44. Нет хвостам!

На скане газеты "За науку в Сибири" статья Г.Платонова, председателя бытовой комиссии ОКП, В.Неронова, секретаря комитета ВЛКСМ Химико-металлургического института, Г. Переладова, общественного фоторепортёра, Ю.Таскаева, литсотрудника газеты. Статья помещена в №32 от 19 августа 1963 г. На снимках в газете 1- бочка с квасом стоит, а продавца нет. 2 - Одна из очередей. Посмотрите внимательней: да-да очереди были именно такими. 3 - тара (ящики с гвоздями иоборванными металлическими лентами загораживают проход в посудо-хозяйственный магазин.


Академгородок рос не по дням, а по часам. После сдачи домов по плану 1-го полугодия в новые дома вселились еще тысячи две жителей. Магазинов и предприятий бытового обслуживания по-прежнему нехватало. Это уже стало хроническим явлением. Повсюду надо было постоять в очереди: в любой магазин, в парикмахерскую, в сберкассу.

Бытовая комиссия, как и раньше, контролировала работу каждой торговой точки, каждого приёмного пункта. Работала с продавцами и приёмщиками, с директорами магазинов и предприятий бытового обслуживания, с руководством ОРСа «Сибакадемстроя».

Намечали меры, подбирали квартиры для временного размещения, составляли акты на обвесы и обмеры, на грубость продавцов, следили, чтобы в магазинах не было заначек «для нужных людей».

Теперь работу бытовой комиссии возглавлял Гарик Платонов. Результат одного рейда был опубликован под заголовком «В хвосте очереди» в газете «За науку в Сибири» (№32 от 19 августа 1963 г.).

Участники рейда прошлись по Академгородку, посетив пункт по ремонту обуви Комбината бытового обслуживания, пункты приёма белья в стирку Фабрики-прачечной, посудо-хозяйственный магазин, парикмахерскую, столовую №8, места продажи кваса из цистерн, лотков с пирожками и т.п.

В последнее время очереди стали повсеместным явлением. Против них и была направлена критика Бытовой комиссии. Мы требовали увеличить количество продавцов, приёмщиков, парикмахеров, лоточников, выносных торговых точек.

Требовали четкой работы приёмных пунктов и выносных точек. Требовали освободить торговые залы от тары и упаковочных материалов. Требовали  вежливости с покупателями. От ОРСа требовалось увеличить ассортимент (овощей и фруктов), навести дисциплину и порядок в каждом магазине.

Должен сказать, что ОРС испытывал значительные трудности с кадрами. Мало кто хотел работать в торговле, поэтому там рады были каждому. Шли в основном из-за жилья, но его ОРСУ выделялось мало. Продавцы попадались всякие –  неопытные, грубые.

Не лучше обстояло дело и на предприятиях бытового обслуживания. И там нехватало кадров. Качество работы было низким. Участники рейда это отметили, посетив обувщиков. Дисциплина хромала. Часто пункты приёма были закрыты в рабочие часы. А прохладительными напитками вдруг переставали торговать в самое жаркое время дня.

Я не уделял в своих воспоминаниях об Академгородке много внимания этой работе, но должен сказать, что все первые годы она была у нас на первом месте. Мы хотели добиться маломальской устроенности нашей жизни и быта, не хотели стоять в очередях, хотели добиться более-менее сносного ассортимента в магазинах, качественной пищи в столовых. Не хотели терпеть грубости и хамства.

Многого нам удалось достичь, но, положа руку на сердце, признаюсь, что задача, та, которую мы сами ставили перед собой,  выполнена не была. Торговля и быт не стали идеальными в Академгородке. Да и была ли такая задача нам по силам? Мы же жили в Академгородке не в безвоздушном пространстве, - рядом был миллионный город, где было много хуже, чем у нас. И по части снабжения, и по части культуры обслуживания.

И всё же очереди стали намного короче, ассортимент, безусловно, вырос, а культура продавцов и работников предприятий бытового обслуживания заметно поднялась. Хамство и грубость мы искоренили.

В этом заслуга большой армии наших контролёров, тративших своё время, порой выслушивающих не очень лестные тирады в свой адрес от продавцов, а то и от покупателей. Нас, очень активных, было немного, но помощников всегда было предостаточно. Продавцы и директора магазинов нас знали в лицо, и когда мы только входили в магазин, мы чувствовали, что что-то неуловимо меняется: продавцы становятся более вежливыми и предупредительными, через 10-15 секунд в торговом зале появляется директор, а на прилавки начинают подавать товар из подсобок.

Нас много раз пытались заманить, предлагая приобрести с чёрного хода дефицитный товар, но я не знаю ни одного случая, чтобы наш общественный контролёр поддался искушению.

Так было тогда: жизнь была трудной, но совесть была чистой и незапятнанной. И я твёрдо знаю: именно такое мнение об общественных контролёрах было у жителей Академгородка.

Прошло пятьдесят лет. Жизнь стала другой. Немногое остаётся в памяти поколений.
Но и сегодня, оглядываясь назад, я вспоминаю о проделанной работе с гордостью. Знаю, как она была важна тогда для всех, кто поселился в молодом Академгородке и собирался там жить постоянно. Эта работа была важнейшей частью строительства нашей жизни.

Продолжение следует: [http://proza.ru/2013/02/16/1694]


Рецензии