Советская граница и жизнь под замком - 24

Чёрное прошлое забрало мечту о заграничном рейсе.

Иви Раттик:
За границу я не попала. Даже не пыталась, поскольку ридители были российскими эстонцами а отец политическим заключённым. Никто бы мне не разрешил выехать.
Так и были мои, так называемые заграничные рейсы, по Советскому Союзу: Ленинград, Латвия, Литва, Калининград, Москва, Псков, Белоруссия, Украина.
О загранице мы слышали по радио. Отец постоянно слушал ужасно трещащее радио "Голос Америки". "Глушилки" работали постоянно. Мы, молодые, слушали "Радио Швеции" и то, только из за музыки. один раз за всю среднюю школу, в Хаапсалу, у тётиного сына, я видела финское телевидение. Я была им восхищена!

Энн Лаансалу (1945 г.р)
Наша семья и никогда не мечтала о заграничных рейсах из за своего чёрного прошлого - отец ещё до моего рождения был выслан в Сибирь. Хотя отец один раз попробовал, но разрешения на выезд не получил.

Мужчина с "меткой" за границу попасть не мог.

Харри Кюбар (1930 г.р)
В связи с заграничной поездкоя я хотел переговорить с Хейно Триккантисом. Так называемым мужчиной с "меткой", с кем мы сьели не один пуд соли.
В 1944 году он добровольно, ещё подростком, вступил в ряды немецкой армии, попав в подразделение СС. Пока шла учёба, война уже закончилась. В Чехии он буквально соскочил с кончика ножа, но англичане арестовали Хейно.
Постоянная тоска по родине и обманчивая советская пропаганда довели мужчину до того, что он изьявил желание вернуться на родину. По прибытию Хейно был арестован без длинных разговоров и ему присудили 25 лет принудилеьных работ за измену родине и пять лет поселений после окончания срока.
Далее началась принудительная работа на шахтах Воркуты. Хейно выжил, поскольку смог устроиться работать токарем, позже его взяли в тюремный оркестр, где он играл на трубе. Несмотря на лагерные притеснения и последующие обиды, Хейно всегда оставался жизнерадостным, он не держал зла и не желал мести, работал самоотверженно и строил вместе с партийными "социализм".
После принудительных работ на Крайнем Севере он освободился молодым человеком в 1955 году и устроился на работу токарем на Тартусскую фабрику расчёсок в ремонтный цех. Руководители того времени особо не хотели брать на работу тех, кто освободился из Сибири: брали только тогда, когда была острая необходимость в специалистах.
Когда начали дуть тёплые политические ветра, он был повышен сначала до конструктора, потом до инженера по рационализации, потом до заведующего отделом новой техники.В 1960-1990 годах он проделал огромную работу. Все новые промышленные помещения, производственные линии и устройства были сделаны именно с его помощью.
Хейно говорил на нескольких иностранных языках (английский, немецкий, финский, русский). По этой причине его было хорошо использовать в переговорах с иностранцами или полылать в Москву, чтобы выбить там необходимое.
Было очень жалко и обидно, что долгое время Хейно не разрешали, из за его сомнительного прошлого, официально встречаться с иностранцами, ещё меньше было разговоров о возможных поездках за границу.
Для встречи с иностранцами действовал строгий порядок. Программу составляли вместе с органами госбезопасности. Документов для согласования было много, но каждый раз имя Трикканта вычёркивалось. Для красной власти он был мужчина с "меткой".
Отец Хейно жил в Англии.Один раз он смог встретится с отцом, позже ему было разрешено поехать на похороны отца. Чтобы увидеть отца, Хейно ходил к начальнику КГБ ЭССР, генералу Августу Порку, на разговор. Порк в этом случае дал своё личное, специальное разрешение. А я смог некоторое время спустя, взять Хейно с собой в Финляндию,где мы закупали новое оборудование для завода.
Окончательное решение на разрешение для туристического рейса за границу принимали в ЦК КПСС ЭССР, где работала специальная комиссия по выездам за границу. А разрешение на служебные официальные командировки решение уходило до Москвы, до ЦК КПСС СССР. Конечно, местные коммунисты и органы госбезопасности могли сами давать разрешение но порядок в КПСС был строгий в этом деле.
В 1980 году случилось так, что органы ЭССР дали Трикканту разрешение на выезд в Италию, но Москва вычеркнула его имя из списка и предупредила министров ЭССР, что вообще нет смысла посылать к ним бумаги Трикканта.

