Страна странных. Деревня. 1

       На границе между лесом и степью, на высоком берегу тихой извилистой речушки Битюг, несущей свои чистые воды в батюшку-Дон, расположилось село Николо-Варваринка. Всего-то из единственной улицы состоит деревенька, один конец которой упирается в поле, другой, расширяясь посёлком, построенным для сотрудников психдиспансера, примыкает к  разместившемуся на нескольких гектарах земли и чётко ограниченному трёхметровой высоты забором дурдому. Вся эта топографическая конфигурация напоминает собой контуры большой яйцеклетки и сперматозоидика, внедряющегося в неё через узкую щель проходной. Можно так же представить пиявку, присосавшуюся к больному органу к обоюдной пользе, как органа, так и пиявки.
        Подобно многому множеству сёл России Николо-Варваринка давно бы прекратила своё существование, кабы не соседство с пансионатом. Со времён палочек-трудодней (а именно тогда постановлением Совнаркома на территории барской усадьбы и был размещён пансионат для душевнобольных) сельчане так и норовили удрать из колхоза, устроившись на работу в дурдом санитаром, поваром, истопником, банщиком, да кем угодно. Нельзя сказать, что работа с больными людьми была из лёгких, а всё ж и не тяжелее, чем "пахота" круглый год в поле или на ферме по колено в навозе или жирном, густом чернозёме. Да и копеечка в виде зарплаты регулярно пополняла тощие кошельки тех, кому посчастливилось устроиться в интернат.
         С тех пор прошло немало лет. Колхоз имени Комминтерна приказал долго жить, с ним простились без лишнего пафоса и шума. Но дурдом стоит целёхонек, не зарастает в него народная тропа. И теплится, не затухает насовсем жизнь в деревеньке под бочком у дурдома, да и, наверное, ещё долгие лета она будет отмечена маленькой точкой на географических картах.
        Ведь только какая-нибудь психбольная отправится к праотцам, тут же опустевшую казённую кровать занимает первая из очерёдниц на "свято место". А очередь эта, что река полноводная, питающаяся речушками, ручейками , берущими свои начала в разных уголках нашей страны. Перед проходной образовалась невидимая заводь из претендентов на звание "обеспечаемый". Но дурдом-то не резиновый, всех, нуждающихся в специфическом уходе, принять не в состоянии.
        Можно понять людей, на долю которых выпало испытание в виде умалишённого родственника - не приведи, Господи, жить с таким бок о бок. Больному требуется постоянный уход, а главное - присмотр. Не известно, что у него на уме, каких сюрпризов и бед можно ожидать. Не стоит осуждать и обвинять в бессердечности тех, кто решился своего дебила, олигофрена, дауна или шизика сдать в интернат. Не суди, и не судим будешь! Не суди, и жизнь, возможно, не станет проверять тебя "на вшивость" - а как ты поведёшь себя в подобной ситуации?
       Однажды ко мне в библиотеку (медицинскую библиотеку при детской больнице) пришла мама с новорожденной девочкой. Она была в шоке: при появлении дитя на свет, акушер огласил приговор: "У Вас родился даун. Отказ будете писать?"
      "Дайте мне что-нибудь почитать об этом заболевании. - Попросила она. -"Я, наверное, откажусь от ребёнка." Мы долго разговаривали с мамочкой, листали медицинские справочники, энциклопедии, рассматривали рисунки и фото, сверяли описанные симптомы с теми, что явно проступали у девочки. Некоторые из признаков у ребёнка отсутствовали, и это давало надежду: чем меньше симптомов, тем вероятнее, что болезнь проявится в более лёгкой форме, и девочка будет обучаема.
       Я убеждала женщину не бросать ребёнка. Надеюсь, она нашла в дальнейшем силы смиренно нести свой крест, а если - нет, только Бог ей судья, но не мы - люди. Уходя, она сказала: "Это мне в наказание за то, что в детстве дразнила и насмехалась над мальчиком-дауном, живущим по соседству."
       Не только от сумы и тюрьмы, но и от безумия не стоит зарекаться. Дамоклов меч висит над каждым из нас. Ведь "Если Бог захочет наказать, то прежде отнимет разум". А разве нас не за что наказывать?


Рецензии
Да, "не суди да не судим будешь". Не зарекаюсь сама и не осуждаю других...
Не буду уточнять, но меня эта проблема коснулась самым малюсеньким краешком. Теперь считай она ушла. Но того кошмара, который переживают родители больных детей, да и сами больные, если они в добром здравии, но с физическими дефектами, не пожелаю никому - даже в наказание...

Вера Куприянович-Соколова   03.06.2017 17:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.