Эссе

Автор предлагаемого вашему вниманию эссе не претендует на
истину в последней инстанции, но приглашает читателей  к откровенному  разговору на заинтересовавшую его тему.
               
               

                - Папа, а чем добрый волшебник отличается от злого?
                Детский вопрос

В нашей повседневной жизни происходит множество событий, которые оцениваются нами, как говорится, "со своей колокольни". При этом мы мало задумываемся, что все поступки и их побудительные мотивы напрямую зависят от
взаимодействия двух извечных начал мироздания …

Мы включаем телевизор, смотрим ли политические дебаты или американские боевики, новости или развлекательные программы - везде борьба света и тьмы, любви и ненависти, добра и зла.

Так что же такое добро и зло?

 Поискам ответа на этот вопрос посвятили свою жизнь многие поколения людей, начиная с первобытных "человеко-обезьян" и, кончая, "человеками-разумными" порога третьего тысячелетия.

Рискну предположить, что именно этот неразрешимый вопрос стал первопричиной возникновения религиозных верований.
В самом деле, в первобытные времена (да и сегодня, пожалуй)  человек, в котором возгорелась первая искра сознания, совершенно не мог понять, почему силы
природы являются - то враждебными, то дружелюбными, почему огонь - то уничтожает, то согревает..? Возможно, именно тогда и возникли первобытные представления о добре и зле. А именно: все, что приносит человеку пользу -
доброе, а все, что таит в себе опасность - злое.  Отсюда - суждения о  высших силах, влияющих на человеческое бытие.

Прошли годы, человек научился преодолевать влияния природных условий - сеять хлеб, возводить жилища, одеваться. Но количество зла в мире не уменьшилось. Мало
того, возникли новые источники зла - тщеславие, жажда обогащения, себялюбие.
Короче, добро и зло стали зависеть от самого человека.

Именно это привело к исторической необходимости возникновения глобальных религиозных представлений. Современные религии - иудаизм, христианство, магометанство,
разновидности буддизма накладывают определенные ограничения на безудержность людских желаний, но почти каждая из них объявляет добро, как некую божественную
суть, а зло - лишь происками сатаны.

Конечно, все это верно, но никоим образом не дает определения добра и зла, и все сводится к вопросу веры и неверия.

На обычном житейском уровне - добро и зло понятия относительные. Что для одного человека может быть благом, для другого является страданиями. За примерами
далеко ходить не надо, достаточно вспомнить события в постперестроечной России и все становится совершенно понятным.

Однако я больше придерживаюсь  мнения китайских мудрецов, которые считают, что отсутствие зла само по себе не обязательно является добром и наоборот. Но даже древняя восточная мудрость не дает однозначного  ответа на этот извечный вопрос.

Как ни странно, но ваш покорный слуга, автор этих строк, нашел единственно верное, с его точки зрения, определение
Добра и Зла!

Дело было так. Однажды вечером  пятилетний сын спросил своего отца:
- Папа, а чем отличается добрый волшебник от злого?
- Ну… добрый - делает добрые дела, а злой - злые…
- А что такое добрые дела?
- Добрые - это когда хорошо
- А злые?
- Когда плохо…
- Но ведь когда злой волшебник колдует ему хорошо?…

Что тут ответить? Я, взрослый человек, был поставлен в тупик
детским вопросом. Действительно, как объяснить маленькому человечку - что такое "добро и зло", ответить на вопрос, на который лучшие умы человечества не могли до сих пор найти ответа? И тут как будто пришло озарение и стало ясно,
что неверная формулировка вопроса (что простительно ребенку и непростительно взрослому) - порождает неверный ответ или заводит в тупик. "Чем отличается добрый от злого?…вроде бы и ничем… и тот и другой волшебники, колдуют.…А зачем они колдуют?" Вот в этом то и оказалась ошибочность постановки вопроса о добре и зле: "Зачем!  злой свершает
свои дела, а добрый свои… для чего или для кого?"
На что ребенок незамедлительно ответил:
- Добрый делает все для людей, а злой для себя!

Так вот он простейший ответ на сложнейший вопрос! Зло в чистом виде -  эгоизм, а добро - альтруизм. Служение людям
или служение самому себе.

Безусловно,  каждый из нас стремится  обеспечить свое  благополучие, но один - путем усердного труда, а другой - за счет ближних. Один дарит, а другой ворует… Конечно, каждом человеке присутствует и то и другое, но в каких пропорциях?

Таинство рождения человека. Он приходит в мир, и для того, чтобы выжить, вынужден думать только о себе. Но по мере взросления он осознает, что вокруг него находятся другие люди и постепенно в сознании ребенка происходит переход от
первоначального природного (животного, если хотите) зла - к добру, что и определяет его место в будущем человеческом обществе. Т.е. фактически в процессе жизни  человек из
существа потребляющего становится, в той или иной мере, личностью отдающей - творцом.

Кстати, подобное определение добра и зла (эгоизм и альтруизм) помогает понять суть многих физических явлений, которые, при всем нашем желании, мы не можем отнести
к социальным (т.е. зависящим от отношений между людьми), скажем, света и тьмы.

А что такое свет и тьма? Это своего рода природные аналоги побуждений. Свет - излучение, отдача, дарение, а тьма - накопление, поглощение, смерть. Может быть, именно поэтому у многих народов мира белое ассоциируется с радостью, а
черное с печалью?

Многие законы, включая и религиозные, заставляют человека служить добру, поскольку без  уважения к ближнему, без
самотдачи без соблюдения норм морали (а по сути ограничения наших эгоистических побуждений) современное общество немыслимо. И когда где-то идут военные столкновения, течет кровь, или совершается преступление, там  мы сталкиваемся с ярчайшими проявлениями зла.
И дело даже не в том, что страдают невинные люди, - все сводится к  тому, что кто-то, где-то, ставит свои личные
интересы выше интересов человеческой цивилизации. Тоже само можно сказать и о наркомании, алкоголизме, обогащении, уходе в различные религиозные течения, безудержных сексуальных отношениях, - во всех этих случаях присутствует только одно: желание личного удовлетворения, и очень часто за счет ближних.

Я нисколько не хочу морализировать на эту тему, как говорится - сам грешен.  Но перед тем, как сделать что-либо, всегда
стараюсь посмотреть: а не причиняет ли мое действие (которое возможно является злом, в свете вышеизложенного) неудобство друзьям, знакомым, сослуживцам или
совершенно незнакомым мне людям!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.