Органы госбезопасности запретили выезд на долгое время.

Иво Линна (1940 г.р)
Я ходил несколько раз на разговоры в органы госбезопасности из за песен "Апельсина". ( Кто не помнит, "Апельсин" - известная в СССР эстонский ВИА. переводчик).
К примеру, когда Приит Аймла написал для группы песню "Из последней пятёрки". И именно из за строчки: "Важных мужчин на сцене полно и все они были пьяны".
"Что вы подразумевали в этой песне?" - начал работник госбезопасности.
Ну и что можно ему ответить? Это обычные слова песни, и не надо выдумывать что то другое, повторял я. Но они умели читать между строк.
Но чёрт его знает, почему они выбрали именно меня. Может быть надеялись, что из меня можно сделать сотрудника . Может был они считали,что я был на сцене основной, который к песням ещё и свои тексты добавлял. Так вот и дали мне в органах госбезопасности тёплое пожелание: "Пойте, юноши,пойте. Но болтайте меньше."
В течении длительного времени эти опросы стали действовать на нервы и в связи с повышенным вниманием со стороны органов госбезопасности, мой заграничныйх рейс пошел неправильно.
В то время предложение о заграничном рейсе было большим событием, и вот ансамбль "Кукерпильд" должен был ехать в Индию и они пригласили меня с собой. Но я не поехал, поскольку попал под запрет. Потом появилась другая возможность, но ничего, выехать не смог, был в чёрном списке. Но я не делал из этого трагедии. Нельзя, так нельзя.
Работники госбезопасности также закрыли все возможности выезда для "Апельсина". Длительное время нам не разрешали выезд за границу. На той волне популярности в тов ремя, мы бы очень хотели выехать.
Впервые мы смогли выехать в 1978 году, естественно, это была идеологически правильная страна,ГДР, "Поезд Дружбы", Шверин.
Это была своеобразная мышиная возня, чтобы туда попасть. Так не было, что предложили и сразу поехал. До выезда контролировали и тебя и твои песни.Нами очень серьёзно занималось министерство культуры и заместитель министра, старый пьяница из КГБ, Рауль Вииес. Был ужасный идеологический контроль,Вииес ходил и орал, что в вашем репертуаре нет ничего из нашей советской идеологии. И вообще, что за дурацкие песни в вашей программе! Ох, какой же важный он был.
Мы должны были через день играть перед ним нашу предоставляемую программу. После выяснилось, что это была обычная правда, что ты можешь всё равно какую программу предоставлять и писать массу бумаг с программами концерта, но на месте изменится всё и основательно. делай то, что соответственно чувствуется правильным и ты не ошибёшься.
Позже мы ездили с "Апельсином" в Чехию и ещё раз в Восточную Германию в 1980 году. Естественно,поездка была снова в рамках советских культурных дней. Больше я с "Апельсином" за границу не попадал.
О западных странах можно было только мечтать. Нас не выпускали даже в Финляндию. В КГБ, похоже, был страх, что мы можем сбежать. Ведь каждый год кто либо делал ноги. Что с тог, чо я мог поклясться, положа руку на Библию, что с "Апельсина" никто никогда сбегать не собирался.
Тётя - это слишком далёкий родственник.

Майю Меревоо (1937 г.р)
В 1976 году к нам приезжали в гости тётя моего мужа Линда Хуббард и её сын Карадок из Англии. Естественно, им разрешили находиться только в Таллине. И когда тётя захотела посетить место захоронения её родителей в Хаапсалу, то ей разрешения не дали.
На следующий год они прислали нам приглашение в гости. Советская власть поездку в Англию нам не разрешила. Основание - слишком далёкие родственники.
Тётя выслала из Англии посылку с игрушками для детей. Эту посылку мы никогда не получили. Посылка была им отправлена обратно без всяческих на то обьяснений.


Дядя не является родственником.

Хелле Тамм (1940 г.р)
Дядя из Канады прислал гостевое приглашение. Я начала собирать необходимые документы. Мороки со сбором документов было много, но в конце концов все необходимые бумаги были собраны и отправлены в Москву для дальнейшего решения.
Через два месяца мне пришел отрицательный ответ. Москва обосновала - дядя родственниом не является. Так я дяде и написала, что поскольку он не является родственником, то и в гости к нему я поехать не могу.
К дяде в Канаду я попала только в 1988 году. Но дядя до сих пор не может понять,почему мне не разрешили поехать в гости первый раз с таким глупым обоснованием.

