Дуэль Пушкина с поэтом Рылеевым

Больше, чем страх очутиться на Соловках или в крепости, Александра мучил позор: случайно узнал о распространившихся слухах в городе, что его высекли в тайной канцелярии. Он ничего не понимал: не успеет где-нибудь появиться, как за ним стелется шепоток. Настороженно вглядываясь в лица, он быстро оглядывал всех, но все молчали или отводили от него взор, или, при его приближении, прекращали беседу.

Глаза ему открыл Катенин, когда находились на "чердаке" у Шаховского. Отведя его в сторону, критик сказал: мол, ходят слухи, что будто бы он высечен в тайной канцелярии государя.
 
– Ч-ч-т-т-о? – чуть не задохнулся он от возмущения.
Ему, остолбеневшему от этой новости, Павел Александрович объяснил, что об этом из Москвы кому-то написал граф - Толстой-Американец.
– Которого ты как-то уличил в передергивании карт... Но, друг мой, сплетню здесь повторил Кондратий Рылеев – на каком-то балу.

Саша смотрел на критика молча, не в состоянии вымолвить больше ни слова. Лихорадочные мысли не задерживались в голове, он не понимал, что теперь делать: «Я-а-а?.. Я-а-а сделался историческим лицом для сплетников Петербурга?!..» – Это не укладывалось ни в какие рамки. Залившись мучительным румянцем, не дослушав критика, он сорвался с места и помчался домой, не дожидаясь извозчика.

И долго потом бегал по узкому проходу своей комнаты в бессильной ярости, придумывая, как отомстить обидчикам.
В горячке написал эпиграмму на Толстого-Американца:

В жизни мрачной и презренной
Был он долго погружен,
Долго все концы Вселенной
Осквернял развратом он.
Но, исправясь, понемногу,
Он загладил свой позор.
И теперь он – слава Богу –
Только лишь картежный вор.

И отправил ему вызов по всем правилам. Однако в городе его не оказалось. Но, по-видимому, эпиграмма до него дошла, раз он прислал ответ с этими презренными словами. Никогда он их не забудет!

Сатиры нравственной язвительное жало
С пасквильной клеветой не сходствует нимало, –
В восторге подлых чувств ты, Чушкин, то забыл!
Презренным чту тебя, ничтожным сколько чтил.
Примером ты рази, а не стихом пороки
И вспомни, милый друг, что у тебя есть щеки.

Мерзкие эти строки слились в красном тумане и, всякий раз, вспоминая их, Александр  опять кипел, а глаза наливались кровью. Прочитав, он неистово разорвал лист с водяными знаками Толстого-Американца, презренного картежника и дуэлянта, и, бросив на пол, долго топтал, скрежеща зубами.Был уверен, что поступает правильно, задумав дело чести. «Я ведь знаю дуэльный кодекс: общественное мнение обязывает меня вызвать обидчика на дуэль, пусть бы он даже захотел проглотить обиду. Но ни за что я этого не смог бы сделать – презрение всех было бы обеспечено. Но… и посвящать кого-либо в эту задумку было нельзя. Мне же грозила Сибирь... А сейчас... и Антон, и Иван, уверен, сохранят тайну...»

Скоро приблизились к имению тещи Рылеева, где, как заранее выяснил, тот и находился. «А ведь Кондратий даже не удивляется!.. – Коротко поговорив, они спустились к небольшой, но резвой, речушке, под обрывом которой нашли подходящее место… Теперь он ждал, застыв, сжав губы и пристально глядя, как Рылеев изготавливается на позиции. – Первым сделает свой выстрел Кондратий: вызвал-то его я... Значит, я не могу стрелять первым... Но, Боже!.. Мое терпение иссякло... Может, самому начать и – выстрелить в воздух? Тогда будет считаться, что дуэль как бы состоялась, и оскорбление можно считать смытым… – Но спохватился – вспомнил, что дуэльный кодекс предусматривает такую хитрость: тот, кто вызвал на дуэль, не имеет права стрелять в воздух. Вздохнул: – И это тоже правильно! Иначе поединок превратится в фарс».

Рылеев прекратил его размышления, сделав, наконец, свой выстрел. Но – вверх. Ну и он тогда – вверх! После этого они, как ни в чем не бывало, на берегу милой речушки целый час что-то выясняли. Антон и Иван ждали поодаль.
 «Ну, вот, и с этим тоже – покончено!» – Вдохнув полной грудью чистый речной воздух, попрощался с поэтом и, коротко обнявшись с ним, направился к друзьям. И скоро уже молча они ехали к тракту, до того места, где предстоит расставаться. Вот и оно… Соскочив на землю, невесело сжали друг друга в объятиях. С Дельвигом, как всегда, поцеловали друг другу руки. «Пиши». – «И вы пишите!» – и расстался и с ними – слова никак не шли.

