Постмодернизм

На протяжении двух последних столетий человечество пережило множество событий. Это время больших перемен и больших потрясений. В современной ситуации глубокого кризиса культура теряет целостность и предстает эклектическим соединением различных культурных образований. Это явление получило название «постмодернизм». Помимо традиционных видов художественной культуры постмодернизм способствовал формированию специфической практики перформанса. Термин «перформанс» происходит от англ. «performens», что означает «представление», «действие». Он специализируется на изображении состояний сознания в процессе человеческой коммуникации. Истоками перформанса считаются распространенные в начале ХХ в. действа, живые картины, демонстрации футуристов и дадаистов (Эстетика. Словарь. - С. 255). В перформансе основная суть произведения заключается в процессе его создания, главные черты: развитие во времени, провокационность, эпатаж, экспериментальность, социальность, примат действия, соединение различных видов искусства, единичность зрелища, нелогичность, случайность, ирреальность, обращение к абсурдности политической борьбы, преодоление инсценирования общественных событий, протест против всеобщего обмана и пошлости, акцентирование на непредсказуемости. На формирование перформанса оказала влияние массовая культура с её культивированием «звёзд» кино, телевидения, спорта, поп-музыки. Объектом направления преимущественно являются негативные аспекты человеческого общения в виде демонстрации идей некоммуникабельности, одиночества, ностальгии, непонимания, превосходства, угрозы, тоски и т.п.
Так, развитие немецкоязычной лирики конца ХХ века обусловлено постмодернистскими тенденциями. Весь строй её не похож на манеру стихосложения классиков. Оппозиция «субъект-объект» нивелируется, лирический герой в привычном понимании отсутствует. Пользуясь деконструкцией, автор предлагает множественность трактовок или даже самих концовок или зачинов, намеренно запутывает рецепиента. В стихах постомодернистской поры констатируется отказ от связности и завершенности,  фрагментарность. В плане идейной насыщенности эту поэзию определяет ощущение бессмысленности. Энтропия способствует переносу акцента с содержания на форму,  последняя распадается и символизирует ужас нынешнего положения общества. Напряжение частично снимает ирония. Доминирует пародия и стилизация. Имеют место манипуляции с традицией. Типичными представителями «новейшей немецкоязычной поэзии» являются в 1970-е годы — Ганс Магнус Энценсбергер, в 1980 — Фолькер Браун, в 1990 — Ильма Ракуза. Показательно творчество Петера Хухеля, Вольфа Бирманна, Петера Рюмкорфа, Рольфа Дитера Бринкманна, Вольфа Вондрачека, Эриха Фрида, Дурса Грюнбайна, Гюнтера Кунерта, Сары Кирш, Райнера Кунце, Райнальда Гётца, Розы Ауслендер, Томаса Клинга, Петера Хандке, Бото Штрауса, Хайнера Мюллера.
В поэзии конца ХХ века происходит уравнивание творческих статусов автора и переводчика. «Под влиянием принципов литературного постмодернизма сформировалась постмодернистская школа художественного перевода, специфика которой заключается в свободном, игровом, ироничном отношении к переводимому тексту, его произвольных трансформациях, создании фантазийных словесных конструктов, мозаики неологизмов» (Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. - СПб. - 2000. - С. 188).
И.С. Роганова (Роганова И.С. Актуализация постмодернистской парадигмы в культуре конца ХХ века (на примере немецкоязычной литературы) - дис. д. культ. - М. - 2010) констатирует, что за последние тридцать лет в немецкой литературе произошла «бархатная революция». С 1989 года зарождения новых литературных тенденций критики начали писать не только о смерти рассказчика в его классическом понимании, но вообще о конце немецкой литературы. Наряду с разработкой темы места человека в новом обществе литература бывшей ГДР продолжает исследовать феномен Берлинской стены. Измученная бесконечными дискуссиями, проза и поэзия объединенной Германии приспосабливается к сегодняшним условиям, поменяв конгломерат художественных средств. Отмечается, что большинство критиков не приемлют постмодернизм в литературе, затронувший немецкую традицию и изменивший её. Особенностью немецкого постмодернизма в отличие от постмодернизма других стран стало то, что, хотя и пришел с опозданием, он сразу, «перескочив» определенный начальный этап, испытав сильное влияние западных образцов, позиционировал себя очень развитым и даже, в какой-то степени, опередил постмодернизм в литературной практике Франции, Италии и Америки. Этим он обязан еще и великой немецкой философии. Кроме того, постмодернизм сумел интегрироваться в такую нетрадиционную сферу как феминизм и в литературоведении, и в литературе. Способ обретения женщиной своей идентичности парадоксальным образом нашел себя в феминистской деконструкции дискурсивности. Ирмтрауд Моргнер, Эльфрида Елинек, Урсула Крехель, Рената Шостак, Анна Дуден, Бригитта Кронауэр, Дагмар Лёйпольд, Эльке Хайденрайх, Криста Вольф, Марлена Штреерувитц развенчивают приоритет мужского способа мышления, способствуя разрушению социально-психологических стереотипов.