В заграничный рейс надо было ехать через Москву.

Риина Дмоховски (1931 г.р)
Железный занавес блокировал возможность выезда за границу и большинство граждан должны были смириться с передвижением в пределах Советского Союза. В то же время эти рейсы были очень интересны. Я была от Карелии до Байкала и изьездила свою большую страну вдоль и поперёк. Сейчас это для кого то может показаться невозможной экзотикой.
В капиталистические страны попадали только избранные. В страны народной демократии разрешалось большему числу советских граждан. В связи с выездом были абсурдные ограничения. Начиная с того, что ехать надо было большим кругом через Москву. Хорошо, если на обратном пути находилась возможность пораньше соскочить с поезда и найти более короткую дорогу домой.
Но посещение Москвы, однако, было полезное занятие. Я всегда посещала книжный магазин иностранной литературы на улице Горького, где покупала материалы о стране, куда я еду. Также пыталась запомнить из купленного разговорника употребляемые слова как - спасибо, пожалуйста, здравствуйте и так далее. Кошмар, что приходилось переживать. Сейчас путешествия популярны, границы и все дороги открыты, иди куда хочешь. Мой внук поездил побольше и подальше,чем мы. Для нашего поколения свобода пришла слишком поздно.

Отступление: белый корабль "Георг отс".

Корабль нового проекта для линии Хельсинки-Таллин Советский Союз заказал в Польше в начале 1970-х годов. Но план построить корабль за несколько лет не увенчался успехом.
Таллин приобрёл заментность тогда, когда он был выбран городом для проведения олимпийской регаты во время Московской Олимпиады 1980 года, получив статус особого города.Старый рейсовый корабль "Таллин",курсирующий между Хельсинки и Таллином, по предположительным прогнозам, не сможет выдержать такого наплыва иностранных туристов, желающих посетить Таллин как город проведения олимпийской регаты.
В 1978 году в Польше, в Щецине на судостроительном заводе имени Адольфа Варскиега закончили постройку нового, ещё без имени,корабля. И что с того, что проект на это время был уже немного устаревший. Новый капитан корабля Юло Колло получил возможность выбрать имя корабля из двух - Пауль Керес и Георг Отс. Бесспорно осталось имя "Георг Отс", поскольку это имя было более известно как в Москве так и в Финляндии.
Посещавший с проверками, во время постройки нового корабля, будущий капитан Юло Колло позже рассказывал, как антикоммунистическое движение "Солидарность" саботировало постройку корабля для Советского Союза. Поскольку Щецин был важным центром движения "Солидарности", руководимой Лехом Валенсой, который сам работал на судостротельном заводе электриком.
Пару раз они поджигали недостроенный корабль, один раз потопили корабль стоящий на верфи около завода на небольшой глубине. В кораблеьные котлы поляки запихивали дохлых крыс и котов.
В июне 1980 года рейсовый корабль "Георг Отс" впервые совершил плавание из Таллина в Хельсинки. Недалеко от лоцманской станции Харьяа внезапно сломался дефектный болт рулевого управления. Члены "Солидарности", несмотря на строгий контроль, всё таки смогли сделать свою подрывную работу. Если бы это случилось двумя минутами раньше, то корабль бы врезался в скалистый остров - через 20 лет делится воспоминаниями капитан Колло.
В начале октября 1986 года капитана корабля Колло вместе с "Георгом Отсом" неожиданно командировали вместо Хельсинки в столицу Исландии Рекьявик. Не открывать новую линию. Для корабля "Георг Отс" пробил звёздный час. В Кремле решили, что именно на "Георге Отсе" лучше всего провести встречу прибывшего в Рекьявик президента США Рональда Рейгана и Михаила Горбачёва, прибывшего на встречу с большой свитой. Михаил Горбачёв занял каюту капитана Колло, его жена, Раиса Горбачёва, заняла каюту старшего механика.
"И даю тебе имя, Георг Отс. Плыви в мировых морях и океанах. Приноси славу морякам Советского Союза и польским кораблестроителям!" вспоминает о крещении нового корабля в ноябре 1979 года, его крёстная мать, известная в советское время героиня труда, швея Элви Коолмейстер.
За первый год корабль "Георг Отс", вмещавший 1300 пассажиров, делал в летние месяца шесть, осенью и весной четыре, а зимой два рейса в неделю.
В 1993 году корабль перестроили. Вместо сотни кают и нескольких баров была построена автомобильная палуба. В начале 1970-х, делая проект корабля, никто и не мог себе представить,что в конце 1980-х и начале 1990-х наступит "штормовое время" и количество желающих посетить Финляндию возрастёт в разы и появится острая необходимость для перевозки автотранспорта.
24 декабря 2000 года, утром, "Георг Отс" совершил свой последний рейс из Хельсинки в Таллин. После этого "Георг Отс" бесполезно простоял два года возле дальнего причала. В ноябре 2002 года Эстонское морское параходство продало, так называемый эстонцами "белый корабль", управлению портов Санкт-Петербурга. По данным БНС (балтийская служба новостей), новый владелец поставил корабль на линию Петербург - Калининград 27 декабря 2002 года.

