту книгу. Вот для сравнения «Сон Сципиона» Й.Пирса – действие там происходит в трех временах, разнесенных на века, а читаешь как нечто единое, на одном дыхании. И все это без дурацкой детективной оболочки. А здесь… Кристева мало заботится о читателе, она не в состоянии оторваться, подняться над той средой, в которой, по-видимому, вращается. «Смерть в Византии» перегружена авторской эрудицией, дамскими капризами и предрассудками современного глобализма. Рефлексия по его поводу иногда интересна, но в целом, является, таким же тупиком развития цивилизации, как все это последнее двадцатилетие.
 Такая вот «интертекстуальность».   
 
 
Русский штрафник вермахта
 Генрих Эрлих

Винтаж какой-то...
 Попытка правдоподобия, но не правда.
 Эрлих за своих. А свои для него - НЕМЦЫ.
 «Адский штрафбат» еще более отталкивающее чтение.

Любимый жеребенок дома Маниахов
 Мастер Чэнь

Фантазия московского интеллигента, как он бы провел с кампанией отпуск в Византии 8 века.
 Если читателю не понятно - пошёл на фиг
 
 
Тезей
 Мэри Рено

Совершенно неожиданно зачитался "детско-юношеским" псевдоисторическим романом. "Тезея" помнил с девяносто четвертого года. Книжку читала тогдашняя пассия. а я что-то проигнорировал. Теперь взял со скуки - и уже не бросал. Особенно хороша первая часть про приключения в Элевсине и на Крите. Необычные и захватывающие ситуации. По стилю автор подражает немного "простонародному" языку. Насколько же древние мифы поэтичны и красивы, даже, несмотря на их жестокость, в отличие от ближневосточного бреда, захватившего Европу позже.   
 

Новгородский толмач
 Игорь Ефимов

Этот роман не удался. Скучно Ефимов пишет
 Такая эпоха, такие страсти, характеры, а текст в художественном отношении «пшиковый»


Явление хозяев
 Наталья Резанова

Необычный текст. Детективная история из жизни псевдо-Рима. Век второй н.э., наверно.
 Написано хорошо, но зачем?
 Все-таки даже преступления в Империи интереснее возни массового общества. Цивилизация была великой, вот только если бы не рабы…
 Лишний раз повесть напоминает, в условиях какой ужасной личной несвободы мы живем и как зависим от жестокой воли «хозяев».
 
Тай-Пэн
 Джеймс Клавелл

Роман наполнен разнообразными приключениями и экзотикой. Сейчас так уже не напишут…
 В общем, сразу признается факт, что богатство английской короны прирастало грабежом, жесточайшей эксплуатацией и наркоторговлей. Потом для "героя" ищется множество оправданий...
 На книге лежит явный отпечаток «холодной войны». (кстати, роман о Гонконге 1960-х вышел у Клавелла очень неудачным). Автор явно путает царя с коммунистическими вождями, а советских агентов с «великим князем» (?) Сергеевым … который «из казаков». Бред, как и планы покорения Азии и Америки (если бы!). Остается надеяться, что китайцев он знает лучше и пишет о них достовернее. Мысль о том, что они ИНЫЕ передана прекрасно. «От другой обезьяны».
 На какой «союз» рассчитывают всякого рода «евразийцы»? 
 Финал романа закономерен и по-своему поэтичен.   
Шотландского авантюриста, чьи «подвиги» состояли в отбирании у Китая Гонконга и насильственной продаже опия звали Уильям Джардин.
Но в Поднебесной, конечно, не забыли тех обид. Накануне возврата Гонконга в Китае сняли блокбастер «Опиумная война».

Гайдзин
 Джеймс Клавелл

Какое это удовольствие – иметь для отдыха толстенный том, который можно долго и интересно читать. Повествование многоплановое и захватывающее, как и другие романы Клавелла. Опять Япония. К сожалению, продолжения уже не будет. Но автор внес свой вклад и в литературу, и в понимание Азии, правда, годы плена у самураев – это высокая и рискованная цена за последующие успехи. Каких-то литературных открытий и «авангарда» ждать не стоит – просто хорошо и увлекательно написано. У нас, например, так писать уже разучились. Какие там «мировые бестселлеры» - на уровне бы удержаться сколько-нибудь приличном. Кого, например, можно сравнить с Клавеллом в раскрытие «японской темы»: Акунина? Но акуниская беллетристика выглядит заведомо неправдоподобной, удачно сконструированной для развлечения - да, но «такого не было, и быть не могло». Еще одно – акунинские романы, - это все же чтение «для детей и юношества», они черно-белые как захаровские обложки фандоринского цикла – злодеев и героев не спутаешь – это показывает, что Акунин хороши детский писатель. Клавелл для более взрослой аудитории, и не столько из-за обилия сексуальных эпизодов (которые у Акунина, по его собственному признанию не получаются), но потому, что его герои однозначно не хороши и не плохи, у каждого - своя правда. Жанр исторического романа выглядит по отношению к Японии более выигрышным, чем детектив, с его обязательной "Загадкой-тайной". В романах Клавелла поток времени как будто замирает ненадолго (ну, так, более чем на тысячу страниц), чтобы потом устремиться дальше, смывая собой все подряд...
 Японская культура выглядит очень изящной и чрезвычайно жестокой. Для меня, в силу последнего обстоятельства, скорее отталкивающей. Но почему  тогда книг про нее на моих полках больше, чем про Европу и Америку?.. 
 


Рецензии