Считается, что постмодерн в России порождён коллизиями посттоталитаризма и может быть обозначен архаическим, периферийным в силу некоторой оторванности от общемировых тенденций развития культуры, сформированным при отсутствии полноценного циркулирования идей и художественного опыта. А.Н. Тарасов (Тарасов А.Н. Феномен «прекрасного» в художественной культуре постмодернизма: культурологический анализ - Липецк. - 2010) пишет, что художественная культура постмодерна — временное явление: неоднократно появлялось и исчезало в культуре человечества, выполняя свои ситуативные функции, уступая место классическому художественному наследию с ориентацией на гуманистические начала субъективных замыслов. Анализ негуманистических характеристик постмодернизма и сопоставление их с границами и сущностью искусства позволяет автору говорить о том, что постмодернистская художественная практика имеет опосредованное отношение к художественному творчеству и далека от искусства. Здесь происходит девальвация прекрасного и делается это с целью низведения человека до уровня «животно-потребительского» существа. И.А. Гобозов подчеркивает, что постмодернизм отвлекает людей от решения проблем и основное внимание уделяет не рациональному объяснению трудностей жизни, а бессмысленному анализу различных текстов (Гобозов И.А. Очень современная книга // Философия и общество. 2003. - № 1. - С. 172). И.В. Малышев показал, каким именно образом постмодернистское искусство способствует «парализации мышления, внедрению примитивных стереотипов мыслечувствования, т. е. дибилизации» (Малышев И.В. Х эссе о ХХ веке. М. - 2003. - С. 40). В.И. Пантин и Т.Ф. Столярова нарисовали современную западную цивилизацию с её неуёмным потреблением: «антикультура — это не просто дикость и варварство, она является продуктом превращения культуры в материалистическую цивилизацию, которая не приемлет ничего выходящего за рамки узко понимаемых пользы, выгоды, успеха» (Пантин В.И., Столярова Т.Ф. Вырождение или возрождение? : Философское эссе о современной культуре и о творчестве Достоевского, Толкина, Ортеги-и-Гассета. - М. - 2006. С. 41). Для преодоления кризиса современной западной культуры Н.И. Губанову представляется необходимым обращение к классическому наследию (Губанов Н.И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество. - 2007. - № 1). Оппонент теории деконструкции с позиций классического канона Г. Блум призывает вернуться к традиционному художественному объекту (Bloom H. The western Canon. N.Y. - 1995). Предметом своего исследования А.Л. Казин обозначил «пути истины, добра и красоты в художественной культуре ХХ века, взятой в её связи с нравственно-эстетическими традициями прошлого (Казин А.Л. Образ мира. Искусство в культуре ХХ века. - СПб. - 1991)».
Н.А. Ловчинский (Ловчинский Н.А. Образы пространства в современной русской постмодернистской поэзии - дис. к. ф. н. - Волгоград. - 2010. - С. 7) полагает: «В ней (поэзии) эволюционируют и трансформируются такие черты постмодернизма как эклектичность, вторичность, синтез различных культурных контекстов, расшатывание стереотипов массового сознания и апробация новых моделей мышления, упразднение понятий маргинальности и канона, построение произведения по принципу ризомы, перечня, фасеточность творческого зрения, парциальность образов, смешение географических и геокультурных пространств, стирание границ между реальным и ирреальным топосом».


Рецензии