РЛС КРЕДО добавил(а) 05.02.2013 в 16:31
Рейс в Швецию начался в противоположную от Швеции сторону.

Удо Кнапс (1934 г.р)
В Эстонской ССР, в хорошем случае, разрешали заграничные рейсы только в случае, если за границей жили близкие родственники - отец, мать, дочь, сын, сестра или брат. У других родственников даже не было надежды. Горбачёвская перестройка второй половины 80-х немного приоткрыла возможность для выезда в гости и для других родственников.
Я, по моему, десятки раз подовал ходотайства о желании посетить дочь сестры моего отца, которая жила в Швеции. До этого дочка тёти несколько раз посылала мне гостевые приглашения на официальном уровне. Эти вызова теряли свою силу через пять лет, поэтому мы только и писали ходотайства.Она мне гостевой вызов, я ходотайство о выезде. И постоянно я получал отрицательные решения.
Первый положительный ответ дали в начале 1988 года, точнее 16 марта. Мы с женой сразу же подали заявления на заграничный паспорт. 22 апреля паспорта были у нас на руках.
Следующий шаг - ходотайство на визу, увёз нас ещё дальше - в Ленинград. В то время в Эстонии не было шведского посольства, чтобы подавать на визу на месте. Также напрямую из Таллина в Стокгольм не было морского сообщения. В Хельсинки ходил только "Георг Отс" и то,часто через день. так мы выехали ночным поездом 6 мая в Ленинград. Невероятно, но к концу дня мы уже смогли оформить визы.
9 июня в 22.53 мы помахали детям рукой и начался наш путь в Швецию, поначалу, к сожалению, в противоположную сторону - 400 километров на восток - снова в Ленинград. У нас ещё не было на руках билетов. Билеты мы получили только в Ленинграде.
В 6 утра прибыли в Ленинград. И тут началась "жаркая пора". На такси мы добрались до Финского вокзала и сдали багаж в камеру хранения. Потом на метро в гостиницу "Москва", чтобы купить билеты. Мы были в гостинице в 7.15, касса открывалась с 9.00 и у нас было почти два часа свободного времени. Но в то же время поджимала мысль, что поезд на Хельсинки отправляется в 11.45. Для успокоения нервов мы пошли немного прогуляться. Не помогло, напряжение было огромным.
Заметили на углу улицы толпу. Очередь. К счастью не в билетную кассу, а за бананами. Сами бананы были маленькие и зелёные. НО всё таки большой дефицит и мы бы с радостью их купили.
Решили, что время ещё есть и один пойдёт в очередь за бананами, а другой идёт в билетную кассу. Но потом от бананов отказались. Подумали, что сможем купить бананы в Швеции и с меньшими нервами.
Билеты повезло получить вовремя. Читаю в старой записной книжке, что билет на двоих туда-обратно по маршруту Ленинград- Стокгольм стоили 189 рублей. Но обратно мы хотели ехать не через Ленинград, а из Хельсинки напрямую в Таллин. Для этого мы купили билеты туда-обратно на корабль "Георг Отс", за билеты заплатили 66 рублей.
Почему туда-обратно билеты, если в действительности мы ехали в одну сторону на поезде, а обратно на корабле?! В советское время даже не видели возможности, что человек при выезде за границу покупает билеты только в одну сторону. Этого ещё не хватало - останется за границей,поскольку может не хватить денег на обратный билет.
Для власть держащих было логично, что каждый честный гражданин скучает по родине и желает вернуться обратно, поэтому он и должен купить сразу билеты туда-обратно.