«...Необдуманные отзывы, сатирические стихи стали распространяться в публике. Разнесся слух, будто бы я был отвезен в Секретную Канцелярию и высечен. Я последним узнал об этом слухе, который стал уже общим. Я увидал себя опозоренным в общественном мнении. Я впал в отчаяние, я дрался на дуэли — мне было 20 лет тогда. Я соображал, не следует ли мне застрелиться или убить V. В первом случае я только подтвердил бы позорившую меня молву, во втором — я бы не отомстил за себя, потому что оскорбления не было, — я совершил бы [беспричинное] преступление, я принес бы в жертву мнению общества, которое я презирал, человека, всеми ценимого, и талант, который невольно внушал мне почтение к себе... Таковы были мои размышления».- Так писал Пушкин в воображаемом своем письме к Александру I, вернувшись из южной ссылки в Михайловское, много позже.

Еще в XIX веке талантливый историк литературы Петр Морозов прочитал соответствующее место так: «ou d;assassiner Votre Majest;», т. е. «или убить Ваше Величество». V - значит, царь.

В самом деле, у Пушкина были основания считать первопричиной и первоисточником пущенной сплетни именно императора. Доносчик Каразин сообщал  министру внутренних дел Кочубею: «Говорят, что Пушкин по ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНИЮ секретно наказан».

Именно в такой примерно форме сплетня дошла до Пушкина. И на этом основании он  заключил, что слухи о его секретном наказании исходили непосредственно из царского двора и что первоисточник их - сам император.

Слухи имели целью скомпрометировать, обесчестить, морально уничтожить слишком зарвавшегося юного стихотворца. Значит, для восстановления чести следовало физически уничтожить самого императора...
 
О том,что Пушкина "высекли" в тайной канцелярии,сказал Толстой-Американец, которому Пушкин имел несчастье сделать замечание, что граф передергивает карты. А  Кондратий Рылеев повторил это в чьей-то светской гостиной. В сентябре 1819 года поэт вызвал  последнего на дуэль и дрался с ним в Батове, в имении его тещи. Оба стреляли в воздух.

О том, что поэты дрались на пистолетах, видно из полусерьезного пушкинского письма к Бестужеву, датированного 24 марта 1825 года:

«Откуда ты взял, что я льщу Рылееву? Мнение свое о его «Думах» я сказал вслух и ясно; о поэмах его - также. Очень знаю, что я его учитель в стихотворном языке, но он идет своей дорогой. Он в душе поэт. Я опасаюсь его не на шутку и жалею очень, что его не застрелил, когда к тому имел случай – да черт его знал!
 
Жду с нетерпением «Войнаровского» и перешлю ему все свои замечания. Ради Христа! чтоб он писал — да более, более!».

 Смысл этого «да черт его знал» в том, что если б знал, то уж точно бы застрелил. Он шутил, но в каждой шутке  есть доля правды. И шутка с подтекстом – Пушкин  знал, что Бестужев обязательно покажет письмо другу и тогда Рылееву придется рассказать о тайной дуэли.

 «То бы уж точно застрелил», - написал Пушкин. Так мог писать лишь тот, кто был оскорблен, вызвал противника и побывал под пистолетом. И поединок был, потому что бросить такое даже в шутку, мол, жалею, что не застрелил, значило - оскорбить бывшего противника.

Поединок был тайный. Дуэль состоялась по дороге на южную ссылку, а секундантами у Пушкина были Дельвиг и Яковлев, которые томились недалеко от них, пока  два поэта, оба выстрелив вверх, потом долго разговаривали. Расстались они, обняв напоследок друг друга

Когда Пушкин писал то свое письмо Александру Бестужеву, он надеялся что в Петербурге, ровно через пять лет после дуэли, распространится так необходимая ему молва о том, что он отстоял свою честь – еще тогда, когда родилась сплетня о том, что его высекли...

А Рылеев, прочитав его письмо, откликнулся на это такими строчками в стихотворении «Бестужеву»:

Хоть Пушкин суд мне строгий произнёс
И слабый дар, как недруг тайный, взвесил,
Но от того, Бестужев, ещё нос
Я недругам в угоду не повесил.


Рецензии
Доброго времени суток,Асна!
Если позволите,некоторое добавление по поводу конфликта между Пушкиным и Толстым-американцем.Есть некоторое основание считать,что у слуха о "тайной порке" Поэта другой "источник" и уж тем более другая причина...Хотя ПОВОДОМ вполне мог послужить.И,как "проводник" этой "утки",лучшего кандидата,чем граф-бузотёр-шулер,не сыскать!Думается,что решение о "виртуальной",но очень чувствительной порке зарвавшегося,юного литератора,принималось на "самом верху"! Александр 1 правильно нащупал "болевую точку" Пушкина.Ущемлённая гордость поэта,ещё долгие годы,"зализывала" рубцы унижения...,о чём Вы и говорите,раскрывая подтекст письма к Бестужеву.
Кстати,с графом у Пушкина,после возвращения в Петербург,установились вполне приятельские отношения.Видимо,дух авантюризма,присущий обоим,проявил свою связующую сущность,когда "рыбак рыбака...",и персонаж "Евгения Онегина" Зарецкий носит узнаваемые черты Толстого.И именно Толстого Пушкин просит передать письмо матери Натальи Гончаровой, в котором впервые просит руки ее дочери...
Спасибо,Асна,за возможность и способность!И прошу простить за слишком длинные комментарии.Очень трудно удержаться!С наилучшими пожеланиями,Сергей Федюков!