Прямой рейс на "Георге Отсе" в Таллин сравнили с изменой родине.

Урве Рукки (1955 г.р)
В Финляндию направили всесоюзную архитектурную группу, в которой были два архитектора из Эстонии. По действовавшему в то время советскому правилу, всесоюзная группа должна была отправляться обязательно через Москву.
В последний день туристического рейса эстонцы сообщили, что они в Москву не поедут, а поедут в порт и поплывут в Таллин на "Георге Отсе". И тогда это представили как измену родине!! Смотрите, что хотят сделать - хотят домой поехать минуя Москву!

Организовал поездку в Чехословакию сам.

Пааво Роолайд:
Весной 1971 года я выехал в заграничный рейс в Чехословакию,чтобы посетить музыкальный фестиваль "Пражская весна". Этот рейс до сих пор важен для меня, поскольку выезд я смог организовать сам.
Ещё учащимся Таллинской Музыкальной школы (сейчас эта школа носит имя Георга Отса) в 1969 году решил,что хочу поехать на музыкальный фестиваль в Чехию. Но этот "путь на голгофу" стал гораздо длиннее, чем я представлял себе.
Учащиеся музыкальной школы, на то время,не попадали ни на один музыкальный фестиваль за границей. Для нас самыми известными фестивалями были "Пражская весна" и "Варшавская осень". Только некоторые студенты из консерватории и учителя могли гордиться посещением этих фестивалей.
Ключ к своей поездке на фестиваль я видел ЦК ВЛКСМ ЭССР. Только надо было нажать на нужную книпку: что студенческий обмен и так далее.
Я решил попробывать и нашел в центральном комитете человека,отвечающего за вопросы организации комсомольских туристических рейсов. Обьяснил, что для учащегося музыкальной школы этот рейс очень необходим, чтобы расширить свой культурный кругозор. моя первая попытка получилась в плохое время - перд Новым Годом. Так и ответили: слишком поздно,сейчас ничего нельзя сделать!
Но я уже знал, чтобы в том обществе что то получить, надо постоянно дейстовать на нервы: тебя выбрасывают в дверь, а ты снова влазишь в окно и так далее. Иногда это единственный способ добиться желаемого, когда постоянно напрягаешь необходимых бумагомарателей своим постоянным присутствием. В конце концов чтобы отделаться от тебя, они предложат тебе то, что ты он них добиваешься.
Мне хватило моего терпения ходить в течении года два-три раза в неделю в центральный комитет комсомола к важным деятелям и постоянно говорил и проводил среди них культурную работу до тех пор, пока они, наконец, не выделили две путёвки на Таллинскую Музыкальную школу.
Это была большая победа. В это до последнего момента никто не верил,что двое действительно смогут попасть за границу.
И интересно-интересно!! В группе было 33 человека. Двое учащихся из музыкальной школы, пять студентов из консерватории, ещё два студента из Педагогического института с отделения культуры и музыки. Кто же были остальные 24?
Простые "собиратели грибов", как мы их называли.В группу,выезжающую на фестиваль они старались попасть потому, что вместо обычных 45 рублей обмена давали возможность поменять 80 рублей.
В дополнении ко всему на месте была возможность превратить забронированные концертные билеты в деньги, чтобы хватило вдоволь на знаменитое чешское пиво...

Документы говорят: Москва определяла выездные квоты.

Энно Таммер:
В моём использовании ответ товарища Никитина, преседателя совета по заграничному туризму при Совете Министров СССР от 8-го октября 1980 года, направленный секретарю ЦК КПСС ЭССР товарищу Рейну Ристлаану.
В тяжело переводимом русскоязычном ответе с канцелярскими терминами говорится, что в заграничном туризме действуют квоты и их определяет, соответственно, Москва. Роль ЭССР просить, чтобы Москва стала милосердной.
Прочитаем и мы ответ Никитина Ристлаану.
"В соответствии с действующем порядком в части заграничного туризма, главное управление зарубежного туризма при Совете Министров СССР может выделить квоты советским туристам для выезда за границу только в укомплектованных туристических группах из тех организаций, которые указаны решением директивных органов.
Точнее:специализированные туристические группы, предназначенные для проведения открытой информационно-политической работы за границей (Смотрите, какие группы были!!! Э.Т), выезжающие из Советского Союза за границу через соответствующие общества дружбы и соответствующим обществам дружбы выделяются для этого необходимые квоты.
Поэтому мы и должны организовать пять целевых групп для поездки в Швецию из Советского Союза через общества дружбы."