Сергей Федюков   12.01.2016 15:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Читаете ли Вы потом мои ответы? Я даю толкование опять из своих произведени й.
Ваши комментарии прекрасны. Они рождаются от того, что Вы не начали читать мой роман, а читаете краткие рассказики. В романе "А это - мой Пушкин" идут толкования обо всем, из главы в главу, в чем возникают у Вас сомнения или вопросы. Роман позволяет это - писать много и с наслаждением)) обо всем, что узнаешь о любимом поэте. А здесь, в рассказах, подозревается, что читатели уже из романа знают обо всем - и там и там у меня были одни и те же читатели. Но Ваши вопросы заставили меня задуматься, что я, может быть, ошибалась. Или я "напоролась" на того читателе, который так же, как и я, спешит со всеми поделиться о своих открытиях)). Но надеюсь, что Вы читаете мои ответы на свои комменты. Если возникнет необходимость, я могу их убрать. Тут так делают многие)) , чтобы не обижать. Я ходила по Вашей ссылке на Ютюб и слушала и смотрела "последний день Вашего лета " , но не смогла отправить отзыв - не зарегистри- рована, а заниматься этим нет времени. Честно.

Асна Сатанаева   12.01.2016 18:42   Заявить о нарушении
Ещё раз приветствую Вас,Асна!
Вы знаете,я специально начал чтение с малых форм-"сладкое" на десерт,так сказать,оставил.Хочу для начала "размяться" короткими фрагментами,сформировать позицию,ощутить расклад,чтоб уж потом,во всеоружии насладиться с чувством,с толком,с расстановкой...
Читаю не только сами миниатюры,но и комментарии к ним,если они развёрнуты и содержательны,так что выискиваю и нахожу "крупицы" и там.
По поводу Ютуба,не беспокойтесь-к Вам захожу не за ответными визитами,но,из чисто шкурного интереса-за удовольствием!

Сергей Федюков   12.01.2016 19:22   Заявить о нарушении
P.S.И пожалуйста-не нужно ничего удалять!Нет никакой досады (и тени её),если где-то был в заблуждении-не вижу в том ущерба для себя,а только возможность глубже погрузиться в новое измерение...

Сергей Федюков   12.01.2016 19:36   Заявить о нарушении
Доброе утро, Сергей. Как приятно встретить адекватного человека в наш век больных, тотально "понимающих", любящих и видящих только себя!))
Я ничего не имею против Вашего метода, просто все, о чем Вы мне пишете, уже изложено и разбросано по всем материалам, выложенным здесь у меня. Досада моя только в том, что мне приходится еще раз говорить о том, что, казалось, уже оставлено за собой)). Дело в том, что я полностью в другой теме и поглощена ею так, что отвлекаюсь только тогда и- на очень короткое время, когда уже начинаю ничего не соображать. Мне очень неудобно, что я не могу идти к любимым авторам, чтобы посмотреть, что у них нового и хорошего, оказать, так сказать, внимание - ведь я всех их люблю. Но не получается... А к Вам ходила просто из интереса - кто же мне пишет такие отзывы и чем он дышит: новый человек всегда - открытие. В этот раз это открытие понравилось. Хотела бы и все остальное посмотреть, но работа моя идет очень напряженно, материалов, необработанных, воз и маленькая тележка, а одновременно с обработкой идет еще и формирование книги. В общем, как всегда, начав дело, не терпится быстрее его закончить. Я торопыга страшная. Так что я рада, что Вы не обижаетесь и не заморачиваетесь на моих ответах, может, немножко даже колкие. Но я объяснила, почему это произошло)), считайте, что извинилась)).
А Вам - успехов во всех делах!
С уважением,

Асна Сатанаева   13.01.2016 06:29   Заявить о нарушении
Доброе утро,Асна!
Я уже понял,продвигаясь по Вашей пушкинеане,что мои ремарки выглядят несколько поспешными и излишними,особенно для Вас,т.к. всё ЭТО имеется в последующих текстах...К сожалению (к счастью!),пишущий их не "ведал,что творил" :),хотя вполне мог бы догадаться...Но ослеплённый неожиданным и надо сказать,весьма приятным "путешествием",и погружённый в него всецело-не смог адекватно (не смотря на свою "адекватность":)))оценить совершаемого.За что покорнейше прошу прощения!Впрочем и в последующем,полную свою "адекватность" гарантировать не обещаю.Тема для меня новая,и описанная Вами в "живой" манере,поглотила меня полностью-и слава Богу!
И на последок-дай Вам Бог вдохновения и сопутствия!Спасибо,с уваженим,Сергей Федюков.

Сергей Федюков   13.01.2016 11:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.