Энно Таммер:
В моём использовании секретная информация секретаря ЦК КПСС ЭССР товарища Алёшина от 26 января 1988 года при исполнении очередного решения ЦК КПСС СССР. В конце письма второй секретарь ЦК КПСС ЭССР очень переживает, почему то, за выездные квоты для ЭССР.
И это, как мы читаем, с очень серьёзными основаниями.
"При выполнении решений ЦК КПСС СССР, при выполнении задач в заграничной политики и контрпропаганде, просим просмотреть следующие вопросы:
- выделить ЭССР дополнительные квоты для делегаций и специализированных туристических групп в те страны, где концентрация эстонских эмигрантов самая большая (США, Канада, Австралия, Швеция).
- о выделении республике места в Посольстве СССР в США или Канаде
- о участии представителей республики на международных форумах, обсуждающих вопросы, связанные с республиками и народами Прибалтики".

Документы говорят:
Москва, пожалуйста разреши нашим людям больше ездить в Финляндию и Швецию!

Энно Таммер:
В конце 1980-х, во времена горбачёвской перестройки, началось отмена строгих правил и ограничений при зарубежных поездках. По крайней мере так написано в бумагах.
Быстро и сразу не делается ничего. Особенно вдали от советской столицы, в провинциях, называемых союзными республиками.
Так 17 мая 1988 года первый секретарь ЦК КПСС ЭССР Карл Вайно предоставил ходотайство в ЦК КПСС СССР,в котором подвергал себя критике и просил для организации зарубешных сношений дать ему больше свободы.
Можно предположить,что поводом для ходотайства стало нарастающее давление снизу вверх в республике. Время в Эстонской ССР уже ушло так далеко, что зарубежные контакты ускорялись постепенно и своим курсом, несмотря на Карла Вайно и советскую власть.
Но ходотайство Вайно просто интересный исторический пример.
"Решение ЦК КПСС "Некоторые изменения о командировках за границу" предпологает самостоятельность союзных республик в командировании граждан в капиталистические и развивающиеся страны для технической помощи и исполнения коммерческих задач.
В то же время практически исключена самостоятельность союзных республик, чтобы самостоятельно принимать решения о выезда групп и делегаций в капиталистические страны в области науки, образования, культуры, медицины, спорта и других областей.
Возможность выезда вышеуказанных групп может осуществляться только с разрешения всесоюзных министерств и по утверждённому плану на местах.
У Эстонской ССР сложились исторические, разносторонние связи с Финляндией и Швецией. В настоящее время республика развивает совместную деятельность с этими странами в области экономики, науки, техники, культуры и спорта.
Но строгая централизованная система возможности выезда за границу в капиталистические страны препятствует дальнейшей межгосударственной работе и отношениям.
Считаем необходимым, чтобы комиссия по выездам за границу при ЦК КПСС ЭССР, могла сама принимать окончательные решения о выезда коллективных делегаций по науке, культуре, общественным организациям, спорта,творческим коллективам в Финляндию и Швецию на основе безвалютного обмена. И это, вместе с паспортами, оформляется в МИД ЭССР.
Это также поможет в сотрудничестве Советского Союза с вышеуказанными государствами...."
У меня нет ответа на письмо товарища Вайно. Или Москва соваем не отреагировала на письмо одного из последних политических звёзд советского времени. В любом случае, месяц позже, новый первый секретарь ЦК КПСС ЭССР, товарищ Вяльяс, снова направил практически такое же ходотайство, с некоторыми дополнениями, в Москву.
Новый первый секретарь Вайно Вяльяс хочет большего: "ЦК КПСС ЭССР просит рассмотреть вопрос дать прямую возможность министерствам, общественным и ведомственным организациям безвалютного обмена с Финляндией и Швецией."
Не могу оценить, насколько ходотайство Вяльяса повлияло и помогло.
Внешние сношения ЭССР потихоньку рулили туда, где даже для ЭССР - полного освобождения не было.
Безвалютный обмен был в конце 1980-х и начале 1990-х одним из основных знаков. Сотням жителям ЭССР это было первой возможностью увидеть, что есть ещё и другая


Рецензии